Газ где производят: Горьковский автомобильный завод — Википедия – ГАЗ (компания) — Википедия

Содержание

Технические газы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Технические газы — химические вещества и их соединения в газообразном или жидком (при сжижении) состоянии, получаемые искусственным путём при разделении атмосферного воздуха, выделением из углеводородного сырья или химическими способами, хранящиеся под давлением в специальных сосудах и используемые в производственных и бытовых целях.

Импортный баллон с пропаном

Технические газы используют в производстве товаров (металлургия, химическая промышленность), при выполнении строительно-монтажных работ (сварочные работы, работы по резке металлов), добыче углеводородов, в пищевой промышленности (при охлаждении продуктов, производстве газированных напитков), сельском хозяйстве, производстве оружия, метрологии (в измерительных приборах), в развлекательных целях (надуваемые гелием воздушные шары).

Ёмкость для хранения и транспортировки технических газов

Наряду с техническими газами выделяют такой их подвид, как медицинские газы, используемые в работе медицинских приборов, в лечебных и реанимационных процедурах. Основным медицинским газом является медицинский кислород.

В настоящее время на рынке получают широкое распространение газовые смеси, которые позволяют сделать результат работ или процедур более высоким по качеству. В качестве примера можно привести сварочные газовые смеси (к примеру, защитная газовая сварочная смесь на основе углекислоты и аргона), медицинские газовые смеси и поверочные газовые смеси (используются в метрологии) на основе особо чистых газов.

Азот, аргон, кислород и двуокись углерода — получаются в процессе разделения атмосферного воздуха на кислород и азот на специальном оборудовании — воздухоразделительных установках.

Ацетилен — производится путём выделения газа при взаимодействии карбида кальция с водой.

Гелий — выделяется при добыче гелийсодержащих природных газов.

Пропан-бутановая смесь — выделяется при добыче углеводородного сырья.

Баллоны для хранения и транспортировки технических газов

Основной способ транспортировки технических газов — перевозка различными видами транспорта в сосудах, работающих под давлением (газовых баллонах вместимостью от 10 до 50 л). Каждому техническому газу при транспортировке в баллонах соответствует баллон особого цвета: для кислорода — голубого, для пропан-бутана — красного, для аргона — серого, для азота — чёрного, для ацетилена — белого, для гелия — коричневого, для углекислоты — чёрного цвета. Перевозка технических газов автомобильным транспортом осуществляется специальными автомобилями с допуском к перевозке опасных грузов и со специальными знаками.

Возможна транспортировка технических газов в жидком состоянии (жидкий кислород, азот, аргон) в автомобильных или железнодорожных цистернах.

Для транспортировки технических газов на крупные предприятия возможна транспортировка через специальные трубопроводы. Таким способом Свердловский кислородно-ацетиленовый завод поставлял в 1970-е годы кислород на Уральский завод тяжелого машиностроения.

Кроме того, популярным сегодня становится расположение производственных мощностей производителей непосредственно на территории крупного потребителя газов.

Государственный надзор за безопасностью производства технических газов, оборота газов и эксплуатации сосудов, работающих под давлением, осуществляют органы Ростехнадзора.

ГАЗ-ААА — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ГАЗ-ААА
Производитель ГАЗ
Годы производства 1936—1943
Сборка Союз Советских Социалистических Республик
ГАЗ (Горький, СССР)
Колёсная формула 6 × 4
карбюраторный,
4-цилиндровый, рядный, рабочий объём 3285 см3, до 1937 года степень сжатия 4,25, мощность 40 л. с. (ГАЗ-АА), с 1937 года — степень сжатия 4,6, мощность 50 л. с. при 2800 об./мин (ГАЗ-ММ)
10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода)
Длина 5335 мм
Ширина 2040 мм
Высота 1970 мм
Клиренс 230 мм
Колёсная база 3200 мм
Масса 2475 кг
Грузоподъёмность 2000 кг на шоссе, 1500 кг на грунте
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Правая сторона

ГАЗ-ААА — советский грузовой автомобиль повышенной проходимости. Представлял собой реализацию концепции создания «шестиколёсного» автомобиля повышенной проходимости за счёт увеличения числа ведущих мостов до двух, таким образом, колёсная формула автомобиля из 4 × 2 была превращена в 6 × 4.

В 1920-х годах в мировой автомобильной промышленности стала популярной концепция трёхосных (по тогдашней терминологии шестиколёсных) автомобилей повышенной проходимости с колёсной формулой 6 × 4. В СССР внимание автомобилям повышенной проходимости (прежде всего для нужд РККА) уделялось самое пристальное, поэтому первоначально начались их закупки по импорту. Например, для эксплуатации в Средней Азии закупались популярные французские средние грузопассажирские автомобили Renault MH, а для РККА — английские тяжёлые 7-тонные грузовики Moreland TX6. На базе последнего в 1931 году был даже создан тяжёлый бронеавтомобиль Д-9. В конце 1930 года в США была закуплена партия из 1000 трёхосных (6 × 4) грузовиков «Timken Company» Ford-Timken грузоподъёмностью 1,5—2,5 т, выпускавшихся на базе стандартного двухосного (4 × 2) Ford АА. Кстати, в Америке эта модель большого признания не получила, но в СССР стала родоначальницей всех «трёхосок». В 1931 году сборка трёхосных «Ford-Timken» из американских комплектов была развёрнута на Первом автосборочном заводе. На базе «Ford-Timken» уже в 1931 году были разработаны и в 1931—1934 годах выпускались серийно бронеавтомобили среднего класса Д-13, БАИ и БА-3, а также были созданы экспериментальные плавающие авто-железнодорожные бронеавтомобили БАД-1 и БАД-2.

[2]

История создания и производства ГАЗ-ААА[править | править код]

В 1932 году на шасси Ford АА в НАТИ был разработан собственный оригинальный трёхосный вариант полуторки с червячными главными передачами мостов и демультипликатором. В дальнейшем конструкция ГАЗ-ААА доводилась в КБ спецмашин ГАЗа под руководством Виталия Андреевича Грачёва. Серийный выпуск ГАЗ-ААА был освоен в 1934 году и продолжался до июля 1943 года, когда был свёрнут вследствие больших разрушений ГАЗа бомбардировочной авиацией люфтваффе. Было выпущено 37373 грузовика ГАЗ-ААА, в том числе 3331 бронеавтомобиль серии БА-6/БА-10 и 194 автобуса ГАЗ-05-193. Один сохранившийся ГАЗ-ААА находится в Музее истории ОАО ГАЗ в городе Нижний Новгород, второй находится в автомобильном музее во Владивостоке.

Конструктивно ГАЗ-ААА представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. Связанное с этим увеличение числа колёс позволило уменьшить удельное давление от каждого из них на грунт, что позволило повысить проходимость автомобиля по просёлочным и лесным дорогам. Грузовик мог преодолевать подъём в 27°. В 1938 году грузовик прошёл модернизацию, получив более мощный (50 л. с.) мотор и ряд других усовершенствований, аналогичных базовой модели ГАЗ-ММ. С началом Великой Отечественной войны конструкция ГАЗ-ААА была существенно упрощена (по типу ГАЗ-ММ-В) в целях снижения трудоёмкости и стоимости производства, что практически не отразилось на ТТХ. Для повышения проходимости на ведущие колёса бронеавтомобилей и спецмашин на базе ГАЗ-ААА надевались быстросъёмные вездеходные цепи типа «Оверолл» (входили в штатное оснащение всех средних БА).

Модификации, спецмашины и бронеавтомобили на базе ГАЗ-ААА[править | править код]

На шасси ГАЗ-ААА монтировались радиосистемы дальнего обнаружения РУС-2, радиостанции и мастерские разных типов, бензо- и маслозаправщики М3-38 и прочее. Кроме того, в 1941—1945 годах на шасси ГАЗ-ААА выпускался автобус ГАЗ-05-193, использовавшийся в качестве штабной или санитарной машины, а также гигиенической и бактериологической автолабораторий АЛ.

Укороченное шасси грузовика ГАЗ-ААА использовалось для производства бронеавтомобилей среднего класса боевой массой 4,8—5,9 т: БА-6 (1936—1938) и БА-10 (1938—1941). Кроме того, на шасси ГАЗ-ААА устанавливалась система реактивного залпового огня БМ-8-48 «Катюша» и самоходная установка СУ-1-12 с 76-мм полковой пушкой.Так же на базе газ ааа был создан авиационный стартёр ас 2.

ГАЗ-ААА в сувенирной и игровой индустрии[править | править код]

Сборные модели-копии ГАЗ-ААА в масштабе 1:35 выпускаются фирмами «Звезда 1:35» и «Восточный Экспресс», «Miniart» в масштабе 1:72 — фирмами «UM», «ACE» и «Zebrano». В Советское время производилась модель данного автомобиля заводом «Двигатель» (Ленинград) в масштабе 1:43.

В 2011 году компанией «Наш Автопром» выпущена модель ГАЗ-ААА со съёмным тентом, защитного цвета. В 2012 году эта же компания выпустила модель ГАЗ-ААА в модификации «Каракумский пробег» 1933 года, со съёмным остеклённым тентом, голубого и песочного цветов, а в 2014 году — модификацию ГАЗ-ААА времён Великой Отечественной войны, с упрощённой кабиной.

Commons-logo.svg Россия

Владивостокский ГАЗ-ААА работал в пос. Амгу, обслуживая маяк. В 1956 году сломался, преодолевая болото, где и простоял до 1993 года.

В 1937 году гидрографы полярной станции Челюскин проводили топосъёмку побережья Таймырского полуострова, передвигаясь на ГАЗ-ААА; получив впечатления от поездки, они назвали безымянный мыс — Вездеход[3].

Газотранспортная система России — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Газотранспортная система России — совокупность расположенных на территории России газопроводов и связанных с ними сооружений, обеспечивающая транспортировку природного газа от мест его добычи потребителям, включая экспортные поставки. В состав газотранспортной системы входят магистральные газопроводы, распределительные газопроводы, газопроводы-перемычки, подводы и отводы. Функционирование газопроводов обеспечивают газоперекачивающие компрессорные станции, газораспределительные станции и газорегуляторные пункты[1]

.

Общая протяженность газопроводов на территории России составляет 172,6 тыс. км, перекачку газа обеспечивают 254 компрессорные станции общей мощностью 47,1 тыс. МВт (в части объектов, принадлежащих ПАО «Газпром»). В 2018 году в газотранспортную систему «Газпрома» на территории России поступило 693,1 млрд м³ газа[2][3].

Почти все объекты газотранспортной системы России принадлежат ПАО «Газпром». Существует также ряд газопроводов, не связанных с единой газотранспортной системой и принадлежащих иным собственникам. В частности, АО «Сахатранснефтегаз» эксплуатирует магистральные и распределительные газопроводы в Якутии общей протяжённостью 7041 км[4], ПАО «Роснефть» принадлежит газопровод Оха — Комсомольск-на-Амуре, ООО «Сибнефть-Чукотка» — газопровод в Чукотском АО[5], АО «Норильскгазпром» — газопроводы в районе Норильска[6].

Крупнейшие магистральные газопроводы России[править | править код]

Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Белоруссию. Российская часть газопровода начинается в Торжке, имеет длину 402 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1999—2006 годах[7].
Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Украину. Длина российского участка — 3291 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1983 году[8].
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала. Состоит из двух ниток (очередей) длиной около 1200 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 120 атм. Проектная мощность — 115 млрд м³ в год. Введен в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2017 году (вторая очередь)[9].
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Сахалина в Хабаровский и Приморский края. Длина газопровода — более 1800 км, давление — 100 атм. Диаметр труб — 1220 мм и 700 мм. Проектная мощность первой очереди — 5,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011 году[10].
  • Северные районы Тюменской области — Торжок
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Тюменской области в центр Европейской части России и далее потребителям Северо-Западного региона, а также для заполнения экспортного газопровода «Ямал-Европа». Длина газопровода — 2200 км. Проектная мощность на разных участках — 20,5-28,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2006—2012 годах[11].
  • Ухта-Грязовец (2 нитки)
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала и Западной Сибири в центр Европейской части России и далее потребителям Центра и Северо-Западного региона, а также на экспорт. Состоит из двух ниток длиной 970 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 90 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2018 году (вторая очередь)[12].
  • Грязовец — Выборг
Является сухопутной частью газопровода «Северный поток». Длина — 900 км, диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 55 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011—2013 годах[13].
  • Уренгой — Центр (2 нитки)
Две нитки длиной 3211 и 3035 км соответственно. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983-1984 годах[14].
  • Ямбург — Елец (2 нитки)
Две нитки длиной по 3146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1986-1987 годах[14].
Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 4366 км (включая участок на территории Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1987 году[14].
Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 2677 км (включая участки на территории Казахстана и Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1980 году[14].
  • Ямбург — Тула (2 нитки)
Две нитки длиной 2946 и 2146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1988-89 годах[14].
  • Ямбург — Поволжье
Длина 2730 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1990 году[14].
  • Уренгой — Петровск
Длина 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году[14].
  • Уренгой — Новопсков
Длина 3609 км. Диаметр труб – 1420 мм, давление газа – 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году[14].
Должен обеспечивать поставку газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений потребителям Дальнего Востока России, а также на экспорт в Китай. Длина около 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года[15]

Газогенераторный автомобиль — Википедия

Газогенераторный автомобиль на базе ГАЗ. 1943 г. Автомобиль с газогенераторной установкой, Берлин, 1946

Газогенера́торный автомоби́ль — автомобиль, двигатель внутреннего сгорания которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором.

В качестве топлива могут использоваться дрова, угольные брикеты, торф и т. п. Принцип работы газогенератора основан на неполном сгорании углерода. Углерод при сгорании может присоединить один атом кислорода или два, с образованием соответственно монооксида (угарный газ) и диоксида (углекислый газ). При неполном сгорании углерода выделяется практически треть энергии от величины полного сгорания. Таким образом, полученный газ обладает гораздо меньшей теплотой сгорания, чем исходное твёрдое топливо. Кроме того, в газогенераторе при газификации древесины, а также при газификации угля с добавлением воды (как правило в виде пара) идёт эндотермическая реакция между образующимся монооксидом углерода и водой с образованием водорода и углекислого газа. Эта реакция снижает температуру полученного газа и повышает КПД процесса до величины 75-80 %. В случае же если нет необходимости перед использованием охлаждать газ, то КПД газификации составит 100 %[источник не указан 888 дней]. То есть фактически будет осуществлено двухстадийное полное сжигание твёрдого топлива.

Калорийность полученного газа достаточно низкая вследствие разбавления его азотом. Но поскольку для его сгорания требуется значительно меньше воздуха, чем для сгорания углеводородов, то калорийность рабочей смеси (газ + воздух) лишь незначительно ниже чем у традиционных топливовоздушных смесей. Основной причиной снижения мощности транспортных двигателей используемых для работы на газе без переделки является уменьшение величины заряда рабочей смеси, поскольку добиться удовлетворительного охлаждения газа на подвижной технике затруднительно. Но эта проблема не имеет существенного значения для стационарных двигателей, где масса и габариты охладителя мало ограничены. На двигателях, специально изменённых или специально разработанных для работы на генераторном газе, посредством повышения степени сжатия и незначительного наддува газогенератора, достигаются равные с бензиновыми двигателями литровые мощности.

Газогенератор обычно применяется при наличии уже имеющихся ДВС (как бензиновых, так и дизельных) и отсутствии основного жидкого (бензин, солярка) топлива для них.

В 1799 году французский инженер Филипп Лебон открыл светильный газ и получил патент на использование и способ получения светильного газа путём сухой перегонки древесины или угля. В 1801 году Лебон взял патент на конструкцию газового двигателя, однако в 1804 году он был убит, не успев воплотить в жизнь своё изобретение.

В 1860 г. бельгийский официант и, по совместительству, инженер-любитель Этьен Ленуар создал и запатентовал двигатель внутреннего сгорания, работающий на светильном газе.

В 1862—1863 гг. газогенераторная силовая установка мощностью до 4 л.с. была установлена на восьмиместный открытый омнибус. КПД двухтактного двигателя Ленуара достигал всего 5 %. Разбогатев, Ленуар перестал работать над усовершенствованием своей машины, поэтому, когда на Парижской всемирной выставке 1878 г. публике был продемонстрирован четырёхтактный газовый двигатель немецкого инженера Николаса Отто с КПД 16 %, слава пионера газогенераторного двигателестроения, к сожалению, быстро померкла.

В 1883 г. английский инженер Э. Даусон впервые сформулировал концепцию сочетания газогенератора и двигателя внутреннего сгорания в едином блоке, который целиком мог быть установлен на транспортной или иной машине. Значение этой работы было настоль велико, что в течение некоторого времени полуводяной газогенератор повсеместно назывался «газом Даусона». Первый классический газогенераторный автомобиль, использующий в качестве топлива древесные чурки и древесный уголь, был построен Тейлором в 1900 г. во Франции (патент в России выдан в 1901 г.).

В 1891 году отставной лейтенант Российского флота Евгений Яковлев построил завод газовых и керосиновых двигателей в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице, однако конкуренцию с нефтяными и бензиновыми двигателями его продукция не выдержала.

В 1916 г. начались регулярные рейсы газогенераторного автобуса между Парижем и Руаном (протяжённость маршрута по разным данным составляла от 125 до 140 км).

В 1919 г. французский инженер Георг Имберт создал газогенератор прямоточного (обращённого) типа, в котором топливо и газифицирующий агент при газификации движутся в одном направлении. В 1921 был создан автомобиль с газогенератором на этом принципе. При этом древесина пиролизуется не в цилиндрах (как у Форда, Круппа или Порше), а в котле, где древесина «сжигалась» при недостатке кислорода (частичнозамещённый пиролиз), что являлось большим шагом вперед по сравнению с полукоксованием от Круппа. Это позволило настолько улучшить качество газогенераторов, что газогенераторные двигатели снова стали реальными конкурентами бензиновых и дизельных двигателей.

В Германии во время войны стали делать газогенераторы не только дровяные, но и на брикетах из буроугольной крошки и пыли, так как этого топлива там было достаточно много. Грузовики с газогенераторами ездили не быстро — 20 км в час — на низкокалорийном газе, в который превращались в газогенераторе дрова. В некоторых странах мира и в настоящее время используют такие автомобили (в очень небольших количествах), довольно много их в сельской местности Северной Кореи[1].

В 1938 г. в Европе насчитывалось около 9 тыс. автомашин, работавших на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тыс.

Первое в СССР испытание автомобиля на шасси ФИАТ-15 с газогенераторной установкой В. С. Наумова состоялось в 1928 году. В 1934 году проведён первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва, в котором участвовали ГАЗ-АА и ЗИС-5 с установками, спроектированными в НАТИ[2].

В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.
В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем — ЗИС-21 и на Горьковском заводе — ГАЗ-42. В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу.

В трудные годы войны все машины Колымы были переведены на газогенераторное топливо, или, проще говоря, на обыкновенную деревянную чурку. Были специальные комбинаты по заготовке и сушке «чурочки» — так ласково называли её шофёры. Уходя в рейс, водитель брал шесть-восемь мешков чурки, которые по мере необходимости засыпал в специальный бункер. Дерево сгорало, образовавшийся газ «двигал» машину.

Ясное дело, что «газген» появился не от хорошей жизни — не хватало бензина. Первая конструкция газогенераторного устройства была неудачной… Рационализаторы Аткинской автобазы решили заставить «газген» работать лучше. И они добились своего: сделали надёжным «газген» на трассе, грузоподъёмность его повысили до семи тонн. А опытные шофёры на такую машину брали прицепы до восьми тонн. На ВДНХ в 1945 году колымские «газгены» заняли первое место.

  1. ↑ Северная Корея. День 3. Мавзолей Ким Ир Сена
  2. Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили Страны Советов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ДОСААФ, 1983. — 128 с. — 150 000 экз.
  3. Шайдуров С. А. Берег двух океанов. — М.: «Советская Россия», 1975. — С. 75—76. — 192 с. — 50 000 экз.
  • Копытов В. В. Газификация конденсированных топлив: ретроспективный обзор, современное состояние дел и перспективы развития. — 2012. — 504 с. — ISBN 978-5-9729-0052-7.

Горьковский автомобильный завод

Статья опубликована 04.07.2014 06:41
Последняя правка произведена 08.08.2015 16:42
ГАЗ

История автомобильного предприятия «ГАЗ».

Начало начал.

Свою историю «Горьковский Автомобильный завод» ведёт с весны 1929-го года, когда 4-го марта этого года было принято принципиальное решение правительства Советского Союза о его строительстве, а 6-го апреля утверждено место для строительства — Нижний Новгород (который, уже спустя некоторое время станет очень знаменитым городом русских машин). В мае того же 1929-го года Высший совет народного хозяйства СССР и известная американская фирма «Ford Motor Company» заключили договор о всесторонней помощи в организации выпуска легковых и грузовых автомобилей «Форд — А» и «Форд АА». Тесное сотрудничество советских и американских специалистов позволило в кратчайшие сроки разработать всю техническую документацию для реализации проекта. Уже на следующий год (в мае 1930-го года) был заложен первый камень, который положил начало строительству нового советского автомобильного предприятия, а через 18 месяцев (1-го января 1932-го) предприятие было признано госкомиссией как готовое к эксплуатации.

ГАЗ-A ГАЗ-A

Начиная с 29-го января 1932-го года, когда из ворот завода вышел первый, собранный по образу и подобию фордовского прототипа грузовик «ГАЗ – АА», к началу Великой Отечественной войны предприятие выпускало 68,3% всех советских автомобилей. Всего за это время предприятие освоило производство семнадцати моделей автомобилей и их модификаций. Среди них: легковой автомобиль «ГАЗ – А» (начало выпуска – декабрь 1932-го года), автобус «ГАЗ – 03 – 30» (с 1933-го года), грузовик «ГАЗ – ААА» (с конца 1934-го года), санитарный автобус «ГАЗ – 55» (с 1937-го года), грузовик «ГАЗ – 42», пикап «ГАЗ – 4». До начала войны «ГАЗ» стал лидером советского автомобилестроения, выпустив в общей сложности 450 тыс. единиц транспортных средств.

Война.

Во время Великой Отечественной войны завод, как и многие предприятия Советского Союза, был переориентирован на выпуск продукции для фронта. Он 25 раз подвергался разрушительным авианалётам фашистской авиации, в ходе которых были повреждены и разрушены полсотни производственных корпусов, девять тысяч метров конвейерных линий, около шести тысяч единиц производственного оборудования. Нужно отметить, что ассортимент выпускаемой продукции был обширен: вездеходы «ГАЗ – 67» и «ГАЗ – 64» , бронемашины «БА – 64» и «БА – 64Б», лёгкие танки «Т – 60» и «Т – 70», грузовой автотранспорт, самоходные орудия и другая военная техника и прочее снаряжение. За все годы войны предприятием было выпущено: автомобилей — 176221, танков – 12000, более 9000 самоходных установок, миномётов — 24000 , автомобильных двигателей – 232000, снарядов для ракетного миномёта «Катюша» — 30000.

Правительство Советского Союза высоко оценило вклад предприятия в дело победы над фашистской Германией, наградив его орденами Красного Знамени, Ленина и Отечественной войны I степени.

Послевоенные годы.

Первые годы после войны характеризуются активным восстановлением разрушенного войной народного хозяйства СССР. И Горьковский завод не был исключением. Завод полностью обновил выпускаемый им модельный ряд как грузовых, так и легковых автомобилей. Стоит отметить, что буквально за один год была проведена гигантская работа по переоборудованию производства, для чего понадобилось заново установить или перемонтировать свыше 4036 единиц оборудования.

ГАЗ-69 ГАЗ-69 на конвейере

Массовый выпуск новинок начался в январе 1946 года с грузовика «ГАЗ – 51» и автомобиля «ГАЗ М – 20 («Победа»)». В 1948-ом году в соответствии с правительственным заданием началось проектирование новой модели автомобиля большого класса, который получил индекс «ГАЗ – 12 («ЗИМ»)» Уже в 1950-ом году была выпущена первая промышленная партия этого автомобиля. В том же 1950-ом году производство автобусов «ГАЗ – 651» и санитарных автомобилей «ГАЗ – 653» было передано на другие предприятия, а завод был переименован в «Горьковский завод специализированных автомобилей» («ГЗСА»).

В 1953 году вместо внедорожника «ГАЗ – 67» на поток был поставлен его модифицированный собрат «ГАЗ – 69». А в 1959-ом году из ворот завода вышла знаменитая «Волга» («ГАЗ – 21»). В этом же году была запущена в производство легендарная семиместная «Чайка» («ГАЗ – 13») – новый флагман завода.

ГАЗ-66 ГАЗ-66 на конвейере

С начала шестидесятых и до начала середины семидесятых годов завод параллельно с выпуском автомобилей подвергался постепенному обновлению, реконструкции и расширению. Созданы первые в стране цех точного литья и автоматическая линия формовочного литья. Расширены корпуса ковкого и серого чугуна, установлено новейшее оборудование (1962-ой год). Был построен целый ряд новых заводов, которые предназначались для выпуска пресс-форм и штампов (1967-ой год), коробок передач (1968-ой год), мостов грузовых автомобилей (1972-ой год).

В шестидесятые годы завод выпустил целую плеяду грузовых автомобилей «третьего поколения» таких как «ГАЗ – 52», «ГАЗ – 53А», «ГАЗ – 66» и их разновидности.

В 1970-ом году в массовое производство был запущен автомобиль «Волга» ГАЗ – 24.

На базе головного предприятия, а также заводов-филиалов 24-го августа 1970-го года было образованно производственное объединение «АвтоГАЗ», которое уже на следующий год было переименовано в производственное объединение «ГАЗ», в составе которого насчитывалось 11 заводов.

Правительство СССР в очередной раз высоко оценило вклад предприятия в производство отечественных транспортных средств для народного хозяйства страны и в 1971-ом году наградило автопредприятие вторым орденом Ленина.

В конце семидесятых годов автопредприятие представило новую модель третьего поколения автомобиля престиж — класса «Чайка» («ГАЗ – 14»).

Март 1981-го года ознаменован тем, что с заводского конвейера сходит 10-ти миллионный автомобиль.

Начатое в шестидесятые и семидесятые годы техническое перевооружение предприятия особенно интенсивно развернулось в восьмидесятые годы. Реконструкция, которая проводилась в восьмидесятых годах – самая большая на предприятии за всю его историю.

В соответствии с правительственным заданием в середине восьмидесятых началась разработка новой модели легкового автомобиля представительского класса «ГАЗ – 3105»,впоследствии который стал малосерийным.

С 1985-го года для частных владельцев завод выпускал усовершенствованный вариант Волги «ГАЗ – 24» с индексом «ГАЗ – 24 — 10». Параллельно выпускалась другая модель «Волги» — «ГАЗ – 3102».

Распад СССР.

Как и большинство заводов, после распада СССР предприятие переживало далеко не самые лучшие времена. Так, в 1992-ом году «ГАЗ» превратился в открытое акционерное общество (ОАО), президентом которого был избран Н. Пугин. В том же 1992-ом году завод освоил выпуск нового седана «ГАЗ – 31029», который отличался от предыдущей модели «ГАЗ – 24-10» улучшенным дизайном салона и передней части кузова. Также на базе «Волги» в это же время были попытки осуществить выпуск пикапа «ГАЗ – 2304» («Бурлак»).

Мелкосерийный седан «ГАЗ – 3105», который предлагался на место «Чайки» из – за высокой стоимости не нашел спроса. Однако, выпущенный в июле 1994-го года малотоннажный грузовик «ГАЗель» оказался настолько популярен и востребован в среде малого и среднего бизнеса, что буквально оказался настоящей палочкой — выручалочкой, коя обеспечила предприятию достаточно неплохие перспективы.

В декабре 1995 года «ГАЗ» праздновал очередной юбилей – выпуск своего 15-ти миллионного автомобиля.

ГАЗ-32213 ГАЗ-32213

Выпуск микроавтобуса «ГАЗ – 32213» из семейства «ГАЗель» привёл к созданию и бурному развитию такого массового общественного транспорта как маршрутное такси.

В 1997-ом году «Волга» претерпела очередное обновление и таким образом появилась новая модель «ГАЗ – 3110» В том же году у австрийской компании Steyr предприятие купило лицензию на производство дизельных малолитражных двигателей для лёгких грузовиков, легковых автомобилей, микроавтобусов. Кроме того, в 1997 году по договорённости с «FIAT» было создано совместное предприятие «Нижегород моторс», которое должно было, используя мощности «ГАЗ» собирать легковые итальянские автомобили из импортных комплектующих.

Новые модели автозавода такие как «Соболь» и, пришедший на смену «ГАЗ – 66» «Садко» (1998 -1999 гг. выпуска), также имели значительный успех. Это были малотоннажные микроавтобус и грузовик второго поколения.

В эти годы интенсивно проводились разработки разного рода моделей малотоннажных пикапов и внедорожников таких как «ГАЗ – 2308» («Атаман»), «ГАЗ – 23081 («Атаман Ермак»)», «ГАЗ – 3106» («Атаман -2»). Однако их серийное производство так и не увидело свет.

С конца девяностых годов конструкторское бюро Горьковского автозавода занималось разработкой перспективного среднетоннажного грузовика «ГАЗ – 3310».

XXI век начинается.

Ноябрь 2000-го года ознаменовался для ОАО «ГАЗ» покупкой его контрольного пакета акций компанией «Базовый элемент». На следующий год ОАО «ГАЗ» стало частью автохолдинга «РусПромАвто», который после основательной реструктуризации в 2005-ом году был трансформирован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отводилась роль головной организации.

В этом же году, на поточное производство был поставлен, разрабатываемый с конца девяностых «ГАЗ – 3310», который получил название «Валдай». Кроме того, в 2005-ом году предприятием была выпущена миллионная «ГАЗель».

Волга Сайбер Волга Сайбер

В 2006-ом году часть автомобилей «Волга» были оснащены двигателями от фирмы «Chrysler», объёмом 2,4 л, а в 2007-ом году – рестайлинговым салоном. В этом же 2006-ом году «Группа ГАЗ» приобрела у «Daimler Chrysler» предприятие, выпускавшее среднеразмерные седаны такие как «Chrysler Sebring» и «Dodge Stratus». На вывезенном из Соединённых штатов оборудовании в 2008-ом году было организовано производство Volga Siber. Однако так как Volga Siber по заявленной заводом цене у отечественного покупателя спросом не пользовалась, осенью 2010-го года она была снята с производства.

Что день грядущий им готовит?

В 2008-ом году, столкнувшись с кризисом перепроизводства, предприятию не раз приходилось останавливать конвейер, чтобы разгрузить затоваренные площади. Огромные долги перед поставщиками и по облигациям привели к тому, что правительство Российской Федерации приняло решение об оказании «Группе ГАЗ» финансовой помощи.

В 2009-ом году «Группа ГАЗ» для того чтоб выправить положение, приняла решение о продаже малайзийскому концерну «Weststar» несколько лет назад перед этим купленного британского завода «LDV Holdings», который занимался выпуском коммерческих автомобилей под маркой «Maxus».

В декабре 2010-го года «Группа ГАЗ» договорилась с концерном «Daimler» об организации на площадях Горьковского автозавода производства коммерческих машин «Mercedes – Benz».

В 2011-ом году «Группа ГАЗ» заключила аналогичные соглашения с концернами «GM» и «Volkswagen».

Если на сегодняшний день выпуск собственных малотоннажек и некоторых других типов грузовых машин ещё осуществляется, то о выпуске легковых автомобилей собственной разработки в ближайшем будущем даже не упоминается.

Сланцевый газ — Википедия

Типы природного газа: обычный (A), сланцевый (C), из жёсткого песка (D), попутный (F), угольный метан (G) 48 бассейнов, богатых трудноизвлекаемым метаном (выделены коричневым цветом) в 38 странах (выделены белым цветом), включённых в отчёт U.S. Energy Information Administration «World Shale Gas Resources: An Initial Assessment of 14 Regions Outside the United States» 2011[1]

Сла́нцевый приро́дный газ (англ. shale gas) — природный газ, добываемый из горючих сланцев и состоящий преимущественно из метана.
Ныне сла́нцевым газом в прессе называют преимущественно добываемый природный газ, полученный нетрадиционными методами добычи из осадочных пород (англ. shale — осадочная порода).

Первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США в 1821 году Уильямом Хартом (англ. William Hart) во Фредонии, Нью-Йорк, который считается в США «отцом природного газа».

Инициаторами масштабной добычи сланцевого газа в США являются Джордж Митчелл[2] и Том Уорд (англ. Tom L. Ward).

Масштабная промышленная добыча сланцевого газа была начата компанией Devon Energy в США в начале 2000-х годов, которая на месторождении Барнетт (англ.)русск. в Техасе в 2002 году впервые применила комбинацию наклонно-направленного бурения (в том числе горизонтального) и многостадийного гидроразрыва пласта[3]. Благодаря резкому росту его добычи, названному в СМИ «газовой революцией»[4][5][6], в 2009 году США стали мировым лидером добычи газа (745,3 млрд м³), причём более 40 % приходилось на нетрадиционные источники (метан угольных пластов и сланцевый газ).

В первом полугодии 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили $21 млрд на активы, которые связаны с добычей сланцевого газа[7]. На тот момент некоторые комментаторы высказывали мнение, что ажиотаж вокруг сланцевого газа, именуемый сланцевой революцией, — результат рекламной кампании, вдохновлённой рядом энергетических компаний, вложивших значительные средства в проекты по добыче сланцевого газа и нуждающихся в притоке дополнительных сумм[8][9]. После начала широкомасштабной добычи сланцевого газа цены на газ в США стали падать[10].

К началу 2012 года цены на природный газ в США упали до уровня значительно ниже себестоимости добычи сланцевого газа, в результате чего крупнейшая компания по добыче сланцевого газа — компания Chesapeake Energy объявила о сокращении производства на 8 %, а капитальных вложений в бурение — на 70 %[11][12]. В первом полугодии 2012 года природный газ в США, где наблюдалось его перепроизводство, стоил даже дешевле, чем в России, которая обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа[13]. Низкие цены вынудили ведущие газодобывающие компании сократить добычу, после чего цены на газ пошли вверх[14][15]. К середине 2012 года ряд крупных компаний, занимающихся добычей сланцевого газа, стал испытывать финансовые трудности, а Chesapeake Energy оказалась на грани банкротства[16][17].

По сведениям директора Института проблем нефти и газа РАН академика Анатолия Дмитриевского, себестоимость добычи сланцевого газа в США на 2012 год — около 150 долларов за тысячу м³[10][источник не указан 1586 дней].

Себестоимость сланцевого газа выше, чем традиционного. Так, в России себестоимость природного газа со старых газовых месторождений, с учётом транспортных расходов, составляет около 50 долларов за тысячу м³[16][18][19].

Цены на газ в США[править | править код]

В 2008 г. для промышленности США природный газ продавался в среднем по 9,65 $ за тысячу фут³ (341 $ за тысячу м³), в 2012 — по 3,88 $ за тысячу фут³ (137 $ за тысячу м³).[20]

С 2009 по 2014 год цены на природный газ для индивидуальных потребителей в США упали с 12,14 до 10,97 долларов США за тысячу кубических футов, для коммерческих потребителей — с 10,06 до 8,90 $, для промышленности — выросли с 5,33 до 5,5 $ за тысячу ft³.[21]

То есть в 2014 г. для промышленности США природный газ продавался в среднем по 194 $ за тысячу м³ (5,5 $ за тысячу фут³) .

Для добычи сланцевого газа используют наклонно-горизонтальное бурение (англ. directional drilling), многостадийный гидроразрыв пласта (англ. hydraulic fracturing (с применением пропантов) и сейсмическое моделирование. Аналогичная технология добычи применяется и для получения угольного метана.

Вместо гидроразрыва пласта (фрекинга) в качестве эксперимента может использоваться более дорогой безводный пропановый фрекинг (закачивание сжиженного пропана в виде геля)[22][23].

Сланцевый газ содержится в небольших концентрациях (0,2—3,2 млрд м³/км²), поэтому для добычи значительных количеств такого газа требуется бурение скважин на больших площадях.

География, оценка запасов и перспективы добычи[править | править код]

Ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 трлн м³[24], но только малая часть является извлекаемыми запасами. В настоящее время сланцевый газ является региональным фактором, который имеет значительное влияние только на рынок стран Северной Америки[25].

В числе факторов, положительно влияющих на перспективы добычи сланцевого газа: близость месторождений к рынкам сбыта; значительные запасы; заинтересованность властей ряда стран в снижении зависимости от импорта топливно-энергетических ресурсов.[25][26] В то же время у сланцевого газа есть ряд недостатков, негативно влияющих на перспективы его добычи в мире. Среди таких недостатков: относительно высокая себестоимость; непригодность для транспортировки на большие расстояния; быстрая истощаемость месторождений; низкий уровень доказанных запасов в общей структуре запасов; значительные экологические риски при добыче[10][25].

По оценке IHS CERA, добыча сланцевого газа в мире к 2018 году может составить 180 млрд кубометров в год[25].

США[править | править код]

Производство сланцевого газа в США (2007—2014)

В США разведанные запасы сланцевого газа составляют 24 трлн м³ (на 2007 год по оценке US Energy Information Administration технически извлекаемы — 3,6 трлн м³[27]) или более 10 % от мировых. В 2014 году доказанные технически извлекаемые запасы сланцевого газа, с учётом новых месторождений, оценивались в 4,0 трлн м3 (141,1 tcf), разведанные (недоказанные) — 23,4 трлн м3 (827,4 tcf)[28]. Ведущей корпорацией в США по добыче сланцевого газа является Chesapeake Energy[29].

В 2009 году добыча сланцевого газа в США составила 14 % от всего горючего газа; его доля увеличивается (см. сланцевая революция)[30], что в 2009 году привело к существенным изменениям в распределении мирового рынка горючего газа между странами[31][32] и образованию избыточного предложения на рынке к началу 2010 года[33].

К 2012 году его добыча возросла до 290 млрд м3[34], что составило около 40 % от общей добычи природного газа в стране[35][36].

В результате роста добычи сланцевого газа два новых терминала для импорта сжиженного газа, построенные в США в дополнение к 10 существующим, стали избыточными. В 2010 году некоторые владельцы терминалов даже намеревались получить экспортную лицензию[значимость факта?][37][38]. В частности, компания Freeport LNG Development, ранее построившая терминал для импорта СПГ, в сентябре 2013 года подписала с южнокорейской SK Group и японской Toshiba контракт по экспорту 2,2 миллиона тонн СПГ в год[39][значимость факта?].

В ноябре 2009 года пресс-секретарь Белого дома заявил, что «использование сланцевого газа, как ожидается, значительно повысит энергетическую безопасность США и поможет снизить загрязнение парниковыми газами»[40][значимость факта?].

К 2010 году добыча сланцевого газа в США достигла 51 млрд кубометров в год.[41][неавторитетный источник?] В начале апреля 2010 года сообщалось, что Министерство энергетики США установило, что статистика по производству природного газа в стране завышалась, в связи с чем оно намерено скорректировать итоговые показатели в сторону уменьшения[42].

Крупнейшие по количеству добычи месторождения сланцевого газа: месторождение Барнетт (штат Техас), Marcellus, Haynesville, Fayetteville, Eagle Ford[43].

East European Gas Analysis прогнозировал в 2011 году, что добыча сланцевого газа в США к 2015 году составит более 180 млрд кубометров в год. По основному прогнозу Международного энергетического агентства, добыча сланцевого газа в США к 2030 году будет не более 150 млрд кубометров в год[25].

Оценки[править | править код]

Тривиальный арифметический расчёт показывает, что, по состоянию на 2014 год, доказанных технически извлекаемых запасов сланцевого газа в США (4,0 трлн м³)[28] хватит примерно на 12 лет добычи, при уровне добычи 2014 года (333,4 млрд м3/год). T=4,0*1000/333,4=12 лет. Разведанных (недоказанных) (23,4 трлн м³) — примерно на 70 лет добычи, также при уровне добычи 2014 года.

Европа[править | править код]

Крупные месторождения сланцевого газа обнаружены в ряде государств Европы[44], в частности, в Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Польше, Швеции, Украине[45].

В начале апреля 2010 года сообщалось, что в Польше открыты значительные запасы сланцевого газа, освоение которых планировалось в мае того же года компанией ConocoPhillips[46]. В середине 2011 года американское издание Stratfor отмечало, что «даже если поляки и обнаружат огромные запасы сланцевого газа в Померании, им потребуются десятки миллиардов долларов, чтобы построить необходимую для добычи инфраструктуру, трубопроводы для доставки, объекты для производства электроэнергии и химические заводы, необходимые, чтобы воспользоваться преимуществами этих запасов». По мнению Stratfor, «прогресс в этом направлении будет измеряться годами, возможно десятилетиями»[47]. В конце 2011 года ExxonMobil пробурила в Польше две экспериментальные скважины, но уже в 2012 году свернула проект, заявив о его нерентабельности[48].

Во Франции действует введённый в 2012 году 5-летний запрет на использование технологии гидроразрыва для разработки запасов сланцевого газа[16].

МЭА прогнозирует, что добыча нетрадиционного газа в Европе к 2030 году составит 15 000 000 000 кубометров в год. Согласно самым оптимистичным из нынешних прогнозов, добыча в Европе не превысит 40 000 000 000 кубометров в год к 2030 году. Многие полагают, что такие прогнозы занижены[25].

Россия[править | править код]

25 марта 2010 года Комитет Госдумы по энергетике провёл круглый стол на тему «Перспективы освоения ресурсов сланцевого газа». Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ провести оценку газосланцевого потенциала России, изучить передовые технологии добычи сланцевого газа, оценить возможность и перспективы их внедрения в России, а также детально проработать вопросы, связанные с влиянием развития сланцевой промышленности в США и вероятного её возникновения в Европейских странах и Китае на текущие и перспективные экспортные поставки газа из России[49]. Газпром не планирует в ближайшие десятилетия начинать разработку месторождений сланцевого газа в России. В начале 2012 года зампред правления Газпрома Александр Медведев отметил, что традиционные резервы компании в 10 раз более эффективны, чем разработка месторождений сланцевого газа. По словам Медведева, компания отложила добычу сланцевого газа «в долгий ящик» и к вопросу о его добыче возможно вернётся «лет через 50-70»[50].

Ряд высокопоставленных чиновников и представителей «Газпрома» долгое время высказывался в том духе, что сланцевая революция — не более чем пиар-кампания, призванная подорвать интересы России[7]. 8 апреля 2010 года министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что вокруг роста производства сланцевого газа в мире образовался «ненужный ажиотаж»[51]. По его мнению, развитие рынка производства сланцевого газа в США не может повлиять на энергобаланс в мире[51]. 19 апреля 2010 года министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев заявил, что рост добычи сланцевого газа является проблемой для «Газпрома» и России. Это стало первым подобного рода заявлением от российских чиновников высокого ранга[52]. В августе 2012 года замминистра экономразвития России Андрей Клепач заявил, что ранее «Газпром» недооценивал масштабы сланцевой революции, а теперь относится к ней со всей серьёзностью[53]. В октябре 2012 год президент России Владимир Путин впервые признал опасность для «Газпрома» глобальных изменений на рынке энергоносителей, происходящих вследствие наращивания объёмов добычи сланцевого газа, поручив в связи с этим Минэнерго скорректировать генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года[54].

По мнению ряда зарубежных экспертов, ожидающиеся через несколько лет поставки сланцевого газа из США в Евразию не создадут угрозы для поставок трубопроводного газа от «Газпрома», поскольку российский газ более конкурентоспособен по сравнению с американским из-за того, что расходы по добыче и транспортировке газа из России намного ниже аналогичных расходов для сланцевого газа из США[10][55][56][57][58]. Однако, один из крупных российских предпринимателей Олег Дерипаска полагал, что на 2012 год у России осталось 3-4 года «сытых лет» до реального прихода сланцевого газа и сланцевой нефти, после чего она не сможет быть конкурентной в условиях ВТО. Он вместе с главой медиахолдинга «Эксперт» Валерием Фадеевым считает, что внутренний кризис неизбежен[59].

По мнению академика РАН Анатолия Дмитриевского (2010), в России использование сланцевого газа целесообразно лишь для местных нужд на территориях в удалённости от газотранспортных систем, там, где разведка и добыча сланцевого газа будут экономически более выгодными, чем строительство газопроводов[60].

В 2019 году Стив Шлотербек, бывший гендиректор EQT — крупнейшего производителя природного газа — признал, что для инвесторов в сланцевые проекты “революция” обернулась настоящей катастрофой. По его словам за десять лет 40 крупнейших представителей отрасли потратили почти на 200 млрд больше, чем заработали. По подсчетам норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, из 40 изученных ею производителей лишь у четырех в первом квартале 2019 года положительное сальдо.[61]

Украина[править | править код]

В 2010 году Украина выдала лицензии на разведку сланцевого газа для Exxon Mobil и Shell[62].

В мае 2012 года стали известны победители конкурса по разработке Юзовской (Донецкая область) и Олесской (Львовская область) газовых площадей. Ими стали Shell и Chevron, соответственно. Ожидалось, что промышленная добыча на этих участках начнётся в 2018—2019 годах[63]. 25 октября 2012 Shell начала бурение первой поисковой скважины газа уплотнённых песчаников в Харьковской области[64]. Соглашение между компанией Shell и «Надра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке в Харьковской, Луганской и Донецкой областях было подписано 24 января 2013 года в Давосе (Швейцария) при участии президента Украины В. Януковича[65].

Практически немедленно после этого в Харьковской, Луганской и Донецкой областях начались акции и пикеты экологов, коммунистов и ряда других активистов, направленные против разработки сланцевого газа и, в частности, против предоставления такой возможности зарубежным компаниям[66][67][68]. Ректор Приазовского технического университета профессор Вячеслав Волошин, заведующий кафедрой охраны труда и окружающей среды, не разделяет их радикальных настроений, указывая, что добыча может быть произведена и без ущерба для окружающей среды, но необходимы дополнительные исследования предлагаемой технологии добычи[69].

В 2014 году, с началом вооружённого конфликта на Юго-Востоке Украины, компания Chevron вышла из проекта по добыче сланцевого газа, расторгнув заключенные договоры в одностороннем порядке по причине неисполнения правительством Украины обязательств по подготовке необходимой нормативной базы.[70][71]. Перспективы проекта Shell неоднократно подвергались сомнению[72], однако официальных заявлений по прекращению проекта по состоянию на начало февраля 2015 года не делалось.

Другие страны[править | править код]

Залежи сланца, из которого можно добывать сланцевый газ, весьма велики и находятся в ряде стран: Австралии[73], Индии[74], Китае[75], Канаде[76].

Китай начал добычу сланцевого газа в 2012 году и планировал выйти в 2015 году на уровень добычи в 6,5 млрд кубометров. Изначально планировалось к 2020 году увеличить его добычу до 60-100 млрд кубометров ежегодно[77], однако позже цель была снижена до 30 млрд, что составляет около 1 % от нынешних энергетических потребностей страны[78][79][80].

В связи с возможным ущербом для окружающей среды добыча сланцевого газа запрещена во Франции и Болгарии[81]. Добыча сланцевого сырья запрещена или приостановлена также в Германии, Нидерландах, ряде штатов США[82].

  1. ↑ World Shale Gas Resources: An Initial Assessment of 14 Regions Outside the United States // EIA, 2011
  2. ↑ The Father Of Shale Gas // Forbes, 2009-07-16.
  3. ↑ Сланцевый газ — новый вектор развития мирового рынка углеводородного сырья // ВЕСТНИК ОНЗ РАН, ТОМ 2, NZ5001, doi:10.2205/2010NZ000014, 2010
  4. ↑ Тихая газовая революция // Известия : газета. — 15.3.2010.
  5. ↑ Конкуренты координируются // Коммерсантъ : газета. — 25.3.2010.
  6. ↑ Великая сланцевая революция. // Санкт-Петербургские ведомости : газета. — № 27. — 15.2.2012.
  7. 1 2 От редакции: Дошло до «Газпрома» // Ведомости : газета. — 6.10.2010. — № 188 (2886)  (Проверено 6 октября 2010)
  8. Тарнавский В. Сланцевый газ: революционный энергоисточник или мыльный пузырь? // Fin.org.ua. — 30.11.2009.
  9. ↑ Сланцевый пузырь // РБК daily. — 6.4.2010.
  10. 1 2 3 4 «Сланцевая революция» откладывается// Радио Голос России, 20 сентября 2012 Архивная копия от 27 сентября 2012 на Wayback Machine
  11. ↑ Иранский вопрос. // Независимая газета. — 10.4.2012.
  12. ↑ ww.ng.ru/energy/2012-05-15/12_slantsevy.html Сланцевый пшик Архивная копия от 15 июля 2013 на Wayback Machine // Независимая газета. — 15.5.2012.
  13. Петрова Н. «Газпром» и молнии // Коммерсантъ Деньги. — 10.9.2012.
  14. ↑ Низкие цены на газ заставили США сократить его добычу // Лента.ру, 3 мая 2012
  15. ↑ Динамика цен на газ [неавторитетный источник?]
  16. 1 2 3 Белл Р., Русецкий О. Стоит ли благодарить Олланда за запрет сланцевого газа? // La Tribune : газета. — 24.10.2012. [1] Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine
  17. ↑ Повторит ли Chesapeake судьбу Enron? // Вести, 17.06.2012 (копия Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine)
  18. ↑ Газовый рынок: Точка разворота Архивная копия от 28 апреля 2014 на Wayback Machine — Обзор отрасли от Prime Mark, 15 июня 2010 года
  19. ↑ Обмениваясь опытом с Китаем, Газпром подаёт сигналы Европе // Центр энергетической экспертизы, 19 июля 2012
  20. ↑ United States Natural Gas Industrial Price (Dollars per Thousand Cubic Feet)
  21. ↑ U.S. Natural Gas Prices
  22. ↑ Пропановый фрекинг — новый экологичный метод добычи сланцевого газа // pro-gas.org, 10 мая 2012 года — Waterless Natural Gas Fracking Method Unveiled — Gas Investing News, 2012-05-09
  23. ↑ Waterless Fracking Makes Headway in Texas, Slowly // NPR, March 27, 2013
  24. ↑ Дискуссия с А. Г. Коржубаевым Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine[неавторитетный источник?]
  25. 1 2 3 4 5 6 Сланцевой революции пока не произошло (неопр.). Независимая газета (11 января 2011). Дата обращения 10 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
  26. ↑ Сланцевый газ (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  27. ↑ Unconventional Gas: Shale Gas: «… US natural gas reserves. According to the US Energy Information Administration in 2007, 3.6 x 1012 m3 of shale gas are technically recoverable from these reservoirs. »
  28. 1 2 U.S. Energy Information Administration. Chapter 9. Oil and Gas Supply Module // eia.gov. — 2017. — С. 3.
  29. ↑ Арбат Капитал: Сектор сланцевого газа: интерес сохраняется, 15 марта 2010, по материалам Арбат Капитал [неавторитетный источник?] (недоступная ссылка с 12-10-2016 [1211 дней])
  30. ↑ Facts About Shale Gas // American Petroleum Institute
  31. ↑ Сланцевый газ: миф или бум? ([2], Нефтегазовая вертикаль, № 25,26 2009)
  32. ↑ US-Canadian shale could neutralize Russian energy threat to Europeans, Rice University, 2009-05-07
  33. ↑ An unconventional glut The Economist, 11 марта 2010.
  34. ↑ Shale Gas Production (Billion Cubic Feet) (англ.). EIA (4 October 2014). — «U.S. 2012 10,371». Дата обращения 13 сентября 2014.
  35. ↑ U.S. Dry Natural Gas Production (Billion Cubic Feet) Annual (англ.). EIA (8/29/2014). — «2010’s Year-2 24,058». Дата обращения 13 сентября 2014.
  36. ↑ North America leads the world in production of shale gas (англ.), U.S. Energy Information Administration (23 October 2013). Дата обращения 13 сентября 2014. «. In comparison, shale gas as a share of total natural gas production in 2012 was 39% in the United States and 15% in Canada.».
  37. ↑ US to take on rivals in natural gas, Financial Times, 07.10.2010 г. (платный источник): «The James A Baker III Institute for Public Policy in Houston says the impact of the US shale boom is already being felt globally by the drop in US imports which, only a few years ago, were expected to rise sharply. The US has 10 LNG import terminals and two under construction, yet the boom in gas from shale rock means the import plants are all but redundant. «US import terminals for LNG sit virtually empty and the prospect of the US becoming even more dependent on foreign imports has receded, with terminal owners now petitioning the US government for export licences,’’ the institute says »
  38. ↑ Energy Market Consequences of an Emerging US Carbon // James A Baker III Institute for Public Policy, Houston
  39. ↑ Мировой нефтегазовый сектор-2013, РИА Новости, 23.12.2013.
  40. ↑ White House, Office of the Press Secretary, 17 November 2009 (неопр.). Дата обращения 28 ноября 2009. Архивировано 28 ноября 2009 года.
  41. ↑ В Европе запрещают дорогой газ «Коммерсантъ», 26 марта 2010.
  42. ↑ США могут вернуть России первенство в добыче газа, но у «Газпрома» объявился конкурент в Европе NEWSru, 6 апреля 2010.
  43. ↑ Natural Gas Weekly Update for week ending September 10 2014 (англ.). EIA (11 September 2014). — «Monthly dry shale gas production (график)». Дата обращения 13 сентября 2014. Архивировано 13 сентября 2014 года.
  44. ↑ Shale Gas in Europe — Overview, Potential and Research, June 7-10, 2009
  45. ↑ Посол Украины в Турции: Нужно рассмотреть возможность добычи в Украине сланцевого газа, Зеркало недели, 19 февраля 2010
  46. ↑ В недрах Польши обнаружен мощный газовый пузырь «Коммерсантъ», 6 апреля 2010.
  47. ↑ Будущее польского сланцевого газа, ИноСМИ, 2011-08-22 — Portfolio: The Future of Polish Shale Gas, Stratfor
  48. Ольга Самофалова. «Сланцевой революции не получится» Отказ Exxon Mobil от добычи сланцевого газа в Польше на руку Газпрому, Взгляд (18 июня 2012). Дата обращения 17 декабря 2013.
  49. ↑ Круглый стол Госдумы (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 июля 2018. Архивировано 16 ноября 2007 года.
  50. ↑ Газпром не участвует в гонке по добыче сланца // ИноСМИ, 18/02/2012 по материалам «The Wall Street Journal», США
  51. 1 2 Шматко успокаивает насчёт «ажиотажа» вокруг сланцевого газа // Росбалт, 8 апреля 2010
  52. ↑ Россия впервые признала опасность сланцевого газа // Lenta.Ru, 19 апреля 2010
  53. ↑ МЭР понизило прогнозы экспорта и цены газа из России, «Газпрому» пора задуматься о сланцевом газе (неопр.). // gazeta.ru. Дата обращения 29 августа 2012.
  54. ↑ Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности (неопр.). // kremlin.ru. Дата обращения 28 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
  55. ↑ Обзор прессы > Китай > Нефть, газ, уголь > 1 августа 2011 года
  56. ↑ Сотрудничество в энергетической области между Китаем и Россией не ограничивается только нефтью и природным газом, Жэньминь Жибао, 14/10/2011
  57. ↑ Время дешёвого газа прошло?, 19 августа 2011
  58. ↑ Эксперты скептически оценивают перспективы прихода американского СПГ на европейском рынке, 13 сентября 2012 года(копия Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine)
  59. ↑ Монетарная политика в России — «Эксперт-ТВ», 27 сен 2012, время 31:25-31:45, 40:45-41:05, 50:15-50:45
  60. Дмитриевский А. Н., Высоцкий В. И. Сланцевый газ – новый вектор развития мирового рынка углеводородного сырья // Вестник ОНЗ РАН. — 2010. — № Том 2.
  61. ↑ Сланцевый бум не принес никакой пользы, кроме вреда_
  62. ↑ Shale gas in Europe and America. Fracking here, fracking there. Europe will have trouble replicating America’s shale-gas bonanza // The Economist, Nov 26th 2011
  63. ↑ Азаров назвал победителей конкурса по добыче сланцевого газа в Украине, Корреспондент.net, 12 мая 2012
  64. ↑ Shell начала бурение сланцевого газа на Украине // Lenta.ru, 25 октября 2012
  65. ↑ Shell і Україна домовилися, як ділитимуть сланцевий газ з Донбаса — Гроші — ТСН.ua (неопр.). Дата обращения 28 января 2013. Архивировано 3 февраля 2013 года.
  66. ↑ В Донецке коммунисты на митинге обвинили Партию Регионов в том, что она «выполняет программу Гитлера» (неопр.). // 62.ua. Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
  67. ↑ В Донецке прошла акция протеста против добычи сланцевого газа (неопр.). // rian.com.ua. Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
  68. ↑ Жители Донецкой и Харьковской областей Украины собирают подписи против проекта добычи сланцевого газа (неопр.). // angi.ru. Дата обращения 28 февраля 2013. Архивировано 12 марта 2013 года.
  69. ↑ Вячеслав Волошин: «Без исследований правильно оценить риски, связанные с добычей сланцевого газа, невозможно» // ИМльичёвец, 18 апреля 2013 года, № 43
  70. ↑ Chevron отказался от сланцевого газа на Украине, — источник — портал новостей LB.ua
  71. ↑ СМИ: Chevron отказывается от добычи сланцевого газа на западе Украины
  72. ↑ Shell не достигла результатов на Украине, Вести. Экономика (28 ноября 2014). Дата обращения 8 февраля 2015.
  73. ↑ Beach Petroleum eyes shale gas project,
  74. ↑ Shale gas: Could it be a new energy source?
  75. ↑ Unconventional gas systems in China
  76. ↑ Shale gas in North America (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 августа 2010. Архивировано 29 декабря 2009 года.
  77. ↑ Газовые амбиции Китая // Коммерсантъ, 19 марта 2012 г.
  78. ↑ Shale game. China drastically reduces its ambitions to be a big shale-gas producer (англ.), Economist (30 August 2014). Дата обращения 5 января 2015. «Wu Xinxiong .. predicted that only 30 billion cubic metres /shale gas/ a year will come on stream by 2020. That would barely meet 1% of China’s energy needs now».
  79. Song Yen Ling. China cuts 2020 shale gas output target as challenges persist (англ.), Platts (18 September 2014). Дата обращения 5 января 2015.
  80. ↑ MEETING CHINA’S SHALE GAS GOALS (англ.). Columbia University’s Center on Global Energy Policy (September 2014). — «Chinese government has set ambitious goals for shale gas production. Yet the challenges are substantial.». Дата обращения 5 января 2015.
  81. ↑ Во Франции не будут добывать сланцевые газ // Газ // Новости | Neftegaz.RU
  82. ↑ Greenpeace высмеял заявление Расмуссена о финансировании из России | РИА Новости

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о