Как правильно настроить звук в машине – Как настроить звук в машине

Содержание

Настройка звуковой сцены в автомобиле

Настройка звуковой сцены в автомобиле

Для удобства потребуется аудиоплеер Poweramp (для системы Android)

Информация взята с сайта drive2.ru. образ диска в формате FLAC в конце статьи. ( прим.) 

Долго искал, экспериментировал, мучался с настройками. И вроде бы все не плохо, но не то. И вот наткнулся на одном из форумов на способ предлагаемый пользователем с ником «RUSpect». Сделал так как делал он, просто по шагам 1-2-3…Дальше довел на слух под себя и теперь сцена просто потрясающая.

Маленькая ремарка от меня. Этот метод рассматривает регулировку задержек путем установки расстояний до излучателей в сантиметрах. В милисекундах все будет наоборот.

Начнем…Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET’S TEST CD-приложение к жураналу «Салон AV» №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.

 

Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. Теперь к настройке. Обычно настройка как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.

1. Грубое выставление задержек (метод для регулировки задержек в сантиметрах)
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.

Собственно по каждому пункту, как говорили учителя в школе, мы и пройдемся)))

По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.

1. Грубое выставление задержек

Тут все просто, берем рулетку и замеряем расстояния от динов до места, к примеру для правого руля у нас получилось: мид Л/П +90/+60, твитер +100/+50, записали в блокнот.

2. Проверка фазировки (аккустической фазы)

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ, так и для НЧ собран в одной точке. Расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняем фазу на дальнем дине (религия), слушаем. Оставляем фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.

3. Регулировка уровней для каждого излучателя

В данной настройке слушаем Трек № 11 «Розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ, затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.

4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ

Перед этим этапом делаем контрольную проверку фазы. Для этого используем Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза».
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика. Если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.

Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, т.к. на него сильно влияет саб. Выше 10кГц так же не интересует, т.к. в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.

При проигрывании слушаем уровень сигнала. С непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))). Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.

а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками.

Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.

5. Точная настройка задержек

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, двигаем «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаем все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому делаем следущее: все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10. Пытаемся найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот. Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляем без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.

Катаемся долго и нудно, правим на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать. Туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не торопимся. Меняем параметр, катаемся как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.

6. Правка АЧХ эквалазером

Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз — ем и сейчас». Тут все просто и сложно одновременно.

Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69. Правим на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером душим только горбы, в + никогда не лезем). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно).

7. Настройка саба.

Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек.

Все)))

Образ диска «Let’s Test»

redpower.ru

Особенности настройки звука в автомобиле…

Перед тем как бежать в магазин и без разбора покупать аудиоустроиства, необходимо четко представлять, как будет выглядеть ваша аудиосистема в целом. иначе купленные в спешке компоненты, даже если они очень дорогие, могут не удовлетворить ваши потребности в качестве звука.  
Для настройки звука в автомобиле используется  много различных устройств, работу которых необходимо пояснить. Однако их наличие и настройка будут зависеть от выбранной концепции озвучивания автомобиля. Поэтому для начала следует разъяснить это понятие.  

Под концепцией мы понимаем ряд мер (установку динамиков, их включение и направление, наличие в системе канала сабвуфера, внешних усилителей и т.д.), позволяющих добиться чистоты тонального баланса и равномерного позиционирования звуковой сцены. В свою очередь, под чистотой тонального баланса понимается равномерное соотношение между звуковыми регистрами (низкими, средними и высокими частотами), а под позиционированием звуковой сцены — умение акустической системы передавать музыкальную перспективу (некую виртуальную дистанцию от слушателя до музыкального ансамбли или исполнителя, а также расстояние между музыкантами, глубину и ширину звуковой сцены).  

Эти понятия пришли в car audio из домашней аудиотехники. Однако получить такие характеристики от автомобильной акустической системы во много раз сложнее из-за особенностей самого автомобиля. Так, в отличие от домашних колонок, автомобильные АС нельзя расположить симметрично по отношению к слушателю (говорят еще внеосевое расположение). Из-за большого количества переотражений звука и маленьких размеров салона трудно добиться равномерности тонального баланса и музыкальной перспективы. Трудно, но можно. Настройка и установка звука в автомобиль — это уже искусство, не зря инсталляторы всего мира устраивают соревнования по SQ (Sound Quality — качество звука), на которых показывают свои лучшие работы. Надо заметить, что отечественная школа car audio, несмотря на свою молодость, держит лидирующие позиции в этом направлении и, возможно, вы, наш читатель, приобретя опыт, в скором будущем также присоединитесь к славной когорте отечественных маэстро.  

И все-таки как же сегодня озвучивают автомобили их владельцы? На самом деле по-разному, но если взять все установки аудиоаппаратуры в целом, то можно выделить два типичных направления: «чтобы что-нибудь играло» и «с построением звуковой сцены». Разница между двумя вариантами такая же, как между «Запорожцем» и «Мерседесом» представительского класса.  

К сожалению, большинство автовладельцев предпочитают вариант «лишь бы что-нибудь играло». Если взять среднестатистический отечественный автомобиль, то окажется, что в силу привычки или сложившихся стереотипов все они, по большому счету, озвучены одинаково. В лучшем случае это коаксиальные динамики в передних и задних штатных местах или вместо задних штатных динамиков врезанные в заднюю полку большеразмерные АС (например, типоразмера 6×9 дюймов). В худшем — динамики только впереди или сзади. Нагружено все звуковое «богатство» на маломощный усилитель, встроенный в головное устройство. При такой концепции озвучивания, когда звук разносится по всему салону, а слушатель находится в центре звуковой сцены, говорить о высоком качестве аудиосистемы не приходится. Однако многим автолюбителям нравится, а значит, вопреки мнению некоторых ортодоксальных аудиофилов, такой вариант имеет право на существование. Основные достоинства данной концепции — простота установки динамиков. К тому же при инсталляции в штатные места легко делается скрытый монтаж, что при нашем воровстве немаловажно. Но самый весомый аргумент — относительно невысокая стоимость всего комплекта, из-за чего данную установку еще называют установкой начального уровня.  

Поклонникам этой концепции, чтобы получить максимальное качество звука, следует придерживаться некоторых правил.  

Во-первых, покупать динамики только с высокой чувствительностью, а не мощностью. При равной мощности динамики с большей чувствительностью будут играть громче, а это очень важно при работе с встроенными в головное устройство. Однако иногда производители лукавят и пишут в паспортах завышенные данные чувствительности, поэтому перед покупкой проконсультируйтесь по конкретной марке с продавцом или компетентным человеком. Такие знания можно почерпнуть и из специализированной литературы. Например, журнал «Car&Music» в своих тестах акустические системы с реально высокой чувствительностью помечает значком (призом) «чувствительность».  

Во-вторых, по возможности постарайтесь на фронт (передние динамики) установить компонентные АС типоразмера 16 см. При грамотной установке (об инсталляции и подборе места для динамиков мы поговорим в следующих статьях) они позволят получить хороший тональный баланс и музыкальную перспективу. А главное — со временем, если возникнет желание, такую систему можно уже наращивать и совершенствовать. Еще лучше, когда динамики будут сразу установлены на подиумы и правильно направлены.  

В-третьих, если вы установили малоразмерные динамики (до 13 см), всегда старайтесь ограничить подаваемый на них диапазон частот снизу фильтром ВЧ, которым оборудованы многие современные головные устройства. Бас такие динамики все равно не воспроизводят, а наличие фильтра позволит им работать громче и служить вам дольше. Если фильтра нет, то пользоваться различными схемами усиления НЧ не стоит. Однако если баса хочется, то выход один — установить в автомобиле сабвуфер.  

Это все пожелания для данной концепции установки, и больше этой темы мы касаться не будем, поскольку есть более интересные проблемы, а именно построение звуковой сцены.  

Человек, который впервые слушает правильно настроенный звук в автомобиле, испытывает шок. Это отмечают все профессиональные установщики. Согласитесь, получить чистое, с хорошо отстроенной музыкальной перспективой звучание на уровне дорогой домашней техники в габаритах автомобиля кажется фантастикой. Но на самом деле это реальность, причем вполне доступная каждому из вас. Как же комплектуются такие системы?  

Есть несколько вариантов установки АС, которыми пользуются профессиональные инсталляторы, маломощными усилителями, но базовая исходит из следующих принципов. Если мы строим хороший фронтальный звук, то тыловые динамики, которые в значительной степени «оттягивают» звуковую сцену к центру салона, не нужны. Деньги, которые предполагалось потратить на «тыл», лучше пустить на более качественные фронтальные 2-х или 3-полосные компоненты и их установку. За отработку НЧ-диапазона в такой аудиосистеме отвечает отдельный канал сабвуфера.  

Если вам эта идея понравилась, то необходимо знать несколько правил при подборе и монтаже компонентов. Устанавливаемые динамики должны быть компонентными и максимально возможного при вашем бюджете качества. Но главное, для получения хорошего фронтального баса им нужно еще и хорошо отыгрывать средний и верхний бас, то есть диапазон частот от 60 до 150 Гц. Максимально качественно это делают динамики типоразмера 16 см и выше. Правда, если возьмете типоразмер выше, то в двухполосных системах могут возникнуть проблемы с передачей СЧ-диапазона. Надо заметить, что иногда встречаются динамики диаметром и 13 см, которые также хорошо работают в этом диапазоне, но, как правило, стоят достаточно дорого и имеют невысокую чувствительность. А это не всегда удобно, поскольку для получения приемлемого звукового давления их приходится ставить попарно на один канал.  

Также следует знать, что чем меньше расстояние между установленными компонентами и чем дальше они установлены от слушателя, тем легче добиться равномерности тонального баланса и правильной демонстрации виртуальной звуковой сцены. Лучших результатов удается достичь при одновременном расположении мидвуфера и твитера на торпедо или в кик-панелях. Следующий этап развития аудиосистемы, как это после вышесказанного ни покажется странно, — установка тыловых динамиков. Однако в данном варианте, в отличие от установки начального уровня, они имеют совсем другое назначение.  

Если вы хорошо выстроили звуковую сцену для передних пассажиров, то не факт, что она также хорошо будет слушаться сзади. Поэтому в профессиональных звуковых системах тыловые динамики предназначены только для создания музыкального фона задним пассажирам. Исходя из сказанного, не сложно заключить, что в таких системах тыловые динамики не должны бать слишком большими или мощными. Их задача — играть тихо (чтобы было слышно только задним пассажирам), но качественно, а для этих целей подойдут даже малоразмерные коаксиальные АС.  

Второй вариант установки тыловых динамиков немного хитрее. Хитрость заключается вот в чем. Когда вы сидите в концертном зале, то помимо прямого звука со сцены слышите и отраженные сигналы от стен, пола, кресел и других препятствий — то есть так называемое диффузное поле, которое и создает эту атмосферу объема зала. Так вот, в данных системах озвучивания салона тыловые динамики как раз и предназначены для воссоздания диффузного поля. Поскольку отраженные сигналы имеют ограниченный диапазон частот (от 200 до 7000 Гц) и невысокий, по сравнению с прямым сигналом, уровень, то для их воссоздания достаточно установить небольшие и маломощные СЧ-динамики. Подключают их не напрямую к каналам усилителя, а через специальную схему, которую называют схемой Хаффлера. Поскольку отраженные сигналы не являются стереофоническими, есть схемы, позволяющие для их воспроизведения использовать всего один динамик.  

Следующий этап установки, ввиду сложности самостоятельной реализации, мы только упомянем — это многоканальные системы звука, предназначенные для воспроизведения DVD-video и DVD-audio.  

Мы сознательно опускаем еще три составляющие, необходимые для получения качественного звука, а именно проводку (кабели питания, акустические и межблочные провода), внешние усилители, без которых получить хорошую отдачу от акустических систем невозможно, и отдельный канал сабвуфера. Эти аспекты очень важны и значительно влияют на конечное качество звука, поэтому о каждом из них мы поговорим отдельно. Что касается установки фронтальных и тыловых динамиков, по этим вопросам мы также поговорим отдельно, а пока выскажем некоторые тезисы на эту тему.  

Если вы всерьез решили добиться хорошего качества звучания, то всегда следует помнить, что 60% звука напрямую зависит от правильного расположения и монтажа динамиков. Как найти место расположения и установить динамики, мы обязательно расскажем, но конечный момент установки вам придется выбирать самим. Не секрет, что, если вы возьмете два одинаковых автомобиля и установите в них совершенно одинаковые АС, звучать они будут по-разному. Поэтому от вас потребуются не только технические знания, но и наличие музыкального слуха. Также всегда перед установкой аппаратуры необходимо делать акустическую подготовку автомобиля, которая включает шумоизоляцию и виброизоляцию салона. Правда, сделать это желательно, даже если не предполагается качественная установка аудиоаппаратуры особенно в отечественных автомобилях: комфортность езды возрастет в разы.  

Теперь, когда вы знаете, как будет озвучен ваш автомобиль и где буду располагаться акустические системы, несложно подсчитать необходимую длину проводов. Причем провода должны быть как можно качественнее, так как их прокладка связана с разборкой салона. Поскольку это достаточно трудоемкий процесс, а в сервисах еще и дорогостоящий, переделка выйдет дороже, чем покупка сразу хороших. Особенно обратите внимание на качество силовых проводов питания. Если их сечение будет маленьким, то при большом потреблении тока они будут плавиться и могут вызвать короткое замыкание. 

 

mgp-avto.ru

как заставить штатную систему звучать лучше? / Stereo.ru

Под понятием «нормально звучит» каждый обычно понимает что-то свое. Для кого-то достаточно просто увеличить запас неискаженной громкости, а кто-то старается приблизиться к домашнему High End (варианты «dolbit normalno», уж простите, рассматривать не хочется). Впрочем, домашние принципы в автомобиле все равно не работают. Как минимум потому, что акустические свойства у автомобильного салона совсем другие, нежели у комнаты. И колонок как таковых тут нет, а динамики раскиданы по принципу «где место есть, там и поставили». Про акустическое оформление для них и вовсе говорить нечего — его роль играют элементы конструкции автомобиля. В общем, с «домашкой» ничего общего.

Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней

Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.

Наверное, было бы неправильно сваливать всё в одну статью. Объяснить за один раз все нюансы построения звука в автомобиле — это что-то из области «Квантовая физика в двух словах». Но выбрать правильное направление, чтобы сделать правильный первый шаг к хорошему звуку – это, пожалуй, уже половина успеха. С этого и начнем.

Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью

Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.

Уровень первый. Шумоизоляция

Да-да, это самый первый пункт при любом апгрейде штатной аудиосистемы. Хочешь слушать музыку — первым делом избавься от лишних звуков. Кстати, речь не столько о стороннем шуме, сколько о кузовном. Посмотрите на домашнюю колонку. Прочный корпус, лишенный призвуков. Звук излучает лишь то, что должно излучать звук, а что не должно — держится монолитно. А теперь взгляните где и как установлен любой автомобильный динамик и что является для него корпусом. Чаще всего он закреплен на какой-нибудь металлической панели, а в худшем случае и вовсе на пластиковой обивке. А корпус такой «колонки» — это дверь или какая-нибудь кузовная ниша. Жесть, да и только. Кстати, в прямом смысле этого слова.

Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.

Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков

Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.

Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система «запоет». Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.

Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.

Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства

Если все эти «цветочки» с динамиками кажутся вам несерьезными, пора переходить к «ягодкам» — затрагивать усилительную часть системы. Главная задача, которую приходится решать в этом случае — где взять исходный нескорректированный линейный сигнал, от которого начать строить новую аудиосистему.

На самом деле, просто так вы его нигде не найдете. И единого рецепта для всех автомобилей тут просто нет, в любом случае придется обращаться к профессионалам, которые специализируются на «постановке голоса» автомобилям. По большому счету, все сводится к четырем вариантам.

Первый вариант – это «вытащить» линейный сигнал из электронных недр головного устройства. Для многих моделей этот процесс, кстати, хорошо отработан, и за относительно небольшую сумму ваше штатное головное устройство обзаводится хвостом с RCA-разъемами с тыльной стороны.

Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей

Второй вариант приходится использовать, когда нет возможности вывести «линейники». В этом случае мы оставляем в системе штатный усилитель, решительно отключаем от него штатные динамики и заводим его выходы на входы нового усилителя. Единственное требование к последнему — это наличие в нем так называемых высокоуровневых входов.

Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.

Но этот вариант тоже применим не всегда. Чуть выше я уже говорил о том, что во многих системах вводится намеренная коррекция сигнала. В этом случае просто пускать «кривой» сигнал со штатного усилителя на новый смысла нет. А если штатная система и вовсе с поканальным усилением, то тут даже и кривого сигнала не найти — одни лишь частотные «обрезки».

Для таких случаев — третий вариант, с применением цифрового процессора вроде Audison bit One, Audison bit Ten, Helix DSP и т. п. Фишка этих девайсов в том, что они могут сложить из этих отдельных частотных кусков исходный аудиосигнал, убрать коррекцию (а вернее, скорректировать сигнал «в обратную сторону») и вот такой восстановленный сигнал уже отправить на новый усилитель. В умелых руках, кстати, довольно действенная штука.

Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета

Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.

При кажущейся на первый взгляд сложности на самом деле этот вариант один из самых удобных для инсталляции новой системы. Все, что понадобится — это MOST-адаптер. Он включается в MOST-кольцо как еще одно устройство, вытаскивает из шины цифровой аудиосигнал и выдает его нам «на блюдечке с голубой каёмочкой» — в виде привычного SPDIF.

Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку

А дальше мы можем делать с ним всё, что душе угодно — от экономного решения «процессор + усилитель в одном корпусе» (MD.Lab AM-60.6DSP, Audison Prima AP8.9 bit, Helix P SIX DSP и т.п.) и до экстравагантных систем с внешним ЦАП и прочими аудиофильскими заморочками.

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.

Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.

Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes

А вот если штатная «голова» объединена с другими системами автомобиля, тут уже сложнее. Далеко не факт, что на ваш автомобиль существует альтернативное головное устройство. В таком случае подход будет индивидуальным, и с большой вероятностью затратным.

Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

stereo.ru

Бесплатная* настройка автозвука в машине — AVTOkapitan

Несколько общих моментов

Автозвук — дело тонкое. При этом подход к настройке параметров звучания системы у каждого свой. Нередко приходится слышать о важности АЧХ, точного контроля частот, оценки параметров работы при помощи осциллографа и других приборов, определяющих технические параметры. Все это правильно. Но существует огромный нюанс. Вы настраиваете звучание музыки не для электронных приборов, а для себя.

Поэтому в первую очередь стоит добиваться качества, которое бы устроило именно вас. Автоакустика, особенно многополосная, вещь сама по себе эгоистичная. Ведь основная настройка ведется с учетом расположения водителя. То есть, пассажир уже будет слышать совершенно другую звуковую картину. Поэтому графики и показатели приборов — это хорошо, но главное — получить чистый живой звук, а не хвастаться точными настройками в соответствии с инструкцией.

Если говорить в общем, то настойка автозвука машины должна выполняться с учетом ваших музыкальных предпочтений, места расположения динамиков и типа системы. Играют роль и особенности салона, а также множество других факторов, влияющих на восприятие звуковой сцены. Вот поэтому и возникает необходимость подобрать какие-то средние параметры звучания, которые бы подходили для изменяющихся условий. По этой причине для настройки системы используем специально подготовленные звуковые треки, которые позволяют выбрать оптимальные параметры звучания.

Среди основных показателей, которые подлежат настройке, выделим:

  • Частоты срезов по каждому из каналов. Грамотная настройка позволяет отсечь звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, убрать паразитные составляющие, способные ухудшить звуковую картину.
  • Степень задержки звучания от разных динамиков. Каждое из акустических устройств расположено на определенном расстоянии от слушателя. И даже разница в несколько десятков сантиметров играет свою роль, ведь какое-то из устройств мы слышим раньше, а это существенно смазывает всю музыкальную палитру.
  • Чувствительность усилителей, которые используются в вашей акустической системе. Причем это касается и усилителей активных сабвуферов. Если данный параметр настроен неправильно, возникают искажения акустического сигнала, которые точно не добавят вам приятных ощущений, даже если задействованы качественные головные системы.
  • Немаловажный фактор — правильная настройка акустической фазы отдельных динамиков. Если все устройства работают согласованно, то вы даже не сможете отличить, откуда идет звук, то есть получите единую звуковую картину.

Мы не будем останавливаться на всех параметрах, которые подвергаются настройке. Да вам и не стоит разбираться в нюансах работы различных устройств. Главное — знайте, мы настроим работу акустику в машине так, что она заиграет под вас. Даже средние по стоимости комплекты можем заставить зазвучать на совершенно ином уровне качества. Обращайтесь, поможем гарантированно.


Настройка твитера

Без качественно настроенных высокочастотных динамиков многокомпонентная акустика теряет свой смысл. Зачем ставить твитеры, которые играют куда-то в ноги или полностью забиваются мидбасами. Восприятие музыки во многом зависит именно от качества проигрывания высоких частот.

Если говорить о направлении рупоров, обычных пищалок, то оптимальным вариантом считают такую установку, чтобы они играли в точку между пассажирским и водительским сиденьями на уровне головы слушателя. Конечно, геометрия салона играет свою роль, но при точной настройке отталкиваемся именно от этого показателя. А дальнейшую корректировку уже выполняем с учетом вашего слуха и пожеланий.

Для настройки твитера важно подобрать соответствующий музыкальный трек. Мы используем специальный пакет, включающий целый набор для различных частот, воспроизводимых отдельными устройствами. Если вы попытаетесь настроить звучание самостоятельно, применяйте записи с женским вокалом, музыкальное сопровождение которых богато металлическими тарелками и другими подобными инструментами. Кстати, рекомендуем для настроек использовать треки, богатые естественным звучанием, по электронной музыке трудно получить высокое качество.

Стандартная процедура настройки «пищалок» выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь стоит подобрать полярность включения твитеров. Дело в том, что человеческое ухо воспринимает звук на высоких частотах достаточно своеобразно, поэтому вполне допустимы и прямое, и обратное включение динамиков. Главная задача — достичь такого звучания, чтобы звучание твитера сливалось с мидбасом, было гармоничным. Поэтому поиграть с полярностью подключения вполне целесообразно, можно существенно улучшить качество звучания.
  2. Затем устанавливаем крутизну фильтров высокой частоты. Напомним, все основные настройки выполняем для каждого твитера отдельно (правая и левая стороны), отключив мидбасы и сабвуфер. Дело в том, что любой кроссовер не отсекает полностью определенные частоты. Он пропускает и звуки с отличающимися характеристиками, но уже в меньшем объеме. Именно этот показатель определяет наличие полутонов, длительность звучания той же тарелки, ее естественность. Не старайтесь получить стеклянный или, наоборот, вязкий звук, для живой тарелки характерно долгое затухание с четко ощущаемым послезвучием. Именно такой настройки и пытайтесь добиться.
  3. Если говорить о частоте среза для пищалок, то принято считать, что она должна соответствовать значению, установленному на фильтре мидбаса. Но это не совсем правильно. С такого положения стоит именно начинать настройку звучания высокочастотного динамика. Оптимальное значение частоты среза стоит ловить именно на слух. Добейтесь воздушного звучания, при котором тарелку не искажает излишняя жесткость или звонкость звука.
  4. Для настройки звука в зоне стыка со средними и низкими частотами подключаем в работу и мидбасы. На этом этапе уже стоит использовать треки с вокалом. Настраиваем наиболее живое звучание, для чего стоит больше поиграть с фильтрами среднечастотных динамиков, а настройку ФВЧ твитера лучше не менять.

На этом этапе предварительную настройку звучания твитеров можно считать завершенной. В дальнейшем (после корректировки режимов работы других элементов системы), может быть, придется к ней вернуться.


Настройка средних частот и мидбаса

Основная роль в двух- и трехполосной акустики предназначена устройствам, работающим именно в этом диапазоне. Основная настройка тоже выполняется отдельно по сторонам. Для получения качественного звучания в процессе корректировки используем музыкальные треки двух типов:

  • С преобладанием средних и высоких частот — музыка с женским вокалом и небольшим количеством инструментов.
  • С преобладанием средних и низких частот — треки, в которых основная часть приходится именно на басы.

Только при таком подходе можно выставить оптимальные параметры фильтров среза частот, при которых не будет провалов и горбов в АЧХ. Настройка мидов и среднечастотных динамиков отличается следующими особенностями:

  • Для каждого отдельного устройства параметры фильтров могут быть разными. Это связано с расположением динамиков, техническими особенностями каждого из них. Поэтому не стоит просто копировать настройки и устанавливать одинаковые значения после проверки одного из устройств.
  • При настройке требуется обеспечить стыковку звучания на границах с низкими и высокими частотами. Поэтому настройка и выполняется в 2 этапа. Первый — под женский вокал, при котором добиваемся естественного звучания голоса, второй — с помощью записи с преобладанием басов.
  • Такая пошаговая настройка повторяется для каждого из динамиков. Обычно величина реза для СЧ/ВЧ составляет 3-4 кГц при крутизне 18–24 дБ на октаву, а для низких частот 40–100 Гц. Но это не эталонный показатель. Все зависит от особенностей устройств, вашего личного восприятия. Поэтому придется поэкспериментировать для получения желаемого результата.

Настройка сабвуфера

Основная задача, на которую хотим обратить внимание — это настройка усилителя, который имеется в активном сабе. Без этого этапа вы рискуете получить отдельно играющий фронт и стучащий где-то в районе багажника сабвуфер. Согласование работы всех компонентов — вот основная задача настройки.

Различные производители комплектуют устройства своими фильтрами, и предлагают пользоваться рекомендованными техниками настройки. Не будем вдаваться в дебри, и просто рассмотрим стандартную схему работы.

  • Прежде всего стоит согласовать параметры работы головного устройства, например, Alpine, и самого усилителя. То есть, настроить его чувствительность. Для этого соответствующий регулятор ставим на минимум и начинаем повышать уровень звукового сигнала на головном устройстве. При появлении искажений в звучании убавляем громкость до чистого звука. После этого начинаем регулировать чувствительность по аналогичной методике. Крутим регулятор до искажения и возвращаем на пару делений обратно.
  • Настраиваем фильтр, который обрезает высокие частоты и пропускает на сабвуфер только басы. Стандартные настройки подразумевают значения в 55–60 Гц, но аппаратура позволяет настроить показатель в более широком диапазоне, обычно до 250 Гц. Поэтому настройте усилитель под себя, поэкспериментируйте со звучанием. В отдельных случаях настройка может существенно отличаться от стандартной.
  • Немаловажно и правильное отсечение низких частот, так называемых паразитных низов (инфразвука). Особенно актуальна данная настройка для сабов фазоинверторного типа. В идеале фильтр должен быть настроен на частоту, значение которой несколько ниже параметра ФИ. Обычно принимают разницу в 5 Гц.
  • Дополнительно займемся настройкой акустической фазы. Данный регулятор необходимо вращать до тех пор, пока саб не зазвучит в одном русле с имеющейся фронтальной акустики. Все это таким же образом устанавливается на слух.
  • Чтобы добиться максимального качества звучания, придется еще немного подкорректировать фильтр высоких частот, отвечающий за стыковку НС и СЧ. Измените уже установленную настройку на +/- 5 делений и подберите оптимальный вариант показателя.

Берем от процессорной магнитолы все что можно

Головные устройства процессорного типа позволяют вытянуть даже недорогие динамики на совершенно иной качественный уровень. Правильная настройка позволит получить качественное звучание в салоне практически любой машины. Именно это и стало причиной бешенного всплеска интереса к таким системам.

Но, иногда приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда даже при отменной техники музыка не звучит. Причина одна — неправильная настройка автозвука и неумение использовать все возможности головного устройства. Что чаще всего начинают делать? Правильно, играть настройками эквалайзера. Да, с его помощью можно улучшить звучание, но не всегда. Интересно и то, что для профессионала считается признаком мастерства такая настройка акустики, при которой автозвук звучит при нейтральных настройках эквалайзера. Как этого добиться? Не будем говорить, что все просто, но общая методика настройки процессора следующая:

  • Для качественной настройки потребуется архив с соответствующими треками, который позволяет определить и настроить параметры работы системы на слух. Каждый мастер использует свой настроечный комплект, поэтому рекомендовать что-либо конкретное сложно, да мы и не ставили себе такой цели. Просто запомните, настроить головное устройство точно по первой попавшейся любимой песне не выйдет.
  • Основная задача — отрегулировать величину задержки звучания для каждого из динамиков. Способов решения этой задачи существует множество. Выбор методики зависит и от типа используемого оборудования, и от особенностей салона машины, и от размещения отдельных динамиков. Главная задача — добиться одинакового звучания каждого элемента, независимо от его удаленности от слушателя. Напомним, что настраиваем систему исключительно под себя. Если вы привыкли ездить пассажиром, то принимайте в расчет наиболее любимое месторасположения, а не водительское кресло.
  • Можно замерить расстояние от всех динамиков до места расположения слушателей и ввести все данные в процессор. Но такой способ потребует дальнейшей корректировки при прослушивании треков. Гораздо проще определить расстояния от самого удаленного (обычно правый мид) и любого другого, например, правой пищалки. А все остальные устройства уже настраивать исходя из получившейся звуковой сцены.
  • Аналогично настраивается и акустическая фаза. Необходимо добиться единого звучания, а не отдельной игры разных динамиков или сабвуфера.

Если говорить о простых схемах настройки процессора, то зачастую используют следующую методику, понятную и новичку:

  1. Настройка уровней задержки.
  2. Настройка фильтров среза частот.
  3. Регулировка вертикальной фазировки.
  4. Корректировка горизонтальной фазировки.

Но даже такая схема требует определенных знаний и опыта. Обычно новичок в автозвуке бросает эту затею после десятой попытки. Ведь основная сложность связана со следующими моментами:

  • Необходимо иметь отличный слух. Без него вы не сможете определить оптимальные значения настроек. И то, что кажется нормальным вам, не вызовет восторга у друзей, которым вы начнете доказывать преимущества своей аппаратуры.
  • Чтобы обеспечить согласованность работы всех устройств звуковой системы придется выполнить многоэтапную настройку, возвращаясь к началу снова и снова. Основная сложность и заключается в том, чтобы заставить звучать все динамики единым целым «фронтом».
  • Кроме того, на качество звучания оказывают влияние и масса посторонних технических факторов. Качество питания, тип аккумулятора и генератора, выбранные провода и многое другое могут свести результат всех стараний к нулю.

Именно поэтому и рекомендуем — хотите получить гарантированный результат и обеспечить оптимальную настройку работы акустической системы, доверьтесь нам.

Гарантируем:

  1. Анализ системы, выявление ее слабых мест. Проконсультируем по вопросам подбора наиболее подходящих вашей машине и соответствующих головному устройству усилителей, кроссоверов и динамиков.
  2. Настройку фильтров среза частот с учетом всех особенностей комплектации системы.
  3. Настройку процессора головного устройства.

Мы избавим вас от следующих проблем, характерных для любительской настройки автозвука:

  • Некачественное воспроизведение высоких частот.
  • Неяркие басы.
  • Полная звуковая каша, сопровождаемая хрипами, искажениями.
  • Постоянно горящие и рвущиеся динамики.
  • Недостаточный уровень громкости даже при мощных усилителях и динамиках.

Даже посредственный по качеству набор аппаратуры можно заставить играть на профессиональном уровне — конечно, громко сказано, но все же. Не упустите возможность настроить свою систему именно так. Причем совсем недорого, цена настройки автозвука не превышает средние цены по Москве.


Обычно на все работы уходит не более дня. Но мы готовы оказать и дальнейшую поддержку и внести отдельные коррективы в настройки. Кстати, оказываем услуги и по настройке средств громкой связи, ведь не все штатные устройства корректно работают в этом режиме.

Единственная просьба — заявку на настройку акустики оставьте на сайте заранее. Просто это направление работ достаточно сильно загружено, поэтому лучше согласовать удобное для вас время посещения сервиса. Заполните форму или позвоните нам прямо сейчас.

avtokapitan.ru

Хороший звук в машине: что это, сколько стоит и как поставить

 Что такое плохой и хороший звук, сколько динамиков должно быть в салоне, за какие деньги можно купить действительно хорошую систему и что в ней должно быть, помимо колонок? Секретами делится наш эксперт.

Чем плоха штатная аудиосистема?

Поскольку аудиосистема не влияет прямо ни на безопасность, ни на надежность автомобиля, автопроизводители традиционно не стараются сделать ее звучание лучше: главное, чтобы «музыка» была надежной и не портила статистику поломками. Как правило, на конвейере автомобили комплектуются аудиокомпонентами известных брендов — Blaupunkt, Clarion, Panasonic, Philips. Но не стоит покупаться на «доброе имя» — в штатные комплектации идут самые простые версии оборудования без цели угодить меломанам.

Штатная акустика обычно имеет узкий частотный диапазон, воспроизведение с «пластмассовым» или «картонным» призвуком и плоскую, необъемную звуковую сцену. Кроме того, на высокой громкости динамикам нередко начинают «подыгрывать» детали отделки интерьера, «украшая» фонограмму трелями и вибрациями фрагментов торпедо и дверных карт.

Конечно, тут мы не говорим об автомобилях премиум-сегмента, которые «с завода» комплектуются компонентами элитных марок (Harman Kardon, Bang & Olufsen, Bose), отличаются специальной подготовкой кузова, наличием усилителей, сабвуфера и тщательно рассчитанным размещением динамиков.

Что такое качественный звук в автомобиле?

Это возможность не только насладиться вокалом поп-звезд, но и оценить мастерство исполнителей отдельных инструментальных партий, солистов с широким диапазоном голоса. «Правильные» динамики точно передают все оттенки звучания инструментов, не приукрашивая звучание и не скрадывая его особенностей. Хороший звук должен быть чистым, без примесей в виде резонанса деталей салона. Конечно, нештатная музыка может быть еще и громче, чем «родная», но это нельзя считать основным фактором качественной инсталляции.

Кому стоит оставить штатную аудиосистему?

При всех ее минусах штатная аудиосистема обычно надежна, обладает достаточной громкостью, неплохо воспроизводит звук в диапазоне человеческой речи и многих популярных музыкальных жанров. Так что если вы на недорогой машине гоняете с утра до вечера по разбитым дорогам в компании разговорчивых пассажиров, слушаете шансон или FM-радио и дорожите оригинальным состоянием интерьера, скорее всего, штатная акустика как раз для вас.

Сколько динамиков должно быть в машине?

Количество громкоговорителей — отнюдь не самый важный фактор, гораздо важнее — тип акустической системы. Для точной передачи всех нюансов фонограммы акустика должна быть компонентной — как минимум с двумя частотными каналами. Фактически каждый такой громкоговоритель состоит из двух динамиков: высокочастотного твитера («пищалки») и низко-среднечастотника — мидбаса, а также из частотного фильтра-кроссовера.

Необходимый минимум в автомобиле — одна пара таких двухканальных комплектов, размещенная в передней части. Это так называемый фронт, которого в целом достаточно для того, чтобы «почувствовать разницу» на фоне штатной системы. Для лучшего воспроизведения низких частот желательно разместить в задней части салона еще одну пару обычных (однокомпонентных) громкоговорителей диаметром побольше (не менее 16 см или «овалы» 6х9 см).

В идеале это должен быть специальный низкочастотный динамик — сабвуфер, подключенный к отдельному каналу. Дальнейшее наращивание количества динамиков повлияет не столько на качество звучания, сколько на лучшую слышимость в разных точках салона.

Как подбирать параметры динамиков?

Первая проблема при подборе динамиков на замену штатным — размеры, ведь штатные часто бывают меньше стандартных по диаметру и глубине. Кроме геометрии, громкоговорители должны подходить по электрическим параметрам.

Особо важны две характеристики — сопротивление и чувствительность. Если мы говорим о подключении акустики по-бюджетному — напрямую к головному устройству (без усилителя), то сопротивление должно быть не менее 4 Ом, а чувствительность — порядка 92 децибел.

3-komponentnaia_akustika.png

Как выбрать недорогие, но качественные динамики?

У большинства производителей car audio с мировыми именем в ассортименте присутствует акустика всех трех ценовых групп. Исключений немного, например, Focal с его исключительно топовыми моделями или JBL с его бюджетной ориентацией. Комплект недорогих фронтальных динамиков (два твитера, два мидбаса и два кроссовера) хорошей марки будут стоить порядка $45-50.

При этом аналогичные по характеристикам громкоговорители от неизвестного производителя можно купить и за $15, но, как правило, работают такие не больше года. В случае, когда речь идет о недорогой аудиосистеме, рекомендуется обратить внимание на попадающие в диапазон $45–50 американские бренды (Polk Audio, MTX, Kicker). Они традиционно рассчитаны на использование в свободном объеме двери, багажника и т.п.

[[JSON:{«type»:»social»}’]

Untitled-1.jpg

Что нужно сделать, кроме замены динамиков?

Первое условие — правильно выбрать место для динамиков. Высокочастотники-твитеры нужно размещать повыше, поближе к слушателю и направлять на него. Мидбасы (динамики средне-низкочастотного диапазона) обычно располагают ниже, сабвуфер может стоять в любой части салона.

Также важно обеспечить жесткое крепление динамика к массивной детали кузова. Если это будет не штатный пластиковый подиум, то придется изготавливать как минимум кольца-проставки, к примеру, из толстой фанеры.

И, наконец, существенно улучшит звучание громкоговорителя даже локальная виброшумоизоляция. Если нет возможности обработать специальными материалами все панели двери, в которую установлена акустика, нужно наклеить лоскут поглощающего материала хотя бы напротив тыльной стороны динамика. Это в значительной мере устранит нежелательные призвуки от вибрирующего металла.

vibro_shumoizoliasia_polki.jpg podium_usilenie_paneli.jpg

Насколько дорога акустика высокого уровня?

Акустические системы среднего ценового уровня авторитетных брендов продаются по цене $100–120 за комплект, топовые модели — в среднем $250–300. Существует также акустика премиум-уровня ценой порядка $900 – 1 000 за пару. Это динамики ручной работы для настоящих гурманов автозвука и для высокопрофессиональных установщиков.

Такие комплекты выпускаются под заказ и, интересуясь их ценой, нужно помнить также о цене работ по их инсталляции в автомобиль (а это может быть и $1 000, и $2 000) — только установщики высокого класса помогут полостью реализовать потенциал таких динамиков.

Чем отличается простая аудиосистема от дорогой?

Кроме более дорогих громкоговорителей, аудиосистема высокого класса отличается способом их установки. Если у недорогой системы динамик «играет» на объем двери, багажника или всего салона (смотря где установлен), то для каждого (за исключением некоторых твитеров) динамика Hi-Fi-системы создается собственная камера, объем которой определяется производителем или установщиками.

В продвинутой системе обязательно есть сабвуфер ($60 – 600), несколько усилителей мощности ($70 – 12 000) для поканального усиления сигналов фронта, тыла, сабвуфера. Все компоненты соединены специальной проводкой ($100 – 1000). Весь автомобиль подвергается работам по шумоизоляции с полной разборкой салона и багажника ($400 – 1 000). Естественно, при таком подходе головное устройство не остается штатным, и его или заменяют ($60 –1 500), или подвергают апгрейду (от $100).

Наконец, профессионалы автозвука окончательно настраивают звуковую сцену, меняя угол оси громкоговорителей на считанные градусы, регулируя уровень и частотный диапазон сигнала каждого динамика. В итоге мало-мальски качественная аудиосистема обойдется в сумму не менее $2-3 тыс., а действительно совершенная легко может стоить и $10 тыс.

Depositphotos_1702776_original.jpg

www.kolesa.ru

Автозвук своими руками — Как грамотно настроить автомобильную аудиосистему

Правильно настроить музыку в автомобиле, это занятие не из легких, очень много нюансов, особенностей и сложностей. Каждая система уникальна и должна настраиваться индивидуально. 

Чтобы понять насколько важно и сложно настраивать автомобильную аудиосистему, приведу свой пример. Моя система далеко не идеал и уж точно не пример для подражания, тем не менее, даже на ней можно получить приятное звучание.

 Состав системы:

  • ГУ (магнитола) — Pioneer DEH-3200u
  • Фронт                — Morel Tempo 6   
  • Тыл                    — какие то овалы от шмистери (выполняют роль фри-аир сабвуфера)  
  • Усилитель         — Blaupunkt  GTA 475

 Для того, что бы это правильно настроить, необходимо еще и правильно подключить!  Если все подключить, как полагается, по инструкции — уже не чего хорошего не выйдет, учтите, что это касается только данного случая! Проблема заключается в следующем – если фронтальные и тыловые колонки подключены правильно, плюс к плюсу, минус к минусу, они играют в одной фазе и это приводит к проседанию баса, особенно это заметно в районе среза мидбаса. Поэтому  мне пришлось на задних колонках перевернуть фазу, подключил плюс к минусу, минус к плюсу, на обеих колонках.

 А теперь  о том, почему колонки  выполняют роль фри-аир сабвуфера, а не играют как обычные колонка, воспроизводя весь звуковой диапазон  — дело в том, что если колонки играют всю звуковую полосу, они перетягивают звук на одну сторону и не о какой звуковой сцене и речи быть не может.  Проще говоря, весь звук слышится либо с правой двери, либо с левой. Поэтому было принято решение – срезать задние колонки  LPF фильтром усилителя, как режут сабвуферы, подгоняя их под фронтальные мидбасы.

 Настройка аудио системы – первоначально я настраивал систему исключительно на слух, с помощью синусов (звуковые файлы одной частоты: 25,26,27……100Гц) определил от скольки Гц играют фронтальные мидбасы, играли они уверенно от 60Гц и поэтому на усилителе фильтром HPF было срезано все, что ниже, иными словами регулятор HPF стоял в положении 60Гц. Состыковывая задние колонки с передними, выставив LPF фильтр тоже на 60Гц, это не привело к желаемому результату, пришлось постепенно подкручивать до 80Гц. Подкорректировал эквалайзер магнитолы под себя, но все равно чего-то не хватало. На протяжении долгого времени постоянно крутил настройки то так, то сяк. В общем, я уже смирился с этим и думал, что лучше уже не будет, что это максимум, что можно выжать из данной системы.

 Но в один прекрасный момент, я стал обладателем USB RTA Meter – а, который мне понадобился для более точных расчетов сабвуферных корпусов, но не об этом сейчас речь. Этот прибор позволяет увидеть, как звучит музыка! Приступил к знакомству с прибором, его возможностями и программным обеспечением, а за одно и проверил насколько хорошо у меня настроена музыка, сделав первый замер АЧХ (Амплитудно – Частотных Характеристик) аудиосистемы, я был поражен – насколько был ужасно неровным график. Теперь мне сразу стало все понятно, почему мне чего-то не хватало. У меня был большой горб на 35Гц-ах, потом шел провал в районе 60Гц, на 80 подъем и снова провал и т.д., а это я вам скажу очень ответственное места звукового диапазона, провалы и подъемы в середине и на верхах, мало кто почувствует, а вот неравномерность в басовом диапазоне, не почувствует разве, что человек с отдавленными медведем ушами. Иными словами, половины баса я не слышал, так как на фоне пиков, диапазон частот в провалах, практически не слышен.

  График АЧХ сделанный в процессе настройки, первый график был куда хуже.

 Почему же все так плохо? Срезы вроде настроены правильно, состыковка тыла к фронту тоже вроде как неплохая, а виной тому – сам автомобиль. Анализируя график АЧХ, я понял, что у меня основная проблема связана с резонансом дверей, динамики обрезаны на 60Гц, а двери все равно пели аж с 35Гц, давая большой горб в районе 40Гц. Бороться с резонансом тяжело, и я схитрил — приподнял мидбасы  выше 60Гц, тем самым сгладил резонанс двери с реально воспроизводимым диапазоном и уменьшив неравномерность графика выше по диапазону, а затем подогнал тыл и подкорректировал параметры эквалайзера на магнитоле.

 Окончательная настройка производилась точным подгоном срезов обоих фильтров (фронта и тыла) относительно друг друга  и подстройкой Гейна, делая снятие АЧХ после каждого изменения. Для меня настройка системы оказалась настолько не логична, что на слух я уж точно не когда так не настроил, настолько важна точность, молейщее изменение, ведет к непредсказуемому изменению графика! 

 Предпоследний график АЧХ, на последнем был практический идеальный спад в басовом диапазоне, в плоть до 150Гц. К сожалению не успел сделать скрин, сел ноутбук. 

 Настройка заняла гораздо больше времени, чем настройка на слух, но и результат превзошел все мои ожидания. По ощущениям –  как будто, апгрейдил систему более качественными – дорогими компонентами и сабом (нет, давления сумасшедшего конечно нет, но играют колонки очень приятно и очень похоже на систему с сабвуфером в ЗЯ). Вечером пришел друг и сел оценить результат, я его с трудом вытащил из машины пить пиво.

 Я бы мог настроить систему еще лучше, экспериментируя уже с оформлением и расположением динамиков, но у меня другие планы, самое главное я понял – точность в автозвуке очень важна и без измерительного оборудования добиться успеха практически не возможно.

 USB RTA Meter – незаменимый прибор! Им можно мерить как систему в общем, так и компоненты по отдельности, он сразу покажет слабые места и позволит их устранить, если конечно имеется физическая и техническая возможность. Даже не имея опыта по настройке, с прибором, можно настроить систему в лучшем  виде.

 И хочу вам дать один маленький совет – устанавливайте усилители в места, где они будут меньше всего подвержены вибрации, не каких полок и сабвуферов. У меня через день сбились настройка. А чтобы настроить я потратил полдня!    

 

xn—-7sbbce1bhcohohb2cfm1mqa.xn--p1ai

Установка музыкальной системы в автомобиль – простые советы

Создание музыкальной системы в машине можно разделить на несколько этапов. Это выбор элементов, их установка в автомобиль и настройка звучания. Каждый этап достоин отдельного рассмотрения. Перед тем, как установить музыку в машину, ознакомьтесь со всеми этапами этой непростой работы.

Выбор компонентов

Рассмотрим в порядке важности выбор отдельных элементов музыкальной системы и другие важные моменты. От понимания вопроса зависит правильная установка музыки в машину.

Место установки

Динамики в двери автомобиляУстановка динамиков в дверь

При подборе акустической системы необходимо определиться с местом ее установки и размерами. Чаще всего динамики встраивают в двери. Важную роль играет глубина динамиков, так как внутренние детали двери не всегда позволяют их установить. Рекомендуется при выборе акустической системы купить двухкомпонентные динамики популярных изготовителей.

 

Кроме дверей, динамики можно устанавливать в заднюю полку багажника. Для этого придется ее прорезать, если в ней не предусмотрены отверстия. В автомобильных магазинах можно купить готовые акустические полки, но стоят они немало. Поэтому все можно сделать своими руками из штатной полки.

Усилитель

Усилитель звука в машину

В автомобиле можно слушать музыку и без усилителя. Но при правильном составлении музыкальной системы этот компонент обязателен. Его также лучше купить от известного бренда, например, Алпайн, Герц, Пионер, Кенвуд, Сони. Качественные усилители имеют защиту от перегрева, перегрузки, создают достойное звучание.

При выборе нужно учитывать мощность динамиков, наличие сабвуфера и другие параметры. Характеристики усилителя должны соответствовать динамикам. Если их сопротивление и мощность не соответствуют параметрам усилителя, то качество звука будет хуже, а электронная начинка может выйти из строя. Сопротивление динамиков должно превышать аналогичную характеристику платы усиления.

Усилитель звука в машину обойдется недешево, поэтому надо быть готовым к расходам.

По количеству выходных каналов эти устройства делятся на одноканальные, двухканальные, трехканальные и четырехканальные. Первые служат для подключения сабвуфера. В них не нужен фильтр высоких частот, но низкочастотный фильтр необходим. Также должен быть регулятор баса.

Универсальный вариант – двухканальные усилители. К ним можно подключить два динамика или один сабвуфер с использованием мостовой схемы. В них изначально встроены фильтры высоких и низких частот.

Трехканальные устройства служат для подключения двух динамиков и сабвуфера. В последнее время наиболее распространены четырехканальные усилители. Они состоят из двух двухканальных усиливающих схем в едином корпусе. Редко встречаются даже пятиканальные усилители для автомобиля. К ним можно подключить 4 динамика и сабвуфер.

Провода

Эти не менее важные элементы системы делятся на три вида:

  1. Силовые.
  2. Акустические.
  3. Межблочные.

Первый вид подает питание на магнитолу и усилитель. Их сечение не должно быть менее 21 кв. мм. Акустические провода обычно применяются сечением более 8 кв. мм. Эти значения должны соответствовать мощности всей системы. Межблочный вид проводов имеет разную длину, и может оснащаться управляющим проводом.

Качественные межблочные провода способны обеспечить чистый звук. К таким маркам можно отнести марки «Чернов», «Stinger», «Daxx».

Как звук зависит от провода? Проводник – линия передачи тока с определенным сопротивлением. Он имеет свою индуктивность и емкость, от которых зависят выходные и входные цепи устройств. Любители музыки в машине всегда пользуются только качественными медными проводами.

Конденсатор

Конденсатор для сабвуфера

Фанаты музыки в автомобиле устанавливают в цепь музыкальной системы специальный конденсатор большой емкости. При его выборе нужно знать, что на каждые 500 ватт мощности необходима емкость 0,5 фарады. Лучше купить конденсатор с автоматической системой, тогда у вас не будет проблем при включении его в схему.

Конденсатор в акустической системе автомобиля служит для поддержания звучания низких частот при больших пиковых нагрузках. В эти моменты энергии генератора и аккумуляторной батареи не хватает, а конденсатор помогает накопленным зарядом.

Схемы подключения акустики в автомобиле

схема подключения акустики автомобиляОдин из вариантов схемы акустики в машине

Перед покупкой всех компонентов нужно выбрать схему их подключения. Ниже вы узнаете о наиболее популярных схемах.

  1. Магнитола – передние динамики – сабвуфер – четырехканальный усилитель. Последний компонент подключается к фронтальным колонкам и сабвуферу. Это классика подключения, которой пользуется большинство автолюбителей. Схема проста в подключении и настройке, экономит место в салоне, так как все компоненты не занимают большого объема. Мощность звука небольшая, и качество звучания снижается незаметно. Если вы не меломан и не фанат авто звука, то не заметите разницы, по сравнению с дорогостоящими устройствами.
  2. Магнитола – перед – зад – «саб» – усилитель. Усиливающая звук электронная плата, имеет 5 каналов: 2 на перед, 2 на зад и 1 на сабвуфер. За основу взята первая схема со своими преимуществами и недостатками. Схема улучшает звук в задней части автомобиля, так как задние пассажиры часто высказывают жалобы на плохой звук. Подобная система сложнее настраивается, по сравнению с первой. Необходимого результата не всегда можно добиться.
  3. «Голова» – фронт – «саб» – два усилителя. Понятием «голова» многие называют магнитолу, от которой выходит звуковой сигнал. «Саб» — сокращенно сабвуфер, меломаны и фанаты музыки привыкли сокращать многие названия. Последние в схеме приборы снабжены двумя каналами выхода: на передние динамики и на сабвуфер. Такую схему обычно выбирают любители низких частот. Если усилитель подключить по мостовой схеме, то получается мощность, превышающая первые два вида подключения.
  4. Магнитола – передние динамики – сабвуфер – два усилителя. Один из усиливающих устройств имеет 4 канала для фронтального звука, а второй – 2 канала для сабвуфера. Схема получается самая дорогая, но качество звучания превышает все остальные виды подключений. Она позволяет не устанавливать фильтры звука фронтальных динамиков, а пользоваться фильтрами частоты внешнего усилителя. При этом каждый канал будет усиливаться отдельно. Это усиливает мощность звучания и его качество.

Перед установкой купленных компонентов, рекомендуется сделать шумоизоляцию кузова автомобиля.

Порядок установки

Прежде всего необходимо проложить силовые провода питания от аккумулятора в салон. Выбрав и купив проводники, протяните отрицательный и положительный провода. Для этого во многих автомобилях имеется специальное отверстие в щите, разделяющем двигатель от салона.

При прокладке проводов через металлическое отверстие, нужно защитить их от перетирания куском резиновой или пластмассовой трубки. В противном случае возможно короткое замыкание.

Плюсовой проводник должен подключаться через предохранитель, сила тока которого должна быть такой же, как на предохранителе усилителя. Эта плавкая вставка должна находиться недалеко от аккумулятора (около 30 см).

Установка ВЧ динамиков

пищалки в машинуВысокочастотные динамики «пищалки» устанавливают на стойках ветрового стекла

Перед тем, как установить «пищалки» в машину (так их называют в народе), снимите облицовку стоек лобового стекла. Высокочастотные динамики – основа звучания. Их нужно расположить на уровне глаз пассажира и водителя, повернув на середину ветрового стекла. В таком положении они будут излучать звук на стекло, от которого он будет отражаться в салон.

Левая «пищалка» будет отражать звук на правого пассажира, а правая – на водителя.

Прокладка и подключение проводов

Следующим этапом нужно аккуратно проложить остальную проводку, в которую входят провода между блоками, силовые провода и акустические. Разные виды проводки не рекомендуется укладывать рядом друг с другом, а также вместе с проводами автомобиля.

Пересечение проводов разных групп допускается только под 90 градусов.

Перед тем, как подключить акустику в машине, зачистите концы проводов от изоляции. Далее подключите провода к сабвуферу и усилителю мощности. Если «саб» куплен в корпусе, то для кузова «седан» его рекомендуется повернуть по направлению к спинке задних сидений. Для «универсалов» и «хэтчбеков» – по направлению к двери багажника. Корпус сабвуфера можно изготовить своими руками, но об этом будет отдельная статья.

Настройка звучания

После подсоединения всех проводов, необходимо знать, как настроить музыку в машине. Под этой процедурой понимается установка частоты звучания на усилителе отдельно для динамиков и сабвуфера. Кроме того, настройки требует чувствительность звучания.

Условно примем, что в усилителе фильтры звука установлены лучшего качества, по сравнению с магнитолой. Поэтому процедуру настройки будем производить при настройках магнитолы на «0».

Чтобы правильно установить музыку в машину и настроить ее, необходимо выполнить инструкцию:

  1. Установите на усилителе звуковой фильтр для «саба» – LPF. Частотную характеристику для кроссовера установите в интервале 50-70 герц. Под «кроссовером» следует понимать электронную плату, которая включает несколько фильтров звука по разным частотам.
  2. Установите фильтр переднего звука – HPF. Частота кроссовера – от 70 до 90 герц.
  3. Чувствительность на усилителе установите на отметку «0». На головном устройстве громкость установите на полную мощность. Далее, на усилителе регулировку чувствительности постепенно увеличивайте до момента, пока не возникнут искажения звука. После этого немного снизьте чувствительность.

Как сделать уплотнение капота и тюнинг заглушек противотуманок новой Калины?

На этом основную настройку музыки в машине можно завершить.

Комментарии и отзывы фанатов автозвука

Александр, Москва. Когда в автомобиле есть сабвуфер с усилителем, и они работают на полную мощность, то напряжение в сети может сильно снижаться. Они расходуют много энергии, посадка батареи при работающем моторе машины достигает иногда 12,5 вольт. Но причина этого не в том, что нет конденсатора, а в качестве силовых проводов и правильности их подключения.

Евгений, Оренбург. Если вы ставите на машину китайские провода, то напряжение снижается намного. При установке российских медных проводов и качественном контакте напряжение почти не падает. Конденсатор не даст никакой защиты в посадке напряжения. Он накапливает энергию и отдает ее в пиковые моменты для обеспечения мощности усилителей. Если на вашем авто качественная батарея и хорошие провода, то в конденсаторе нет необходимости.

Григорий, Барнаул. Если при пиковой нагрузке напряжение упало, то конденсатор быстро отдал свой заряд. На мгновенных нагрузках он помогает. А если много низких частот при соответствующей музыке в машине, то конденсатор не успевает заряжаться. По сути дела, он будет служить в машине красивым ненужным аксессуаром, от которого никакой пользы нет.

  • Автосканер ELM 327 и приложение Torque
  • Автосканер ЕЛМ 327 с блютузом

Юрий, Симферополь. У меня в машине два усилителя и мощный сабвуфер, от которого стекла дребезжат. И вся эта система не имеет конденсатора. Это обычная реклама, или игрушка, которая вовсе не нужна в автомобиле с нормальной акустической системой.

Читайте: Багажник Лады Весты.

Ее используют только профессиональные фанаты, которые разбираются в этом, и различают тонкости звука в автомобиле. Для большинства водителей конденсатор не нужен.

xn—-21-43dabppn4d4dn.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о