Кто должен уступить дорогу на перекрестке: ПДД на равнозначном перекрестке – Правила проезда перекрестков: примеры и комментарии

Содержание

Как правильно проехать перекресток? — журнал За рулем

«Мы все учились понемногу…», но, покинув пределы автошколы, часто забываем элементарные правила. Особенно те из них, что редко применяются на практике. Чтобы не пришлось мучительно вспоминать их в долю секунды на дороге, предлагаем в спокойной новогодней обстановке разобрать несколько типичных дорожных ситуаций при проезде перекрестка, которые могут вызвать вопросы не только у начинающих, но и у опытных, хотя и подзабывших ПДД, водителей.

Итак, перед нами равнозначный перекресток, правила его проезда, казалось бы, предельно просты: «13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

1–2

На Рис. 1 мы видим, что помеха справа у синего автомобиля, а белый автомобиль с включенными указателями поворота имеет преимущество. Но водитель белого автомобиля намерен выполнить разворот, поэтому, следуя правилам, он выезжает на перекресток. А вот на Рис. 2 помеха справа уже у белого автомобиля. Значит, водитель синего автомобиля первым проезжает перекресток, а вторым заканчивает маневр водитель белого. Таким образом, «помеха справа» может перемещаться, все зависит от того, какие маневры выполняют водители на перекрестке.

Еще одна ситуация, возможная на равнозначном перекрестке, но более сложная — с тремя участниками. Водители синего и черного автомобилей намерены продолжить движение в прямом направлении, а водитель белого хочет повернуть налево.

3–4

Если рассматривать положение автомобилей на Рис. 3 перед проездом перекрестка, то мы видим, что у синего и черного автомобилей есть помеха справа. Но, в свою очередь, белый автомобиль, выполняющий поворот налево, обязан уступить дорогу синему.

«13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо».
Разъехаться этим трем транспортным средствам по правилам можно только следующим образом (Рис. 4). Водитель белого автомобиля должен выехать на центр перекрестка и остановиться, в результате у водителя черного автомобиля устраняется помеха справа, и он проезжает перекресток. Теперь наступает очередь синего автомобиля, который выполняет проезд перекрестка в прямом направлении. Наконец, последним завершает свой маневр — поворот налево — водитель белого авто.

Что ж, теперь переместимся на регулируемый перекресток, по поводу которого ведутся постоянные споры и высказываются различные мнения, от «оба должны уступать другу другу» до «таких перекрестков не бывает».

5–6

Итак, ситуация следующая. На Рис. 5 на регулируемом перекрестке оказались два автомобиля: синий намерен выполнить поворот направо, а белый хочет развернуться. Зачастую на таких перекрестках водители с обоих направлений начинают двигаться одновременно — кто первый проедет, либо водители, идущие на разворот, вынуждены останавливаться в центре перекрестка и ждать, пока не проедут все ТС, поворачивающие направо. Такая безграмотность наших водителей очень огорчает. А ведь этот вопрос даже внесен в экзаменационные билеты. Существует правило, четко регулирующее подобную ситуацию.

«13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».
Значит, на таком перекрестке преимущество имеет водитель белого автомобиля, движущийся на основной зеленый сигнал светофора, ну а водитель синего обязан уступить дорогу, так как едет в направлении стрелки, включенной одновременно с красным, запрещающим сигналом (
Рис. 6
).

Обратимся теперь к нерегулируемому перекрестку, на котором организовано круговое движение. Наши водители зачастую проезжают их, игнорируя правила, а ведь «круг» — очень удобный способ организации дорожного движения, существующий для уменьшения вероятности заторов и лучшей пропускной способности дороги.

Проведем небольшой ликбез. У нас в стране есть два вида перекрестков с круговым движением — равнозначные и неравнозначные. На въезде на равнозначный перекресток мы видим предписывающий знак 4.3 «Круговое движение». Значит, на таком перекрестке действует правило «помеха справа».

«13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

кто кому должен уступать при развороте/повороте на стрелку?

Тема непредоставления преимущества при повороте на дополнительную стрелку светофора уже набила оскомину, но не перестает быть актуальной. После видео из Гродно, когда повздорили двое водителей, к Юрию Краснову обратились несколько читателей: «Так кто должен уступать дорогу — разворачивающийся или выезжающий на стрелку?» Попытки апеллировать к предыдущим публикациям не помогли. Ну что поделаешь, значит, придется объяснять снова…

Если у него преимущество, то что поделаешь?

Подобные конфликты на улицах белорусских городов происходят регулярно. А зафиксированная ситуация в Гродно особенна только тем, что эмоции перехлестнули через край. Водители, судя по реакции сотрудников милиции, готовы были приступить к самому тесному обсуждению ПДД.

— Дорога узкая, всего в две полосы, перед автором видео начал движение Suzuki Baleno, который поворачивал налево, — перечисляет факторы Юрий Краснов. — Автор ролика просто физически не мог развернуться и оказаться в крайней левой полосе, в ПДД данный момент не оговорен. Это все имело значение в рассматриваемой ситуации.

По мнению ведущего рубрики, водитель Volkswagen Phaeton не собирался уступать — вероятно, полагая, что имеет преимущество. Однако именно он обязан был пропустить автора видео, если судить по записи.

— Сразу после появления ролика мне стали писать, звонить: а расскажите, сделайте сюжет, 

— рассказывает Юрий Краснов. — Все мои отсылки к предыдущим публикациям действия не возымели. Люди все равно просили напомнить, объяснить. Кто-то не знал, кто-то забыл, а кто-то изначально неправильно трактовал ситуацию.

«Встречал даже такое мнение: мол, нас пятеро, мы тут ждем, а он один разворачивается как царек. Ребята, ну так если у него преимущество, то что поделаешь?»

Переходя к теоретической части вопроса, ведущий «Разборов…» ссылается на пункт 104 ПДД: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».

Есть такое мнение: разворачивающимся, мол, тоже горит дополнительная секция, а рассуждать, какой сигнал включен для остальных водителей, они не должны. Однако эта точка зрения в данном случае ошибочная. И вот почему.

— Да, водитель обязан ориентироваться на сигналы светофоров, установленные для его направления, — соглашается Юрий Краснов. — Однако это не противоречит тому, что при развороте он в данной ситуации пользуется преимуществом. Во-первых, это вытекает из того же пункта 104 ПДД — если дополнительная секция горит вместе с основным зеленым сигналом, то уступать другим автомобилям не надо. А во-вторых, водитель может разворачиваться просто по основному сигналу светофора. И тогда он обязан выполнять требование пункта 103.

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю» (пункт 103 ПДД)

ДТП в таких ситуациях случаются редко

Под окнами офиса Onliner тоже часто слышны гудки клаксонов и визг тормозов. На перекрестке пр. Дзержинского и 1-го Извозного переулка водители регулярно выясняют, кто и кому должен уступить.

Для автомобилистов, которые совершают разворот по проспекту, включена дополнительная секция и основной зеленый сигнал светофора. «Имеют преимущество», — ремарка ведущего рубрики.

Выезжающие с переулка движутся на стрелку (одновременно включен основной красный). «Должны уступать», — очередной комментарий знатока ПДД.

Далеко не во время каждого светофорного цикла возникает конфликтная ситуация. А если два автомобиля встречаются, то водители, как правило, пытаются разъехаться — ширина проезжей части позволяет сделать это без проблем. В редких случаях траектории пересекаются, и тогда участники конфликта прибегают к помощи звуковых сигналов.

— Видно, что водитель Toyota не собирался уступать. А если бы Audi поехала, то… — комментирует возникшую ситуацию Юрий Краснов. — Водителей, которые не собираются уступать, сразу видно: они выезжают на такой скорости, что становится понятно — тормозить никто и не думал.

При этом, по наблюдениям ведущего «Разборов…», ДТП в таких ситуациях случаются довольно редко, поскольку автомобили движутся на небольшой скорости.

На пощечину принято отвечать пощечиной

Знание ПДД, впрочем, не избавляет от конфликтов. Гродненский пример очень типичен, к сожалению. Оба водителя, судя по их реакции, были уверены в своей правоте. Но один из них как раз обязан был уступить. Тем не менее призыв Юрия Краснова такой: не нагнетать ситуацию и спекулятивно не пользоваться преимуществом.

— При развороте, хотя вы имеете преимущество, всегда следите за выезжающими на стрелку, — рекомендует ведущий рубрики. — Если они не собираются уступать, можно поморгать светом фар или посигналить. Если не помогает — лучше пропустить. Все мы ошибаемся…

Как считает эксперт, если бы автор ролика ехал помедленнее, то Volkswagen успел бы проскочить: «Но им, вероятно, двигала обида — дескать, у меня же преимущество, я должен был первым проехать, а не вторым. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, демонстрировал агрессию, и это привело к эскалации».

Библейский принцип на наших дорогах, увы, не действует. На пощечину принято отвечать пощечиной.

Без единого гудка клаксона!

Все места, где происходят конфликты между разворачивающимися по основному сигналу и поворачивающими на стрелку в Минске, хорошо известны. Юрий Краснов предлагает проехать по некоторым и отработать алгоритм

спокойных действий.

Первый перекресток — пр. Независимости и ул. Свердлова. Разворачивающимся возле главпочтамта постоянно не уступают.

— Так что — волосы по этому поводу рвать на голове? У меня их и так не осталось, — иронизирует ведущий «Разборов…».

Как раз на нас выезжает Honda Insight. Ситуация в какой-то момент кажется патовой, но разрешается она абсолютно мирно. Водитель японского гибрида и Юрий Краснов разъезжаются. Заметим, без единого гудка клаксона!

— Можно было бы усугубить ситуацию, но удалось разойтись спокойно и в целом доброжелательно, — комментирует ведущий рубрики. — Многое зависит от посыла. Пусть даже ты прав и имеешь преимущество, а тебя обидели, все равно не надо агрессивничать. Ни к чему хорошему это не приведет.

Наш водитель замечает, что многое зависит от тонких нюансов и понимания грани ситуации. Он, например, старается при развороте продемонстрировать явное намерение, но при этом всегда готов остановить автомобиль.

Именно так Юрий Краснов действует при втором заходе на разворот возле главпочтамта, вынуждая водителя Toyota уступить. Хотя у нас сложилось мнение, что тот не намерен был притормаживать.

— Добрый день, — опускает стекло на светофоре ведущий «Разборов…». — А вы собирались мне сейчас уступать дорогу? Дело в том, что мы разбираем ситуацию. Хотим понять мотивы.

— Да, — парень не сразу понял, что от него хотят.

Еще один проблемный перекресток находится возле ЦУМа. Тут тоже не раз случались ДТП, кипели эмоции.

— Особенность в том, что при повороте направо (с пл. Я. Коласа на пр. Независимости) водители стремятся сразу попасть во второй, а то и третий ряд, поскольку в крайней правой полосе расположена автобусная остановка, — замечает Юрий Краснов. — Это тоже негативно сказывается на ситуации.

На третьем перекрестке, куда предлагает выехать ведущий «Разборов…», также есть нюанс. Водители при повороте с ул. Аранской на ул. Маяковского движутся с горки, слева их прикрывает островок. А вот то, что нужно уступить разворачивающимся, учитывают далеко не все.

Водитель красного микроавтобуса явно не ожидал, что ему, возможно, придется тормозить.

— Если дашь возможность проехать направо одному, то остальные тоже начнут выполнять этот маневр, а ты замрешь на перекрестке и будешь стоять, — затрагивает еще один аспект Юрий Краснов.

Зачем вообще нужны стрелки?

Безусловно, роль организации дорожного движения в создании таких конфликтов не самая последняя. Водители воспринимают зеленую стрелку как разрешение, а не как требование уступить дорогу.

— Почему вообще сделали дополнительные секции? — рассуждает ведущий рубрики. — Очевидно, для увеличения пропускной способности. Например, в Литве и Польше разрешен поворот направо, если горит красный сигнал. Однако там висят специальные таблички, и вопросов у водителей — уступать / не уступать — не возникает. В Беларуси же горит зеленый, и не все автомобилисты понимают разницу между стрелкой и основным сигналом.

По мнению Юрия Краснова, белорусские водители пока не готовы взаимодействовать на высоком уровне. Одни нагнетают обстановку и пытаются воспользоваться преимуществом. А те, кто поворачивает на стрелку, не ценят предоставленную возможность и едут так, как будто на основной зеленый.

— Все основывается на условностях, но не все к этому готовы, — полагает ведущий «Разборов». — Впрочем, можно сделать так, чтобы траектории водителей в подобных ситуациях в принципе не пересекались.

Такая попытка была предпринята на пр. Независимости (возле пл. Я. Коласа), где разметкой 1.7 пытались развести разворачивающихся и поворачивающих направо. Сейчас краска на асфальте уже стерлась и едва видна. А ведь подобное может быть реализовано с помощью делиниаторов и других конструктивных мер.


— Когда вы выезжаете на перекресток по стрелке с основным красным сигналом, то должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех направлений. При этом не важно, какой маневр они совершают, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если же вы поворачиваете или разворачиваетесь на стрелку с основным зеленым сигналом, то не нагнетайте, отслеживайте намерения других водителей.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

 

Но сначала давайте о светофоре. О регулировщике потом.

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_01.proezd-perekryostkov 

 

Что может быть проще и понятнее сигналов светофора.

Водители на пересекаемой дороге послушно стоят у стоп-линий (им включен красный).

Мы и встречный можем двигаться, нам обоим горит зелёный сигнал.

 

То есть у нас с водителем встречного автомобиля – равное право на проезд!

 

 

 

 

 

Ну, так здесь для нас ничего нового. Всё так же, как и на нерегулируемых перекрёстках – при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

 

И вопросы такие же, как про нерегулируемые перекрёстки:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_02.proezd-perekryostkovКак Вам следует поступить при повороте налево?

 

1. Проехать перекрёсток первым.

 

2. Выехать за стоп-линию и остановиться на перекрёстке, чтобы уступить дорогу встречному автомобилю.

 

3. Остановиться перед стоп-линией и после проезда легкового автомобиля повернуть налево.

 

 

 

 

 

 

 

Вам необязательно видеть, что горит у встречного. Можете быть уверены – если вам зелёный, значит, и ему точно такой же зелёный. А дальше всё понятно.

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_03.proezd-perekryostkov 

 

 

Прямо и направо можно смело двигаться. А при повороте налево или развороте ваша обязанность –  уступить дорогу встречному.

 

Только не надо останавливаться перед стоп-линией, вам же горит зелёный! Смело въезжайте на перекрёсток и уже там, на перекрёстке, уступайте дорогу встречному.

 

 

 

В Правилах о движении на зелёный сигнал светофора сказано точно так же, как и о движении по равнозначной дороге на нерегулируемом перекрёстке:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

 

И про трамвай всё то же самое:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Если сигналы светофора разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

 

И вопросы про трамвай такие же:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_04.proezd-perekryostkovВы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Кому Вы должны уступить дорогу?

 

1. Трамваю и автомобилю.

 

2. Только трамваю.

 

3. Никому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас у всех троих равное право на проезд (все двигаются на зелёный сигнал светофора). Первым, естественно, проедет трамвай, а вот встречный автомобиль должен уступить вам дорогу (всё по тому же принципу «помехи справа»).

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_05.proezd-perekryostkovВ каком случае Вы обязаны уступить дорогу трамваю?

 

1. При повороте налево.

 

2. При движении прямо.

 

3. В обоих перечисленных случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оба (вы и трамвай) двигаетесь на зелёный сигнал светофора, то есть у обоих – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.

 

 

 

Правда, что касается трамвая, тут есть один нюанс – на перекрёстке может быть применено раздельное регулирование: один светофор для вас, другой – для трамвая, и чтобы грамотно проехать такой перекрёсток, водитель должен понимать сигналы обоих светофоров:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_06.proezd-perekryostkovВы намерены повернуть налево. Ваши действия?

 

1. Уступите дорогу трамваю.

 

2. Дождётесь разрешающего сигнала специального светофора и, пропустив трамвай, повернёте налево.

 

3. Проедете перекрёсток первым.

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом перекрёстке применено раздельное регулирование – у вас свой светофор, у водителя трамвая – свой. В таких случаях сигналы этих двух светофоров не должны противоречить друг другу. Если уж ваш светофор разрешает вам движение во всех направлениях (как сейчас на рисунке), тогда на специальном светофоре должен быть включён сигнал, запрещающий движение трамваю.

 

Посмотрите на рисунок, так оно и есть – трамваю на специальном светофоре включен запрещающий сигнал!

 

 

 

 

И ещё светофор могут оснастить дополнительной секцией. Об этом мы подробно поговорили в теме 6.1 «Сигналы светофора», но на всякий случай повторим и здесь:

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_07.proezd-perekryostkov 

 

 

 

Если дополнительная секция не включена, двигаться можно только в направлениях, указанных контурными стрелками на основном зелёном сигнале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_08.proezd-perekryostkov

 

 

 

 

Сейчас можно двигаться во всех направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_09.proezd-perekryostkov

 

 

 

 

А вот сейчас – только направо. Но заметьте – вы двигаетесь на основной красный сигнал!

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_10.proezd-perekryostkov

 

 

 

 

 

То есть сейчас на этом перекрёстке вы – последний человек. Поворачивать направо можно, но уступая дорогу всем, кого вы там на перекрёстке увидите.

 

 

 

 

 

 

 

Вы обратили внимание! – в пункте 13.5 не уточнено, о каких водителях идёт речь. А, значит, имеются в виду все водители, в том числе и водители трамваев. Несмотря на то, что в пункте 13.5 всё сказано достаточно ясно, Правила тем не менее про трамвай дали ещё и отдельное прямое указание в пункте 13.6:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_11.proezd-perekryostkov

 

 

Даже трамвай, если двигается на стрелку с основным красным сигналом, может только осторожно «вползать» на перекрёсток, уступая всем дорогу.

 

Сейчас у трамвая неравное право на проезд с этим легковым автомобилем на пересекаемой дороге.

 

 

 

 

 

 

И про стрелку с красным на экзамене обязательно спросят:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_11_2.proezd-perekryostkovОбязаны ли Вы уступить дорогу автобусу?

 

1. Обязаны.

 

2. Не обязаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раз уж вам горит основной красный, значит, автобусу точно включен основной зелёный. Он проедет перекрёсток первым, и если за ним никого нет, можете повернуть направо.

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_11_3.proezd-perekryostkovВы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?

 

1. Остановитесь перед стоп-линией.

 

2. Продолжите движение, уступая дорогу легковому автомобилю.

 

3. Продолжите движение, имея преимущество перед легковым автомобилем.

 

 

 

 

 

 

На Т-образных перекрёстках в дополнительной секции светофора будет изображена стрелка «прямо». Но принципиально это ничего не меняет. В данной ситуации двигаться прямо можно. Но не просто можно, а, уступая дорогу легковому автомобилю.

 

Вы же поедете на основной красный, а он двигается на основной зелёный!

 

 

 

 

И ещё один наиважнейший момент!

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_12.proezd-perekryostkov 

 

 

 

 

Если светофоры без дополнительных секций, можете быть стопроцентно уверены, что встречному тоже горит зелёный, а поперечным – красный.

 

 

 

 

 

 

 

Если светофоры с дополнительными секциями, тогда приготовьтесь –  здесь возможны различные варианты.

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_13.proezd-perekryostkov 

 

В любом случае можете быть на 100% уверены, что автобусу включен основной красный (раз уж вам – зелёный, значит, в поперечном направлении обязательно будет красный).

 

Что же касается встречного движения, то здесь картинка может быть такой – на всех полосах (кроме крайней правой) автомобили стоят неподвижно! И только с крайней правой народ с оглядкой пытается «просочиться», не создавая никому помех.

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_14.proezd-perekryostkov 

 

 

В жизни именно так вы догадаетесь, что встречным включена дополнительная секция с основным красным сигналом.

 

А вы двигаетесь на стрелку с основным зелёным!

У вас безоговорочное преимущество.

 

 

 

 

 

 

В Билетах есть одна такая задача:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_15.proezd-perekryostkovПри выполнении какого манёвра водитель легкового автомобиля имеет преимущество в движении?

 

1. Только при повороте налево.

 

2. Только при развороте.

 

3. При выполнении любого манёвра из перечисленных.

 

 

 

 

 

1. На регулируемых перекрёстках равное или неравное право на проезд определяется сигналами светофора.

 

2. Равное право на проезд имеют водители, которым включён основной зелёный сигнал светофора.

 

 

 

Осталось только поговорить о ситуации, когда на перекрёсток вышел регулировщик.

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_16.proezd-perekryostkov 

 

 

В этом случае равное или неравное право на проезд определяется сигналам  регулировщика.

 

И так же, как в случае со светофором, сигналы регулировщика всегда открывают движение двум потокам транспорта, подъезжающим к перекрёстку с разных направлений.

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_17.proezd-perekryostkov 

 

 

При этом траектории движения могут и не пересекаться.

Например, такой сигнал регулировщика открывает движение только нам и встречному и только прямо или направо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_18.proezd-perekryostkov 

 

 

 

Такой сигнал регулировщика тоже одновременно открывает движение и нам, и синему легковому автомобилю.

И если мы поедем прямо или налево, то траектории опять не пересекаются.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_19.proezd-perekryostkov 

 

 

Однако, если станем разворачиваться, тогда в конечной фазе разворота он станет для нас помехой справа. И надо уступать ему дорогу.

 

Почему? Да потому что у нас с ним равное право на проезд – оба двигаются на разрешающий сигнал регулировщика.

 

 

 

 

 

 

И такие задачки есть в Билетах:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_20.proezd-perekryostkovВы намерены развернуться. Ваши действия?

 

1. Проедете перекрёсток первым.

 

2. Выполните разворот, уступив дорогу легковому автомобилю.

 

3. Дождётесь, когда регулировщик опустит правую руку.

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_21.proezd-perekryostkovВы намерены повернуть направо. Ваши действия?

 

1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.

 

2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот.

 

3. Проедете перекрёсток первым.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь наоборот – вы поворачиваете направо, а легковой автомобиль разворачивается.

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_22.proezd-perekryostkov 

 

И опять сигнал регулировщика разрешает одновременно движение обоим.

 

То есть опять у обоих равное право на проезд.

 

А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

 

 

 

 

Наконец, надо же ещё разобраться с трамваем.

 

Про трамвай коллеги-преподаватели уже давно придумали такое правило:

 

Трамвай может ездить только «из рукава в рукав» регулировщика.

 

 

 Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_23.proezd-perekryostkov

 

 

При таком сигнале трамваю разрешено только налево («из рукава в рукав» регулировщика). Понятно, что трамвай будет стоять, дожидаясь нужного ему сигнала «прямо».

А вам можно во всех направлениях! Так что не стойте. Вы собрались поворачивать направо, ну и поворачивайте.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_24.proezd-perekryostkov 

Регулировщик опустил правую руку. При таком сигнале трамваю разрешено только прямо, он и поедет.

Вам тоже можно поворачивать направо, только теперь уже уступая дорогу трамваю.

 

При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения!

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_25.proezd-perekryostkov

 

 

 

При таком сигнале трамваю разрешено только прямо, а ему нужно направо (включён правый указатель поворота).

Трамвай будет стоять, а вы не стойте, собрались двигаться прямо, ну и двигайтесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_26.proezd-perekryostkov

 

 

Регулировщик повернулся к вам грудью и вытянул правую руку вперёд.

При таком сигнале трамваю разрешено только направо, он и поедет.

А вам, если нужно прямо, придётся постоять. При таком сигнале и вам разрешено только направо.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы обратили внимание!

 

Оказывается вам нужно уметь думать не только за себя, но ещё и за водителя трамвая.

 

 

Вот вам под занавес ещё одна задачка из Билетов:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_27.proezd-perekryostkovКак Вам следует поступить при повороте направо?

 

1. Проехать перекрёсток первым.

 

2. Уступить дорогу только трамваю А.

 

3. Уступить дорогу только трамваю Б.

 

4. Уступить дорогу обоим трамваям.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. В каком направлении вам сейчас разрешено движение?

Ученик. При таком сигнале регулировщика – только направо.

Учитель. А трамваю «А»?

Ученик. Трамваю «А» – из рукава в рукав регулировщика, тоже только направо.

Учитель. А трамваю «Б»?

Ученик. Трамваю «Б» – из рукава в рукав регулировщика, только налево.

Учитель. Обратите внимание! – поворачивая направо, вам придётся пересекать трамвайные пути! Как разберёмся с трамваями?

Ученик. Сейчас регулировщик разрешает движение всем, то есть у всех равное право на проезд. А при равном праве на проезд, трамвай имеет преимущество независимо от направления движения. Надо уступать дорогу обоим трамваям.

 

 

Про трамвай и регулировщика Правила всё сказали в пункте 13.6:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.6. Если сигналы регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.

 

 

 

 

Наш универсальный принцип воистину универсальный!

 

 

 

Он действует на всех перекрёстках!

 

 

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой

 

по общему принципу «помехи справа»,

 

 

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

 

 

 

Мы полностью рассмотрели все возможные варианты очерёдности проезда всех возможных перекрёстков. Казалось бы на этом можно и закончить. Но дело в том, что в тринадцатом разделе Правил остались ещё два не поднятых нами требования.

Эти два требования не имеют прямого отношения к очерёдности проезда, они о том, как надлежит правильно проезжать перекрёсток на разрешающий сигнал светофора. А в Правилах нет требований более важных и менее важных. Все требования Правил одинаково важны. Ведь речь идёт о безопасности!

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

 

И на это требование Правил есть в Билетах одна задачка:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_28.proezd-perekryostkovВы намерены повернуть налево. Ваши действия?

 

1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.

 

2. Повернёте налево, остановитесь в разрыве разделительной полосы. Дождётесь разрешающего сигнала светофора на выходе с перекрёстка и завершите манёвр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_29.proezd-perekryostkov 

Сейчас вас спрашивают вот о чём.

Вы въезжаете на перекрёсток на зелёный сигнал светофора, но покидать перекрёсток, поворачивая налево, придётся на красный сигнал.

И как быть?

 

Прочитайте ещё раз приведённый выше пункт 13.7. Там ясно сказано:

Водитель, въехав на перекрёсток, обязан покинуть его, независимо от того, что там будет гореть на выходе!

 

 

 

Но у пункта 13.7 есть ещё и продолжение:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

 

 

И про это на экзамене тоже спрашивают:

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_30.proezd-perekryostkovВы намерены повернуть налево. Ваши действия?

 

1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.

 

2. Выехав на перекрёсток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зелёного сигнала светофора на разделительной полосе, завершите манёвр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_31.proezd-perekryostkov 

 

 

На этом перекрёстке поворот налево организован принципиально иначе.

 

Во-первых, светофор на выходе стоит не за перекрёстком, а на перекрёстке (точнее – на разделительной полосе).

 

А, во-вторых, на пути следования через перекрёсток на проезжей части нанесена стоп-линия.

 

 

 

А значит, на таком перекрёстке, согласно пункту 13.7, поворачивая налево (или разворачиваясь), водители обязаны сначала остановиться на перекрёстке у стоп-линии. Продолжить движение можно только после того, как на светофоре загорится разрешающий сигнал.

 

 

 

И, наконец, последнее, что осталось в тринадцатом разделе ПДД:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_32.proezd-perekryostkov 

 

Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях .

 

Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_33.proezd-perekryostkovПри включении зелёного сигнала светофора Вам следует:

 

1. Сразу начать движение.

 

2. Начать движение, убедившись только в отсутствии пешеходов, завершающих переход проезжей части.

 

3. Начать движение, убедившись в отсутствии пешеходов и транспортных средств, завершающих движение после смены сигнала светофора.

 

 

 

 

 

 Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_34.proezd-perekryostkov

 

 

 

Только что на светофоре горел красный сигнал, и вы приближались к перекрёстку в режиме торможения так, чтобы остановиться у стоп-линии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13.3. Регулируемые перекрёстки. 13.3_35_2.proezd-perekryostkovНо тут к красному добавился жёлтый! Это значит, что через пару секунд включится зелёный, и, казалось бы, уже можно продолжить движение без остановки.

 

Но ведь и пешеходов смена сигналов застала на переходе. Кто-то из них сейчас вернётся назад, но будут и такие, кто побежит вперёд!

Да и водителей на пересекаемой дороге смена сигналов тоже могла застать в непосредственной близости от стоп-линии. И они, выполняя требования Правил, не станут применять экстренное торможение, а продолжат движение через перекрёсток.

 

 

Так что сейчас  вы просто обязаны убедиться в отсутствии пешеходов и транспортных средств, завершающих движение после смены сигнала светофора.

 

Тем более, что именно так эта ситуация и прописана в Правилах:

 

Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекрёсток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

 

 

Ну, вот теперь всё.

 

 

Можно переходить к четырнадцатой теме.

 

Знак «Уступи дорогу» на перекрестке: кому, как правильно уступать на нерегулируемом, на главную, если не уступил

знак «Уступи дорогу»

Даже опытным водителям бывает непросто разобраться, когда стоит знак «Уступи дорогу». Ведь на перекрестке на движение влияют определенные факторы – направление, знаки, жесты регулировщика и прочие. Читайте подробнее в нашей статье правилах проезда на знак «Уступи дорогу» на перекрестке.

📌 Содержание статьи

Кому следует уступать на перекрестке

Правила пересечения этой территории отличаются в зависимости от ее особенностей. На ней могут сходиться равнозначные пути или главный с второстепенным. А в качестве регулировщика движения устанавливают светофор или вешают специальные символы. Кому уступать дорогу на перекрестке, может зависеть еще и от нужного автомобилисту направления. Но какой бы ни была эта зона, очевидно, что по ней нельзя ехать всем одновременно.

На регулируемом со знаком

Регулируемое схождение путей означает, что на нем установлен светофор, или движением управляет сотрудник ГИБДД. И здесь не должно быть сомнений относительно того, кто первым может миновать сложную зону. Это делают автомобили, для которых загорелся зеленый. Или те, кому подаст разрешающий знак регулировщик.

Но и при светофоре на пересечении путей может быть символ 2.4. Его нужно слушаться только тогда, когда техника неисправна, то есть беспорядочно мигает, или сигнал вообще не горит. Тогда зона считается нерегулируемой. И проезжать ее нужно, руководствуясь требованием дорожного символа 2.4 и ПДД.

можно ли убрать машину с ДТПможно ли убрать машину с ДТПРекомендуем прочитать о ДТП на перекрестке. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП на перекрестке, схемах ДТП на Т-образном и равнозначном перекрестках.

А здесь подробнее о причинах аварий на круговом.

На нерегулируемом с «Уступи дорогу»

Символ 2.4 показывает водителю, что он едет по второстепенному пути. И значит, проезд перекрестков с «Уступи дорогу» требует от него не создавать помех для тех ТС, которые приблизились к этой зоне по главному. Правила в зависимости от ситуации здесь такие:

  • Автомобилист на транспорте D, намеревающийся свернуть направо, пропускает тех, кто приблизился к нему слева и едет в том же направлении по главной полосе. Если машине D под знаком нужно двигаться прямо, она уступает ТС, перемещающимся к ней с обеих сторон. Когда D едет налево или разворачивается, пропустить придется авто, приближающиеся к нему справа, слева и навстречу.

знак «Уступи дорогу»знак «Уступи дорогу»

  • Если главная полоса на перекрестке уходит влево, рядом с 2.4 стоит соответствующая табличка. Она показывает направление. И правила для того, кто двигался по второстепенному пути абсолютно те же, что в предыдущем случае. Только ему при повороте направо нужно еще пропускать встречные машины.

Нерегулируемые перекрестки «Уступи дорогу» делает приоритетной зоной для едущих по главной ТС. Автомобили с второстепенного пути ждут, чтобы их траектории не пересеклись одновременно.

  • Главная полоса может поворачивать и направо, о чем свидетельствует табличка 7.13. В этом случае автомобиль D, едущий по второстепенной направо, пропускает встречные машины. Если он движется налево или прямо, уступает тем, кто перемещается навстречу или с правой стороны. При необходимости для D выполнить разворот, он пропускает все другие ТС.

Если для автомобилиста это перекресток с «Уступи дорогу» на главную, тоже придется подождать. Потому что преимущество имеют те, кто уже едет по ней. Здесь работает пункт 13.9 ПДД:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Стоит понимать, что влияние символа 2.4 распространяется только на ту часть полотна, где он располагается. На противоположной стороне знак уже не действует, если там нет такой же таблички.

Придется ли уступить дорогу пешеходам

Неоднозначная ситуация может возникнуть, когда кроме машин в движении примут участие люди. Уступить дорогу пешеходам на перекрестке необходимо, когда там же есть переход. Здесь приоритет бесспорен. Как и в случае с работающим светофором – он укажет зеленым сигналом, кто должен двигаться, а кто ждать.

Чуть иначе все выглядит, если «зебры» нет, территория схождения путей нерегулируемая, но отсутствует и символ, запрещающий в этом месте пересекать проезжую часть. Пункт 13.1 ПДД гласит:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Но есть также и раздел 4.5 Правил:

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

То есть автомобилист опять должен уступить. Но и пешеход обязан дать ему повернуть, если тот уже начал маневр, а не бросаться с тротуара на проезжую часть доказывать свое преимущество.

Перекресток равнозначных дорог – кто кому уступает

О том, что все сошедшиеся на точке пересечения пути равнозначны, свидетельствует отсутствие символов 2.4 и 2.1, светофора, одинаковое покрытие полотна. В указанной зоне может также стоять обозначение 1.6.

Если это действительно перекресток равнозначных дорог, кто кому уступает, зависит от обстоятельств:

  • В соответствии с разделом 13.1 ПДД автомобиль, к которому оппонент приближается с правой стороны, должен ждать, пока тот проедет. Лишь потом он сам возобновляет движение прямо или направо.
  • Если ему нужно свернуть влево или развернуться, действует раздел 13.12 ПДД. Этот автомобиль пропускает те машины, которые едут навстречу прямо или собираются переместиться направо.

знак «Уступи дорогу»знак «Уступи дорогу»

На многополосном полотне уступать иногда не нужно. Это при условии, что траектории движения едущих с разных направлений ТС не пересекутся.

знак «Уступи дорогу»знак «Уступи дорогу»знак «Уступи дорогу»

Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Сложная ситуация создается, когда на схождении в одной точке равнозначных путей оказываются прибывшие со всех возможных направлений автомобили, и им нужно следовать прямо либо влево (развернуться). Ведь по правилам каждый из них обязан пропустить того, кто приблизился справа. То есть уступать должны все. В этом случае водителям придется договариваться, кто поедет первым, жестами, знаками. Иначе они будут стоять там до бесконечности.

Как правильно уступать на перекрестке

Название символа 2.4 – «Уступите дорогу». Само действие расшифровано в ПДД. Оно означает, что подчиняющийся требованию знака участник движения не должен начинать, продолжать маневр, если это заставит имеющего приоритет оппонента снижать скорость или менять направление. Как правильно уступать дорогу на перекрестке:

  • не создавать помех тому, у кого по правилам есть приоритет;
  • смотреть, едет ли кто по главному пути, ведь именно он имеет преимущество;
  • видеть перемещающихся по второстепенному и приближающихся справа, у которых в некоторых случаях тоже приоритет.

знак «Уступи дорогу»знак «Уступи дорогу»

Какой штраф, если не уступил дорогу

Перекресток со знаком «Уступи дорогу» требует особого внимания. Ведь при игнорировании требований символа легко создать аварийную ситуацию. Виновным в ДТП назовут как раз автомобилиста, который должен был пропустить другую машину или пешехода, но не сделал этого.

Если не уступил дорогу на перекрестке, штраф взыщут по части 2 статьи 12.13 КоАП. Он составит 1000 р. Иное наказание полагается, когда речь не об имеющем преимущество ТС, а о пешеходе. За то, что водитель не пропустил его, накажут по статье 12.18 Кодекса. Здесь штраф составит 1500-2500 р.

ПДД движение по полосамПДД движение по полосамРекомендуем прочитать о том, как трактовать знак «Разворот запрещен». Из статьи вы узнаете о том, какие знаки в ПДД обозначают «Разворот запрещен», запрещает ли знак поворот, можно ли развернуться на перекрестке.

А здесь подробнее о спорных ДТП на главной дороге.

Знак «Уступи дорогу» на перекрестке имеет важнейшее значение, помогая упорядочивать движение в этой непростой зоне. Игнорировать его, значит, подвергать опасности многих людей. Худшие последствия могут грозить как раз нарушителю, ведь это в него скорее всего въедет имеющая приоритет машина.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах проезда на нерегулируемых перекрестках:

Знак «Уступи дорогу» на перекрестке: кому, как правильно уступать на нерегулируемом, на главную, если не уступил — штраф, если пешеходу

Как не запутаться со знаком «Уступи дорогу» на перекрестке равнозначных дорог, когда уступаем без знака

Даже опытным водителям бывает непросто разобраться, когда стоит знак «Уступи дорогу». Ведь на перекрестке на движение влияют определенные факторы – направление, знаки, жесты регулировщика и прочие. Читайте подробнее в нашей статье правилах проезда на знак «Уступи дорогу» на перекрестке.

В этой статье:

Кому следует уступать на перекрестке

Правила пересечения этой территории отличаются в зависимости от ее особенностей. На ней могут сходиться равнозначные пути или главный с второстепенным. А в качестве регулировщика движения устанавливают светофор или вешают специальные символы. Кому уступать дорогу на перекрестке, может зависеть еще и от нужного автомобилисту направления. Но какой бы ни была эта зона, очевидно, что по ней нельзя ехать всем одновременно.

На регулируемом со знаком

Регулируемое схождение путей означает, что на нем установлен светофор, или движением управляет сотрудник ГИБДД. И здесь не должно быть сомнений относительно того, кто первым может миновать сложную зону. Это делают автомобили, для которых загорелся зеленый. Или те, кому подаст разрешающий знак регулировщик.

Но и при светофоре на пересечении путей может быть символ 2.4. Его нужно слушаться только тогда, когда техника неисправна, то есть беспорядочно мигает, или сигнал вообще не горит. Тогда зона считается нерегулируемой. И проезжать ее нужно, руководствуясь требованием дорожного символа 2.4 и ПДД.

На нерегулируемом с «Уступи дорогу»

Символ 2.4 показывает водителю, что он едет по второстепенному пути. И значит, проезд перекрестков с «Уступи дорогу» требует от него не создавать помех для тех ТС, которые приблизились к этой зоне по главному. Правила в зависимости от ситуации здесь такие:

  • Автомобилист на транспорте D, намеревающийся свернуть направо, пропускает тех, кто приблизился к нему слева и едет в том же направлении по главной полосе. Если машине D под знаком нужно двигаться прямо, она уступает ТС, перемещающимся к ней с обеих сторон. Когда D едет налево или разворачивается, пропустить придется авто, приближающиеся к нему справа, слева и навстречу.

знак «Уступи дорогу»

  • Если главная полоса на перекрестке уходит влево, рядом с 2.4 стоит соответствующая табличка. Она показывает направление. И правила для того, кто двигался по второстепенному пути абсолютно те же, что в предыдущем случае. Только ему при повороте направо нужно еще пропускать встречные машины.

Нерегулируемые перекрестки «Уступи дорогу» делает приоритетной зоной для едущих по главной ТС. Автомобили с второстепенного пути ждут, чтобы их траектории не пересеклись одновременно.

  • Главная полоса может поворачивать и направо, о чем свидетельствует табличка 7.13. В этом случае автомобиль D, едущий по второстепенной направо, пропускает встречные машины. Если он движется налево или прямо, уступает тем, кто перемещается навстречу или с правой стороны. При необходимости для D выполнить разворот, он пропускает все другие ТС.

Если для автомобилиста это перекресток с «Уступи дорогу» на главную, тоже придется подождать. Потому что преимущество имеют те, кто уже едет по ней. Здесь работает пункт 13.9 ПДД:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Стоит понимать, что влияние символа 2.4 распространяется только на ту часть полотна, где он располагается. На противоположной стороне знак уже не действует, если там нет такой же таблички.

Придется ли уступить дорогу пешеходам

Неоднозначная ситуация может возникнуть, когда кроме машин в движении примут участие люди. Уступить дорогу пешеходам на перекрестке необходимо, когда там же есть переход. Здесь приоритет бесспорен. Как и в случае с работающим светофором – он укажет зеленым сигналом, кто должен двигаться, а кто ждать.

Чуть иначе все выглядит, если «зебры» нет, территория схождения путей нерегулируемая, но отсутствует и символ, запрещающий в этом месте пересекать проезжую часть. Пункт 13.1 ПДД гласит:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Но есть также и раздел 4.5 Правил:

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

То есть автомобилист опять должен уступить. Но и пешеход обязан дать ему повернуть, если тот уже начал маневр, а не бросаться с тротуара на проезжую часть доказывать свое преимущество.

Перекресток равнозначных дорог – кто кому уступает

О том, что все сошедшиеся на точке пересечения пути равнозначны, свидетельствует отсутствие символов 2.4 и 2.1, светофора, одинаковое покрытие полотна. В указанной зоне может также стоять обозначение 1.6.

Если это действительно перекресток равнозначных дорог, кто кому уступает, зависит от обстоятельств:

  • В соответствии с разделом 13.1 ПДД автомобиль, к которому оппонент приближается с правой стороны, должен ждать, пока тот проедет. Лишь потом он сам возобновляет движение прямо или направо.
  • Если ему нужно свернуть влево или развернуться, действует раздел 13.12 ПДД. Этот автомобиль пропускает те машины, которые едут навстречу прямо или собираются переместиться направо.

знак «Уступи дорогу»

На многополосном полотне уступать иногда не нужно. Это при условии, что траектории движения едущих с разных направлений ТС не пересекутся.

Сложная ситуация создается, когда на схождении в одной точке равнозначных путей оказываются прибывшие со всех возможных направлений автомобили, и им нужно следовать прямо либо влево (развернуться). Ведь по правилам каждый из них обязан пропустить того, кто приблизился справа. То есть уступать должны все. В этом случае водителям придется договариваться, кто поедет первым, жестами, знаками. Иначе они будут стоять там до бесконечности.

Как правильно уступать на перекрестке

Название символа 2.4 – «Уступите дорогу». Само действие расшифровано в ПДД. Оно означает, что подчиняющийся требованию знака участник движения не должен начинать, продолжать маневр, если это заставит имеющего приоритет оппонента снижать скорость или менять направление. Как правильно уступать дорогу на перекрестке:

  • не создавать помех тому, у кого по правилам есть приоритет;
  • смотреть, едет ли кто по главному пути, ведь именно он имеет преимущество;
  • видеть перемещающихся по второстепенному и приближающихся справа, у которых в некоторых случаях тоже приоритет.

знак «Уступи дорогу»

Какой штраф, если не уступил дорогу

Перекресток со знаком «Уступи дорогу» требует особого внимания. Ведь при игнорировании требований символа легко создать аварийную ситуацию. Виновным в ДТП назовут как раз автомобилиста, который должен был пропустить другую машину или пешехода, но не сделал этого.

Если не уступил дорогу на перекрестке, штраф взыщут по части 2 статьи 12.13 КоАП. Он составит 1000 р. Иное наказание полагается, когда речь не об имеющем преимущество ТС, а о пешеходе. За то, что водитель не пропустил его, накажут по статье 12.18 Кодекса. Здесь штраф составит 1500-2500 р.

Знак «Уступи дорогу» на перекрестке имеет важнейшее значение, помогая упорядочивать движение в этой непростой зоне. Игнорировать его, значит, подвергать опасности многих людей. Худшие последствия могут грозить как раз нарушителю, ведь это в него скорее всего въедет имеющая приоритет машина.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о правилах проезда на нерегулируемых перекрестках:

Главная дорога меняет направление

Когда главная дорога меняет направление, то у многих водителей, особенно начинающих, возникают проблемы с тем, чтобы быстро понять, кто кому должен уступать.  Правило разъезда на таких перекрестках звучит   просто.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Напомним правила разъезда по равнозначным дорогам
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

То есть, если  расшифровывать  это правило, водители на главной дороге пропускают помеху справа с главной дороги,  а водители на второстепенной дороге пропускают тех, кто на главной дороге и тех, кто едет справа по второстепенной дороге.

При этом всем водителям нельзя забывать о трамваях и пешеходах. На главной дороге пропускают трамваи, которые тоже находятся на главной дороге независимо от направления их маневра и всех пешеходов, а на второстепенной дороге пропускают ВСЕ трамваи

Сложности проезда перекрестков, где главная дорога меняет направление

Как запомнить кого пропускать

Если вы двигаетесь по главной дороге то, должны на ходу оценить, кого вы должны пропустить, а кого нет. Чтобы решение принималось быстро, запомните простые мнемонические правила. Особенно полезны эти мнемонические  правила будут для новичков,  утопающих в море информации, которая обрушивается на них на дороге.

Внимание! эти правила позволяют запомнить порядок проезда для безрельсовых транспортных средств! Как только вы видите трамвайные линии, вы должны помнить, что трамвай, находящийся на равнозначной с вами дороге, всегда имеет перед вами преимущество. Так что пропускайте трамваи, а потом можете применять правила разъезда для безрельсовых транспортных средств.

1) Когда подъезжаете к перекрестку и

находитесь на главной дороге, и главная поворачивает влево

мнемоническое  правило:

  • Главная налево — езжай как королева

(Особенно легко запоминается женщинами, мужчины могут при этом представлять себя шахматным ферзем. Который, как известно, ходит куда угодно)

Это значит, что вы делаете любые маневры и никакому безрельсовому транспорту не должны уступать дорогу .  Пешеходам  на нерегулируемых перекрестках вы уступаете дорогу ВСЕГДА.

Даже те водители, кто тоже находятся на главной, уступят вам дорогу при любом маневре, потому что вы для них при таком повороте главной оказываетесь помехой справа.

2) Вы подъезжаете по главной дороге, и главная поворачивает направо

Мнемоническое  правило:

  • главная направо и помеха справа

Это значит, что вы уступаете дорогу при любом маневре только тем, кто движется справа

Если вы подъезжаете   к перекрестку по второстепенной дороге

То картинку на знаке можно запоминать, как запоминают растущую и убывающую луну

3)  Если можно дорисовать так,  чтобы получилась буква Р, значит мнемоническое правило 

  • Главная Растет — мне не везет

Это  значит, что вы пропускаете всех и проезжаете перекресток в последнюю очередь

4) Если главная похожа на букву С

— то мнемоническое правило:

  • Главная Старушка — у меня есть плюшка

Это значит, что вы всех пропускаете, кроме тех, кто на второстепенной. Для них вы помеха справа, и имеете преимущество.

На самом деле особенно важно запомнить первые два мнемонические правила, так как те, кто находятся на главной дороге едут на скорости, и должны быстрее оценивать обстановку, чем те, кто едут по второстепенной, и знают, что им надо пропускать  почти всех.

Но знание всех четырех мнемонических правил проезда перекрестка, где главная дорога меняет направление, поможет вам как орехи щелкать все подобные задачи на экзамене в ГИБДД.

Разворот на равнозначном перекрестке. Приоритет.

Добрый день уважаемые автолюбители!

В этой статье мы выясним как определить очередность проезда при развороте на перекрестке равнозначных дорог. Правила проезда перекрестков определяет 13 глава Правил дорожного движения.

Давайте сначала вспомним, что такое перекресток:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Мы не будем брать сложный перекресток, а рассмотрим простое пересечение двух равнозначных дорог.

Определим, какие перекрестки являются равнозначными:

  1. Это не регулируемые перекрестки (при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика — п.13.3 ПДД)
  2. На этих перекрестках отсутствуют знаки приоритета.
  3. На пересекаемых дорогах имеется одинаковое покрытие (твердое, либо грунтовое)
  • Приоритет при проезде перекрестка равнозначных дорог определяется п.13.11 Правил:

    13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

    Так называемое правило «помехи справа». Правило не сложное, но есть некоторый нюанс, когда необходимо совершить разворот на таком перекрестке. Давайте рассмотрим простую схему разворота:

    Разворот на перекрестке

    В соответствии с п.13.11 Правил на этом перекрестке, мы должны пропустить транспортные средства, приближающиеся справа. Справа транспортные средства отсутствуют и можно начинать движение, имея преимущество перед белым автомобилем.

    Есть мнение, что в данном случае п.13.11 дает право преимущественного проезда до выезда с перекрестка не зависимо от дальнейшего продолжения движения. Это мнение не верно!

    Да, при въезде на перекресток преимущество у автомобиля, совершающего разворот, однако п.13.11 Правил распространяет свое действие на все движение по перекрестку, а не от въезда до выезда. При любом пересечении траекторий в пределах перекрестка равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, которое приближается справа, вне зависимости от того с какой стороны оно находилось при въезде на перекресток.

    Разворот на перекрестке - завершение

    В нашем случае при развороте траектории транспортных средств пересекаются при завершении маневра и безусловно преимущество имеет белый автомобиль.

    Дорог вам без препятствий!

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о