Мазда бог – АХУРА-МАЗДА — ДЕРЖАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОГО ЗАКОНА | Зороастрийцы Санкт

Ахура Мазда | Зороастрийская энциклопедия вики

Аху́ра Ма́зда (также Аху́ра-Ма́зда, реже Ахурама́зда, авест. ahura- mazdā-, др.перс. ahuramazdā-), Орма́зд или Орму́зд (сред.перс.ʾwhrmzd’), «Господь Мудрый» — высочайшее имя Единого Бога, наиболее широко используемое в обращениях к Нему в гимнах пророка Заратуштры, а вслед за ним и в молитвах всех заратуштрийцев. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете (Y. 31.7), создатель всех вещей (Y. 44.7) и податель всего благого (Y. 12.1), всеведущий (Y. 45.4) устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровитель праведного человека и глава всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира от сил зла.

    Имя Бога образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:

    • Ахура (ahura-), представляет собой соответствие древнеиндийскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу — Ахура Мазда.
    • Мазда (имен. пад. mazdå) — из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH1 «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».

    Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени Бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

    На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: сред.перс. ʾwhrmzd’ /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمزد /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс.اهورا مزدا [æhurɒmæzdɒ].

    Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты. Ахура Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а Бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana-) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)

    Сущность Ахура Мазды Править

    Ахура Мазда — величайший из всех (Y 45.6). Благость его абсолютна (Y 28.8). Он был старше всего, но и самый юный (Y 31.8). Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным (Y 31.7). Он самый могущественный (Y 33.11). Он самый осведомлённый и знающий (Y 46.19). Он знает прошлое и будущее (Y 29.4). Он всегда следует прямым путём праведности (Y 33.5; 43.3).

    Ахура Мазда пребывает в светлой Гародмане — «Доме песнопения» (Y 51.9), окружённый свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной (Истинным Законом и Благим Помыслом) (Y 44.9). Последние, называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами, в Гатах иногда называются его порождениями, то есть по сути продолжением его сущности.

    В целом образ Ахура Мазда соответствует концепту «Архежреца», не только поддерживающего Закон Бытия (Ашу) посредством своей мысли и тайной силы maya-, но и наставляющий земных жрецов в знании этого закона[1]. Праведный человек в зороастризме, приводящий мир к процветанию — прямой представитель Ахура Мазды в земном мире и исполнитель его воли (Y 31.16). Тем не менее антропоморфные описания в Гатах ограничиваются «языком его уст» (Y. 31.3) и «руками», в которых он держит дары воздаяния праведным и лживым (Y. 43.4).

    С другой стороны Ахура Мазда связан со светом. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура Мазде (Y 43.9). В дальнейшем связь Ахура Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура Мазды (Y 36.6). Контаминация маздеизма с солярными иранскими культами находит отражение в некоторых восточноиранских языках (хорезмийском, хотаносакском, мунджанском, ишкашимском), где рефлексы этого имени означают «Солнце».

    Творец Править

    Ахура Мазда — Творец (Dātār-) бытия (Y 50.11). Он творит своим помыслом (Y. 31.11), помыслом он сотворил светлое пространство мира (Y 31.7), дающее радость и умиротворение. Он поддерживает в мире Ашу («Истину») — закон функционирования вселенной, проявляющийся также в свете. Часто он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр (Y 29.7). Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой, описывается как Спента Маинью, что обычно переводится как «Святой Дух» (Y 47).

    Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).

    Близость к человеку Править

    Хотя Ахура Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11). Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17). Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура Мазды, и Бог одаривает его благами Целостности и

    avesta.fandom.com

    АХУРА-МАЗДА — ДЕРЖАТЕЛЬ КОСМИЧЕСКОГО ЗАКОНА | Зороастрийцы Санкт

    Зороастризм — древнейшая духовная традиция, в лоне которой взросли семена современных мировых религий. К величайшему сожалению, традиция эта была предана забвению, и в настоящее время большинство наших современников имеют весьма смутное представление о зороастризме или маздаяснийской религии, названной так по имени верховного божества — Мазды Ахуры.
    Ахура-Мазда — верховное божество иранского пантеона, имя которого можно перевести как «Высшая Мудрость» или «Господь Премудрый». Считается, что первоначально имя Ахура-Мазды использовалось в качестве замены тайного запрещенного имени божества, на произнесение которого было наложено строгое табу.

    5abeed41577e.jpg

    В гатах Заратуштры в большинстве случаев оба элемента имени употребляются раздельно (Маз-да — 116 раз, Ахура — 64 раза и Мазда Ахура — 28 раз). В зависимости от того, какое качество Господа хотел подчеркнуть Заратуштра, он именовал его как «Ахура» («Господин», «Владыка», «Всемогущий»), то как «Мазда» («Премудрый», «Всеведущий»). Через полторы тысячи лет после проповеди Зороастра во времена Ахеменидов на надписях Дария и Ксеркса имя верховного бога писалось слитно Auramazda. В научном мире долго шли споры о том, как понимать слово Mazda — как прилагательное — эпитет к Ахура (т.е. «Мудрый Господин», «Мудрый Ахура») или как просто существительное, являющееся собственным именем божества
    (Ахура Мазда «Господин Мудрости»). Последние исследования Ф. Б. Дж. Кейпера показали, что слово Mazda нужно понимать не как «мудрость» — абстрактное существительное женского рода, а как архаичное прилагательное «мудрый», восходящее к форме mazdaH-s. Но, как уже говорилось, ни Ахура, ни Мазда не были собственными именами верховного бога иранцев, а являлись лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Бога Творца в религиозном календаре иранцы называли весьма описательно — Датуш («Создатель»), а зачастую даже употребляли эпитет «безымянный», подразумевая тем самым, что Господь Бог не может быть определен никакими понятиями, поскольку он неизмеримо выше человеческого понимания.

    Скорее всего, изначально эпитет «мудрый» выделял верховное божество среди прочих ахуров благих божеств иранского пантеона, боровшихся за упорядочение космоса против сил хаоса и тьмы. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности. Авестийское Ahura («Владыка», «Господин») имеет точное соответствие в Ведах, где Asura («Обладающий жизненной силой») применяется к целому ряду небожителей. Ведические асуры и асы германо-скандинавской мифологии родственны иранским ахурам, которые в архаической индоиранской мифологии считались старшим из двух враждующих поколений богов. В иранской мифологии окончательная военная победа ахуров над дэвами относится к апокалиптическим временам, в ведической же — победа дэвов над асурами считается фактом свершившимся, причем победа эта одержана с помощью хитрости, коварства, лжи и магических заклинаний. В индийской мифологической традиции архаические арийские божества претерпели инверсию — ранее благие асуры лишились былой мощи и могущества, а злокозненные дэвы стали почитаться как благие и всемогущие божества. Преобразования функций и характеристик ахуров-асуров в индоиранских преданиях были обусловлены размежеванием (как идеологическим, так и этническим) между обособлявшимися на рубеже 2-3 тыс. до н.э. иранскими и индийскими ариями.

    В архаические времена класс ахуров в иранской мифологии был достаточно большим, но ко времени оформления Авесты к ахурам помимо Мазды относили лишь Митру и Апам-Напата. «Мудрый Господь» стал верховным божеством иранского пантеона, а в проповеди Заратуштры он был провозглашен единственным Творцом неба и земли. Интересен тот факт, что «Авеста» в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских мифологических традиций изображала верховного бога не воинственным громовержцем, а вдохновенным жрецом, подчеркивая духовность его сущности. Ахура-Мазда творит миры усилием мысли и не требует себе никакого поклонения, кроме духовного. Возлияние из сока хаомы, смешанного с молоком единственная форма жертвоприношения Ахура-Мазде, допускаемая священными текстами зороастрийцев («Ясна» 29, 6-7). В честь верховного божества поклонники Мазды совершают молитву перед священным огнем, который считается видимым его проявлением, а в «Ясне семи слав» буквально назван «телом» Ахура-Мазды.

    Само имя Ахура-Мазды говорит о том, что мудрость — основная особенность главного иранского божества, что позволяет судить о значимости рациональной и интеллектуальной составляющей для мифопоэтической религиозной традиции Авесты. Возможно, именно Заратуштра усилил акцент на эпитете «мудрый». В древности мудрость понималась как небесный дар, обладание которым позволяет достичь успеха, процветания, во всех сферах человеческой жизни. В. Н. Топоров писал:
    «С помощью мудрости совершается соединение противопоставленных друг другу крайностей — телесного, материального низа и духовного, мыслительного верха — материальное, отрицательное грешное преобразуется в духовное, положительное, моральное. Иранский главный бог в своей истории как раз и обнаруживает черты связи верха и низа, и может быть представлен как божество, осуществляющее функцию перехода».

    Действительно, зороастризм как ни одна другая религия ориентирован на объединение небесного и земного. Пророк Заратуштра, провозвестивший Мудрого Господа единым богом-творцом воплощенного и идеального миров, утверждал на земле закон Ахура-Мазды, состоящий в единении неба, земли и человека. И верхний и нижний мир, согласно учению Заратуштры, являются благими творениями Господа, а посему человек, презирающий земные блага, равно как и забывающий о духовных ценностях, никогда не сможет обрести мудрость и прийти к Богу. Только в одухотворении косной материи, объединении небесного и земного состоит эволюционный путь каждого мыслящего, стремящегося обрести мудрость (Мазду) индивида.

    hor.gif
    Гор, Хор («высота», «небо»), в египетской мифологии бог неба и солнца

    Обозначение главного персидского божества на ахеменидских клинописных текстах как Auromazda породило более поздние формы типа пехлевийского Ohrmizd, Ohrmazd, согдийско-манихейского xwrmzt, xormazda, хорезмийского Remazd, сакского urmaysde, а также многочисленные заимствования в другие языки: тувинский Курбусту, монгольский Хормуста, бурятский Тюрмас. Этимология пехлевийской вариации имени верховного бога «Хормазд» восходит к общему индоевропейскому корню «Хор», от которого также происходят имена солярных божеств — персидское «Хоршед», славянское «Хорс», египетское «Хор». Имя египетского бога солнца Хора происходит от корня hr, что означает «высота», «небо». Многие египетские божества именовались Горами-Хорами пли же имели корень «Хор» в составе своего имени, что может быть свидетельством того, что изначально слово «Хор» было синонимом понятий «всевышний», «божественный», «неземной».
    Среди прочих имен Ахура-Мазды одним из наиболее употребительных было имя Йездан. Различные проявления Господа Йездана назывлись в авестийской традиции Изедами. Изед или Язата в зороастрийской теологии — это, в сущности, ангел. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Достойным поклонения зороастрийцы считали все, что было создано Творцом Хормаздом в материальном и нематериальном мирах.
    Ахура-Мазда — творец, Ахриман — разрушитель. Эти два духа предвечны, они непримиримы и ведут постоянную борьбу между собой. Ахура-Мазда творит Изедов, Ангра-Манью порождает демонов. Эта борьба неминуемо закончится полным торжеством добра и света, которые воплощает собой Хормазд, но для победы в этой космической битве нужна полная мобилизация всех творческих сил обоих миров. Хормазду также нужны для победы ангелы и люди (которые тоже являются участниками космической битвы) как главнокомандующему нужны военачальники и простые солдаты.
    Благой Йездан вдохнул жизнь в семь божественных сущностей Амеша-Спента, которые, по сути, являются различными ипостасями самого Творца. «Амеша-Спента» переводится с языка Авесты как «Святые Бессмертные». Эти небожители представляют собой безличностные моральные качества, к приобретению которых должен был стремиться каждый праведный зороастриец. Обладание шестью такими качествами как: правдивость (Аша-Вахишта), благие намерения (Воху-Ман), святое благочестие (Спента-Армаити), милосердная власть (Хшатра-Варью), здоровье (Хаурват) и жизненность (Амертат) вело к обретению Святого Духа (Спента-Манью) — седьмого и главного критерия, отличающего истинного носителя Фарна, символизирующего близость к Создателю, от всех прочих людей, погрязших в грехах и пороках. Спента-Манью — воплощение самого Хормазда в числе семи Амеша-Спента. Именно в ипостаси Спента-Манью — Святого Духа Ахура-Мазда противостоит Злому Духу Ангра-Манью.

    Культ Амеша-Спента имеет древнее индоиранское происхождение, о чем свидетельствует наличие лингвистических соответствий в индийских Ведах, но сверхзначимость Амеша-Спента выдвигается на первый план именно в Гатах Заратуштры. Согласно зороастрийской космогонии, изложенной в пехлевийском тексте «Бундахишн» («Творение основ»), Ахура-Мазда создал последовательно семь благих творений — огонь, воздух, воду, землю, растения, животных и человека. Амеша-Спента выполняют функции покровителей этих стихий — Аша-Вахишта покровительствует огню, Хшатра-Варью — небу, Хаурват — воде, Спента-Армаити — земле, Амертат — растениям, Воху-Ман — животным, а Спента-Манью — человеку, который является высшим из всех созданий Хормазда.
    Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих добро и свет, с одной стороны и тьму, исполненную зла, с другой. Два этих начала возникли из пустоты когда-то на заре мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же — демиург Ахура-Мазда т.е. «Господь Премудрый»). Темное начало олицетворяет Злой Дух Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Авеста умалчивает о происхождении Ахура-Мазды, но вместе с тем говорит о существовании его двойника-антагониста Ангра-Манью (Ахримана в поздней пехлевийской традиции).
    Зерваниты считали первопричиной всего сущего вечность Зервана Акарана, породившего Ахура-Мазду и Ахримана. Согласно версии зерванитов, Ахура-Мазда и Ангра-Манью были братьями-близнецами, воплощавшими собой два полярно-противоположных принципа — созидания и разрушения. «Близнечную» часть зерванитского мифа следует признать самой древней, поскольку представления о двух близнецах-антагонистах мы встречаем в мифах различных народов на самых ранних этапах формирования общества.
    Древние мифы, в том числе и зерванитский миф о борьбе братьев-близнецов, являются мифопоэтическим выражением архетипов бессознательной стороны человеческой психики. В первобытные времена рождение близнецов вызывало у людей суеверный страх. Их появление на свет связывалось с некой нечеловеческой силой. Практически во всех мифологических традициях мы встречаем мифы о близнецах, которые претерпевали некоторые изменения по мере «взросления» самого человеческого общества. Как бы мы сейчас ни интерпретировали различные варианты близнечного мифа, современному человеку все равно не удастся ощутить всего того многообразия чувств, переполнявших душу древнего человека при виде того, как рождаются, растут и развиваются близнецы, похожие друг на друга как две капли воды.

    Существует целый ряд архаических мифов, в которых близнецы представляют собой угрозу для собственных родителей, но чаще всего агрессия одного близнеца направлена против другого, что находит отражение в позднейших дуалистических концепциях о борьбе братьев-антагонистов, воплощающих мифологему борьбы света и тьмы. В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (не только персидской, но и мифологий индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), между братьями с самого их рождения возникает соперничество. В близнечных мифах один из братьев связывается со всем хорошим и полезным, другой же — со всем злым и плохим.
    В Авестийском мифе Ахура-Мазда — создатель обоих миров, творец благих стихий, растений, животных и человека. Его противник близнец Ангра-Манью, не сумев создать ничего благого, породил змей, скорпионов, пауков и прочих отвратительных тварей. В мифологии американских индейцев ирокезов и гуронов добрый брат-близнец Иоскеха — творен солнца и всего полезного на земле, а его младший брат Тавискарон создатель скал, вредных животных, насекомых, шипов и колючек, он вызывает землетрясения и извержения вулканов.
    В мифе о рождении Ахура-Мазды и Ангра-Манью говорится о том, что Зерван обещал даровать власть над миром первенцу (им должен был стать Ахура-Мазда). Ахура-Мазда, благодаря своему всеведению, знавший об этом, поделился своим знанием с Ангра-Манью. Пожелав, во что бы то ни стало, родиться первым и обрести благодаря этому власть над миром, Ангра-Манью прорвал чрево Зервана, назвав себя Хормаздом. Зерван, увидев отвратительное обличье Ахримана, отверг его, но тот потребовал обещанной первенцу власти. Зерван не смог нарушить собственного слова и позволил Духу Зла править миром, ограничив срок его правления 9000 лет, но истечении которого должна навечно установиться добрая власть благословенного Хормазда.
    Зерванитский миф сохранился в изложении Михр-Нарсе — персидского полководца, приславшего армянским епископам и князьям подробное изложение Зороастровой религии, убеждая их принять ее. В послании сказано:

    «Михр-Нарсе великий повелитель Ирана и Турина князьям великой Армении привет. Знайте, что всякий человек, под небом живущий и не следующий религии Мазды, слеп, глуп и обманут дэвами Ахримана. Когда неба и земли еще не существовало, Зерван, великий бог, в продолжение тысячи лет приносил жертвы, говоря: может быть, родится у меня сын, по имени Ормазд, который сотворит небо и землю.
    Во чреве его зачались двое, один за приношения, другой за слово: может быть. Когда он узнал, что двое во чреве его, то сказал: тот, кто первый родится на свет, получит царство мое. Зачавшийся от сомнения прорвал чрево и вышел в свет. Кто ты? — Спросил его Зерван. Сын твой Ормазд, отвечал он. Нет! Сын мой светозарен и благовонен, возразил Зерван; ты же мрачен и зол. Но когда тот горько заплакал, Зерван дал ему царство на время.
    Потом родил он другого сына, которого назвал Ормаздом, отнял царство у Ахримана и отдал Ормазду, сказав ему: «До сих пор я делал тебе приношения, теперь ты мне приноси». Тогда Ормазд сотворил небо и землю; Ахриман же, напротив, сотворил зло. Таким образом, разделились все творения: ангелы Ормазда, а дэвы — Ахримана. Все блага, нисходящие с небес на землю, суть дела Ормазда; а все злополучия, здесь и там со вершающиеся, создал Ахриман. Все доброе на земле создал Ормазд, а всё недоброе Ахриман; так, Ормазд создал человека, а горести, болезни и смерть создал Ахриман. Несчастия, поражения и бедственные войны суть творения злого начала; но благоденствие, могущество, слава, почести, здоровье телесное, красота лица, красноречие, долголетие, получают существование от благого».

    Как уже говорилось, Дух Истины Ахура-Мазда создал саму жизнь, к его творениям относятся такие благие стихии, как огонь, воздух, земля, вода, животные, растения и человек. Враг всего живого — Ахриман ворвался в созданный Ахура-Маздой благой материальный мир И осквернил все, что только сумел. В мире появились болезни и смерть, ненависть и жадность, пороки овладели людьми, и горечь разочарования пришла на смену радости жизни.
    Между Ахура-Маздой и Ангра-Манью идет непримиримая борьба, которая в конце времен закончится торжеством сил света — Ахура-Мазды и его помощников — Амеша-Спента, вызванных к жизни Создателем мира. Именно Ахура-Мазде и его архангелам — Амеша-Спента посвящена первая неделя зороастрийского календарного месяца. Десятый месяц зороастрийского календарного года посвящен Богу-Творцу — Ахура-Мазде и носит название «Датуш», что означает «творящий», «дарующий», «дающий». К Ахура-Мазде всегда обращались за помощью как к дарителю всевозможных благ. Ведь само имя «Датуш» содержит в себе корень «дать». Верховное божество древних славян Дажь-бог выполняло подобную функцию, а просители так и обращались к нему: «Дай Бог!».
    Согласно пехлевийским космогоническим текстам, Ахура-Мазда знал о намерениях злобного Ангра-Манью. он знал, что космическая битва неизбежна и потому сотворил духовные образы созданий, которые нужны ему были для победы в битве со злом. Три тысячи лет они оставались неподвижными и неосязаемыми телами. Апгра-Манью (по среднеперсидски — Ахриман) не знал о существовании Ахура-Мазды (Хормазда) и потому, как только он поднялся из бездны и вошел в область света, он попытался разрушить сияющее царство. Когда же он увидел Хормазда, чья храбрость и превосходство были гораздо большими, чем его собственные, он упал во тьму. Там он создал демонов и чудовищ, и вместе со своим войском вновь поднялся к пределам света. Хормазд предложил Злому духу мир, но тот отказался, тогда всеведущий Хормазд решил создать пространственно-временной предел для существования зла. «Бундахишн» («Сотворение основ») — пехлевийский текст, являющийся среднеперсидским переложением утраченного Дамтат-наска «Авесты» — свода космогонических представлений зороастрийиев, следующим образом воспроизводит эпизод «вселенского договора»:

    «…Благодаря всеведению, Ормазд узнал: «если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись со временем, чтобы наша борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет — в смешении воли Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лещ Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».
    О. М. Чупакова. Зороастрийские тексты. М., 1997

    Затем Ахура-Мазда прочитал 21 слово Ахунвара — самой священной молитвы зороастризма и показал Ахриману свою победу в конце времен, бессилие Злого духа и уничтожение его чудовищных порождений. Когда молитва была прочитана Богом-творцом, Дух Разрушения потерял силу на три тысячи лет, во время которых Ахура-Мазда создал свои творения в материальном облике. Среди материальных творений Хормазда последовательно появились небо, вода, земля, растения, животные и человек, и во всем этом был распределен огонь, который, согласно представлениям зороастрийцев, является физическим проявлением космического тела Хормазда.
    По прошествии трех тысяч космических лет Ахриман, набравшись сил, вновь совершает нападение на сотворенный мир. Он разбивает небесную сферу, пробивает землю, оскверняет воздух и растения, насылает болезни и смерть на первобыка Эвходата и первочеловека Гайомарта. Три тысячи лет проходит в смешении воли Бога и дьявола, в течение которых страдают от нападок бесов и болезней люди — потомки Гайомарта, звери — потомки Эвходата и растения, происходящие от Хаомы — Древа Всех Семян. Амеша-Спента (Бессмертные святые) и другие Язаты (Достойные поклонения), созданные Ахура-Маздой, ведут борьбу с силами зла в небе, на земле и на воде, в результате чего в мироздании устанавливается шаткое равновесие сил Света и Тьмы.
    Согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа Светлого воинства над исчадиями ада невозможна без активного участия в космической битве человека — высшего из созданий Хормазда. Для того, чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе трехтысячелетней Эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра — провозвестник святой маздаяснийской веры. Между рождением первого человека Гайомарта и рождением Заратуштры проходит три тысячи космических лет, и столько же времени должно пройти между появлением Заратуштры и приходом в мир Саошьянта — Спасителя, который возвестит о
    Страшном Суде и наступлении последних времен. Миссия Заратуштры, чье рождение ознаменовало начало Эпохи Разделения заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога и необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Заратуштра дал человечеству оружие для этой борьбы, заключающееся в молитвенной формуле Ахунвар, который был прочитан Ахура-Маздой во Времени Акарана. Сила этой молитвы была столь велика, что сковала действия Злого духа па три тысячи лет. Ахура-Мазда научил Заратуштру этой молитве, а тот уже передал Слово Божье всем остальным людям как наилучшее оружие в борьбе с дэвами (бесами).

    По истечении отведенных на борьбу со Злом девяти тысяч космических лет материальная Вселенная пройдет очищение в космическом пламени и перейдет в духовное состояние Зервана Акарана, при этом Ангра-Манью вместе со всеми своими чудовищными порождениями будет уничтожен. Конец света в зороаетрийской традиции называется Фрашегирдом, и согласно авестийской мифологии, перед наступлением Фрашегирда Хормазд (Юпитер) прочтет Великую молитву Ахунвар, впервые произнесенную им в бесконечном времени (Зервана Акарана) при сотворении материального Мира.
    Прочтение этой молитвы ознаменовало рождение материального Мира и ограничение духа Зла — Ангра-Манью — в пределах замкнутого времени, а в конце времен возвестит об окончательном уничтожении космического Зла.
    Эта молитва воплощает собой силу Божественного Слова, способного творить миры и побеждать зло. Библейские и евангельские изречения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» или же «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», восходят к зороастрийскому представлению о Боге, как некоему рождающему космическому началу, воплощенному в Слове.
    «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» — сказано в Евангелии от Иоанна, и это полностью соответствует зороастрийскому осмыслению понятия Божественного Слова. Святая троица маздаяснийской религии — Ахура-Мазда, Воху-Ман и Аша-Вахишта — представлена морально-этической триадой: «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». В этой триаде Ахура-Мазда проявляется как Благое Слово — Мантра Спента (букв.: «Священная молитва»).
    Ахунвар — магическая формула, состоящей из семи строк, заключающих 21 слово, каждое из которых имеет особый вес. Значимость Ахунвара для зороастрийцев можно сравнить со значением молитвы «Отче наш» («Pater noster») для христиан. По своему содержанию она принципиально отличается от прочих молитв, поскольку не содержит какой-либо просьбы к Богу: верующий лишь высказывает свое желание скорейшего наступления Царствия Божьего и утверждения Его Святой воли. Многочисленные переводы Ахунвара на современные языки предлагают различные варианты толкования этой древней молитвы, но общий смысл их сводится к следующему:

    Поскольку Он избран Миром,
    то суждение, исходящее из самой Истины,
    да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире
    равно как и сила Мазды Ахуры, который поставлен
    пастырем над людьми.

    Все современные исследователи склонны считать, что авторство Ахунвара принадлежит самому Заратуштре — пророку маздаяснийской религии. Значимость Ахунвара для этой, самой древней монотеистической религии переоценить невозможно — им побеждаются бесы, им раздвигаются рамки пространственно-временного континуума. Ахура-Мазда, прочитав Ахунвар в бесконечном времени, сковал Злого духа Ангра-Манью в ограниченном пространстве и времени материального Мира, созданного специально для этой цели. Ахура-Мазда посредством Заратуштры передал Ахунвар всему человечеству как наилучшее оружие для борьбы со злом в Эпоху разделения Добра и Зла.
    Дуальность авестийской религии заставляет последователей Зороастра смотреть на эту жизнь, как на арену космической битвы между силами Добра и Зла. Каждый истинный зороастриец обязан сделать в своей жизни сознательный выбор в сторону Добра и с этого момента следовать выбранной стезе до конца своих дней. Путь верующего зороастрийца — это путь воина, пресекающего все проявления Зла, как в самом себе, так и вокруг себя.
    Все человечество переживает сейчас эпоху смешения Добра и Зла, и на каждом из нас лежит ответственность за происходящее в мире. Мы все являемся участниками великой космической битвы, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости. По каждый наш шаг, каждое действие и каждое сказанное слово способны либо приблизить, либо отдалить этот долгожданный момент торжества светлого воинства АХУРАМАЗДЫ.

    www.zoroastrian.ru

    Ормазд — Блаватская Е.П. — Теопедия

    <div>Теопедия, раздел »’Елена Петровна Блаватская»’, http://ru.teopedia.org/hpb/</div>

    Ормазд, Асура Мазда, Ахура Мазда

    АСУРА МАЗДА (Санскр.) В Зенде Ахура Мазда. То же что Ормузд или Маздео; бог Зороастра и парсов.


    АХУРА МАЗДА (Зенд.) Олицетворенное божество, Принцип Всемирного Божественного Света парсов. От Ахура или Асура, дыхание, «духовное, божественное» в старейшей «Риг Веде», низведенное ортодоксальными браминами в А-сура, «не-богов», — так же, как маздеяне разжаловали индусских Дэв (Богов) в Дэвов (Чертей).


    ОРМАЗД или Ахура Мазда (Зенд.) Бог зороастрийцев или современных парсов. Будучи Светом Светов он символизирован Солнцем. Эзотерически, он есть синтез своих шести Амшеспентов, или Элохимов, и творящий Логос. В маздеянской экзотерической системе Ахура Мазда является верховым богом, и единым с верховным богом ведийского вена — Варуной, если читать «Веды» буквально.

    Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь


    Фохат тесно связан с «Единою Жизнью». От Единого Неведомого, Беспредельной Совокупности исходит Единый Проявленный или периодическое Манвантарное Божество; и это есть Мировой Разум, который, будучи отделен от своего Источника, является Демиургом или Творящим Логосом западных каббалистов, и также Четверо-Ликим Брамою индусской религии. Рассматриваемый в своей совокупности в Эзотерической Доктрине с точки зрения проявленной Божественной Мысли, он является Воинством Высочайших Творцов – Дхиан-Коганов. Одновременно с эволюцией Всемирного Разума, Сокрытая Мудрость Ади-Будды – Единого Высочайшего и Вечного – проявляется, как Авалокитешвара (или Проявленный Ишвара), который и есть Озирис египтян, Ахура-Мазда Зороастра, Небесный Человек герметической философии, Логос платоников и Атман ведантистов[1]. При воздействии Проявленной Мудрости или Махата – представляемой этими бесчисленными центрами духовной энергии в Космосе – Отражение Всемирного Разума, который есть Космическое Представление (мыслеоснова) и Разумная Сила, сопровождающая подобное Представление, становится объективно Фохатом буддийского эзотерического философа. Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши, действует, как сказано выше, на проявленную Субстанцию или Единый Элемент и, дифференцируя его на различные центры энергии, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума, вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной Системе.

    Источник: Блаватская Е.П. — Тайная Доктрина т.1 ст.5 шл.2

    Если атрибуты Ахурамазды или Ормазда сильно походят на атрибуты еврейского Иеговы (хотя и более практичного), то не потому, что эти двое являют собою истинно «Мистическое Божество» – Непостижимое Все – но просто вследствие того, что оба суть человеческие идеалы, возникшие из одного и того же источника. Как Ормузд, происходя из Изначального Света, кото­рый сам эманировал из Высшей непостижимой сущности, именуемой «Зерван-Акарана» – Вечное или Бесконечное Время – является лишь третьим в божественной эволюции, так и Иегова в «Зогаре» является третьим из Сефиротов (к тому же, женскою пассивною силой), называемым «Разум» (Бина) и представленным под божественным име­нем Иегова и Аралим. Следовательно, ни один из них никогда не был ЕДИНЫМ «Вышним» Богом. Что касается Иеговы, то именно из Эйн Софа – Бесконечного, Единого, эманирует Аур – «Изна­чальный Свет» или «Изначальная Точка», которая, вмещая в себе всех Сефиротов, эманирует их од­ного за другим; совокупность их составляет Адама Кадмона – архетип человека. Иегова, стало быть – лишь десятая часть (седьмая каббалистически, ибо первые три суть Одно) Адама или интеллекту­ального мира, тогда как Ормузд есть глава семи Амешаспэнтов или их Духовная совокупность – следовательно, выше Иеговы, хотя и не Вышний.

    Источник: Блаватская Е.П. — Зороастр в «истории» и Заратуштра в тайных анналах

    Сноски


    1. ↑ Т. Субба Роу как бы отождествляет и называет его Логосом (см. «Лекции о Бхагават Гите» в «Theosophist’e», том IX).

    ru.teopedia.org

    Предсказания из книги Заратуштры. О, лучший друг, Ахура Мазда!

    Переключение навигации
    • О нас
      • О проекте
      • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Предложить материал
    • Журнал изменений
    • О нас
      • О проекте
      • Обратная связь
      • Ваше мнение
      • Журнал изменений
    • Предложить материал
    • Войти
    • Регистрация
    • Рус
    • Eng
    • Были:
    • Ригден Джаппо,
    • Ахура Мазда,
    • Осирис,
    • Архангел Гавриил,
    • Джабраил,
    • Агапит Печерский,
    • Кетцалькоатль

    • Ожидаем:
    • Имам Махди,
    • Утешитель,
    • Святой Дух,
    • Майтрейя,
    • Калки Аватар,
    • Машиах,
    • Гэсэр-хан
    RGDN.info
    • Главная
    • О нас
      • О проекте
      • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Предложить материал
    • Журнал изменений
    • Исконные Знания
      • Беседы с И.М. Даниловым
      • Книги
      • Истина на всех одна
      • Иллюзия и Путь
      • Жизнь
      • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
    • Пророчества
    • Религии
      • Христианство
      • Ислам
      • Буддизм
      • Индуизм
      • Иудаизм
      • Зороастризм
    • Символика и мифология
      • Символика и Мифология
      • Астрономия
      • Мир Пирамид
      • Инте

    rgdn.info

    Ахурамазда — WiKi

    Ахура-Мазда (справа) вручает Ардаширу символ царской власти — кольцо. III в. н. э.

    Ахурама́зда[1] (также Аху́ра-Ма́зда авест. ahura-mazdā, груз. არმაზი, др.-перс. ahuramazdā, арм.  Արամազդ, Aramazd, монг. ᠬᠤᠷᠮᠤᠰᠲᠠ, Хурмаст), Орма́зд или Орму́зд (пехл. ʾwhrmzd’), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, которого пророк Зороастра  — основатель зороастризма — провозгласил единым богом. В Авесте Ахура-Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете[2], создатель всех вещей[3] и податель всего благого[4], всеведущий[5] устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna, то есть почитателями Мазды. Ахура-Мазда является отцом Аши (праведности-истины), то есть закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира.

    Имя бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:

    • Ахура (ahura), представляет собой соответствие санскритскому असुर asura[6], эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры и ахура по преимуществу — Ахура-Мазда.
    • Мазда (имен. пад. mazdå) — из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH1 «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna — «почитающий Мазду», «маздеист».

    Таким образом имя Ахура-Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли». В Гатах Заратуштры два имени бога часто употребляются независимо друг от друга и в свободном порядке. Начиная со времён Младшей Авесты устанавливается, за исключением застывших молитвенных форм, порядок «Ахура-Мазда», ставший источником позднейших стяжённых форм.

    На протяжении всей среднеиранской и новоиранской эпохи широко употреблялись именно стяжённые формы двойного имени: пехл. ʾwhrmzd’ /ohrmazd/, согд. xwrmztʾ /xormazdā/, перс. ارمز(د)‎ /ormoz(d)/. Вместе с тем в Новое время для зороастрийской традиции характерно «восстановление» имени по авестийскому образцу: перс. اهورا مزدا‎ [æhurɒmæzdɒ].

    Главным источником, описывающим образ Ахура-Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты. Ахура-Мазда открылся пророку после долгих лет настойчивых духовных исканий благодаря «Благому Помыслу» (Y 43). Заратуштра осмыслил Ахура-Мазду помыслом и увидел его воочию (Y 31.8; 45.8). Пророк вопрошал, а бог отвечал и наставлял пророка в божественной мудрости. В дальнейшем эта «встреча» (авест. haṇjamana-) послужила основой новой религии почитания Мазды (зороастризма). В Гатах Заратуштра просит Ахура-Мазду о защите, о наставлении, о даровании знаний, о благополучии в духовной и телесной жизни, о поддержке, которую «друг дал бы другу» (Y 46.2). Вместе с тем он сам приносит ему дары поклонения и полностью посвящает ему свою жизнь и тело (Y 33.14)

    Сущность Ахура-Мазды

    Ахура-Мазда провозглашается величайшим из всех. Благость его абсолютна. Ахура-Мазда был старше всего, но и самый юный. Он возрастает вечно, но и вечно остаётся неизменным. Ахура-Мазда — самый могущественный. Он самый осведомлённый и знающий, знает прошлое и будущее. Помимо этого, он всегда следует прямым путём праведности.

    Ахура-Мазда пребывает в светлой Гародмане — «Доме песнопения», окружённый свитой сотворённых им благих существ — ахур, во главе с Ашей и Воху Маной (Истинным Законом и Благим Помыслом). Последние, называемые в более позднюю эпоху Амешаспандами и Язатами, в Гатах иногда называются его порождениями, то есть по сути продолжением его сущности.

    В целом образ Ахура-Мазда соответствует концепту «Архежреца», не только поддерживающего Закон Бытия (Ашу) посредством своей мысли и тайной силы maya-, но и наставляющий земных жрецов в знании этого закона[7]. Праведный человек в зороастризме, приводящий мир к процветанию — прямой представитель Ахура-Мазды в земном мире и исполнитель его воли. Тем не менее антропоморфные описания в Гатах ограничиваются «языком его уст» и «руками», в которых он держит дары воздаяния праведным и лживым.

    С другой стороны Ахура-Мазда связан со светом. В описании своего откровения Заратуштра постоянно прибегает к образам солнечного света и сияния, видимых им воочию. В Гатах огонь назван принадлежащим Ахура-Мазде. В дальнейшем связь Ахура-Мазды со светом только укреплялась, Солнце стало прямо называться «образом» Ахура-Мазды. Контаминация маздеизма с солярными иранскими культами находит отражение в некоторых восточноиранских языках (хорезмийском, хотаносакском, мунджанском, ишкашимском), где рефлексы этого имени означают «Солнце».

    Творец

    Ахура-Мазда — творец (Dātār) бытия (Y 50.11). Он творит своим помыслом (Y. 31.11), помыслом он сотворил светлое пространство мира (Y 31.7), дающее радость и умиротворение. Он поддерживает в мире Ашу («Истину») — закон функционирования вселенной, проявляющийся также в свете. Часто он выступает как жрец — его творение превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр (Y 29.7). Его творческая сила, наполняющая бытие жизненной силой, описывается как Спента Маинью, что обычно переводится как «Святой Дух» (Y 47).

    Он поддерживает землю и небо от падения, создал чередование дня и ночи, проложил дорогу светилам, дал силу ветру (Y 44). Он сотворил скот, растения и воду (Y 48.6; 51.7). Он сотворил людей: их тела и души, — и даровал им свободу воли (Y 31.11; 46.6). Он создаёт блага этого мира и дарует их человечеству (Y 33.11; 48.3).

    Близость к человеку

    Хотя Ахура-Мазда велик, он находится в самых близких отношениях с людьми. Любой, кто на его стороне, может чувствовать себя его близким — другом, братом и отцом (Y 45.11). Он благосклонен ко всем, кто стремится к дружбе с ним (Y 44.17). Тот, кто поддерживает в мире закон Аши, становится самым желанным союзником Ахура-Мазды, и бог одаривает его благами Целостности и Бессмертия (Y 31.21, 22).

    Вершитель суда

    Ахура-Мазда видит всё, его невозможно обмануть (Y 45.4), от него невозможно ничего скрыть (Y 31.13). Он высший суверен мироздания, и от него зависит будущее (Y 29.4). Он будет определять, кому достанется победа в битве между праведными и лживыми (Y 44.15). Именно с его проявлением в мире будет связано уничтожение зла (друдж) (Y 31.4) и наступление Фрашкарда — обновление бытия. Ахура-Мазда изначально определил два типа поведения — в соответствии с моральным порядком мира или наперекор ему (Y 46.6). Человек выбирает между этими двумя путями в соответствии со своей свободной волей, но конец выбравших два разных пути будет различен (Y 48.4). И праведного, и лживого ожидает конечное вознаграждение, исходящее от Ахура-Мазды (Y 43.4, 5) — спасение и всевозможные блага для первых и боль и разрушение для вторых (Y 30.11 и др).

    В Младшей Авесте Ахура-Мазда остаётся творцом и владыкой духовного и телесного миров, высшим подателем благ и называется «Святейшим духом» (авест. spəništa- mainyu-). Более глубокое, чем в Гатах, отождествление со Спента Маинью (Святым Духом) и отсюда прямое противопоставление Ангра Маинью — «Злому Духу», непримиримому противнику всякого добра, подчёркивается пассажами Y 19, где Злой Дух появился в ответ на изначальный творческий акт Ахура-Мазды, выраженный в виде молитвы Ахуна Ваирья, но был повержен словом отречения от всякого подобия со злом. Подобный акт отречения от зла предполагается и от человека. Почитатели Мазды должны признать Ахура-Мазду источником всякого блага (Y 12) и воплощать его власть во всём мире (Y 35).

    Ахура-Мазде придаётся много хвалебных эпитетов, основными из которых являются прилагательные, связанные со светом: raēwant- и xwarənaŋuhant- — «блистательный» и «полный хварно», то есть царского сияния. Специально посвящённый Ахура-Мазде Хормазд-яшт перечисляет 72 имени Ахура-Мазды, включая 20 великих, перечисляемых особо.

    Ахура-Мазда стоит во главе Амешаспандов и Язатов, которые выступают как его творения и его свита. У некоторых Язатов или материальных творений имеется постоянный эпитет ahuraδāta- «сотворённый Ахурой» или mazdaδāta- «сотворённый Маздой».

    ru-wiki.org

    Благоверие | Деяния Веры | Языки Традиции

    Имя Бога в Благой Вере изначально двусоставное и представляет собой словосочетание двух слов: ahura- и mazdå.
    В Гатах Пророк взывает к Богу то одним этим именем, то другим, то обоими вместе в разном порядке (причем порядок Мазда Ахура преобладает).
    В дальнейшем, в Младшей Авесте употребление имен отдельно друг от друга сокращается. Имя «Ахура» само по себе применительно к Ахура Мазде употребляется только в паре с Митрой, изредка встречается отдельное «Мазда», от которого образованно основное авестийское самоназвание заратуштрийцев mazdayasna- — «почитатель Мазды».
    Два слова превращаются в устойчивое словосочетание, Ahurō Mazdå в именительном падеже. Рассмотрим эти слова поподробнее.

    Слово ahura- очень древнее и имеет широкие индоевропейские параллели.
    Первичный корень здесь *Hons-/Hņs-, первоначально значащий «рожать», что зафиксировано в анатолийских языках: хет. has- «рожать», hassatar – «род», лув. hamsa «внук», hasu «потомство».
    От этого корня образуется и имя главы рода, прародителя, царя. Например, хет. hassu «царь».
    Соответствием этому хеттскому слову в авестийском выступает слово ahun- (*Hņsun-) «Господин» в знаменитой Ахуна Ваирье: yathā ahū vairyō… «как Господь избранный…»
    Путем гетероклитического чередования n/r от этого слова образуется ahura-, имеющее изначальное значение «повелитель», «господин», «прародитель». В Авесте это слово часто употребляется не по отношению к Ахура Мазде, а применительно к язатам. В Гатах часто говорится об ахурах, следующих вместе с Маздой. Непосредственно эпитет «ахура» имеет Апам Напат – Внук Вод.
    В санскрите присутствует то же самое слово, звучащее как asura. Как известно, в классической индуистской традции так называются демоны, но подобное ухудшение смысла слова представляет собой позднее собственно индийское развитие. Еще в Ригведе, asura не несет абсолютно никакого негативного смысла и обозначает группу изначальных старших божеств: Варуну, Митру и пр. (множество важных ригведийских богов – изначальные асуры, даже Агни и Сома. В разряд дэвов попадают Индра, Вишну, Пушан, маруты и нек. др.). Лишь в дальнейшем в поздневедический период в результате победы почитания более младших богов (дэвов) асуры становятся однозначными «демонами», а асуры, почитание которых остается, записываются в дэвов.
    Это же слово имеет параллели и в германских языках: др.исл. ass, рунич.ansu-, др.англ. ōs – «бог».

    Таким образом, мы видим, что Ахура означает одновременно «Прародитель, Податель жизни» и «Господин», «Повелитель».

    И если «Ахура» имеет широкие параллели в других традициях и может относится не только к Богу, то второе имя высшего Ахуры – Мазда – представляет собой совершенно уникальное образование. Это и есть собственное, отличительное имя Всеблагого Бога.
    «Мазда» – сколь уникальное, столь и аномальное для авестийского языка слово.

    Разберем его этимологию.
    Слово mazdå образованно от корня man-/mn- «мыслить», «думать», выступающего в нем в слабой ступени (mn-), с помощью двух суффиксов: *s и *d. Образование от этого корня с суффиксом *s выступает, в частности, в слове maŋh-/mangh- «думать» (в иранских языках изначальное *s в свободной позиции превратилось в h), а точнее в аористе mеnghī «я задумал, я осмыслил». Сочетание *sd ассимилируется в –zd-. Звук n, выступающий здесь как гласная, в арийских, греческих и армянских дилектах преобразуется в а.
    Итак, основа mazd- < *mņsd-. Ее мы можем видеть и в других производных словах, прежде всего в Гатах.
    Mazdaqa- «мудрость» (Ясна 30:1) (ср. hwarqa- «еда» от hwar- «есть»)
    Mazdåŋhō.dūm – «уразумейте» (Ясна 45:1)
    В Гатах есть еще и humązdra – «добромудрый», где корень man-/mn- выступает в расширенной ступени mān-, соответствующее русскому слову мудрый < *mondrъ.
    Таким образом, можно сказать, что mazdå значит «Мудрый», «Мыслящий».

    Удивительной, однако, оказывается морфологическая форма слова «Мазда» и его склонение. Если слово ahura- относится к обычному тематическому типу склонения на –а, то «Мазда» склоняется совершено аномально.
    Именительный падеж mazdå на первый взгляд сближает это слово с типом склонения на –аh (<*ās), типа manå – «Помысел». Однако даже в менее архаичном, чем авестийский, древнеперсидском языке слово Auramazdā слоняется по совершенно особому типу склонения. Оно имеет следующие падежные формы: винительный падеж Auramazdām (Auramazdām ayadayi – «Ахурамазду я почитал») и родительно-дательный падеж Auramazdahā (vashnā Auramazdahā – «по воле Ахурамазды»).

    Несколько иначе склоняется слово mazdå в авестийском. В отличие от древнеперсидского, в авестийском даже в составе устойчивого словосочетания два имени склоняются отдельно. Форма родительного падежа слова «Мазда» на первый взгляд парадоксальным образом совпадает с именительным падежом – mazdå (Ср. древнеперс. окончание ahā). Винительный падеж – mazdąm «Мазду», совпадает с винительным совсем другого типа склонения – на –ā («женского»), например, daēnąm – «Веру». Дательный падеж – mazdāi «Мазде» и звательный падеж – mazdā «о Мазда!» соответствуют только склонению на –а и аналогичны таковым у слова ahura-. Другие падежные формы у слов «Ахура» и «Мазда» не зафиксированы. В частности, понятно отсутствие форм инструментального (творительного) падежа, поскольку невозможно, чтобы Бог выступал инструментом. Даже во фразах совместности, описывающих Бога с кем-то или чем-то, всегда говорится «Мазда с кем-то», а не «кто-то с Маздой». Ибо любой субъект может быть приложением к Мазде, но не Мазда – приложением к субъекту.
    Рассмотрим теперь как синхронно склоняется имя Ахура Мазды:

    Имен. пад. ahurō mazdå
    Винит. пад. ahurvm mazdąm
    Родит. пад. ahurahyā mazdå (ahurahe mazdå)
    Дат. пад. ahurāi mazdāi
    Зват. пад. ahurā mazdā (ahura mazda)

    Для слова mazdå следует постулировать очень древний особый тип склонения. Типологически ряд им.- вин. mazdå – mazdąm можно сопоставить со склонением слова «земля», также обнаруживающем следы этого типа склонения: zå – ząm. Если рассматривать шире, то ряд им. – вин. – род. mazdå – mazdąm — mazdå (*mazdās – *mazdām – *mazdās) аналогичен склонению слова «корова»: gāuš – gąm – gVuš (*gāus – *gaum – *gaus).

    Итак мы видим, что Ахура Мазда
    1. Ахура: Прародитель жизни, Податель жизни, Управляющий жизнью, Господь. Всякая жизнь зарождается в нем.
    2. Мазда: Мудрый, Владыка Мудрости и Мысли. Всякая Мысль зарождается в нем. Он – Всеведущий. Его Мудрость – основа существования упорядоченного мира.

     

    Уже в Ясне Хаптангхаити, а затем и в Младшей Авесте мы находим, правда не очень часто, слитную форму имени Бога: Ahuramazdå. Именно ее мы видим и в древнеперсидских надписях – A(h)uramazdā. В процессе развития персидского языка слитно имя было преобразовано. Графически оно выражалось как ’whrmzd, что соответствует произношению Ohrmazd. Очевидно, уже довольно рано начались колебания в последнем кратком гласном. Отсюда мы видим пазендскую запись hOrmvzd, теоморфное имя шахов Хормизд, новоперсидское Ormuz.

    blagoverie.org

    Ахура-Мазда — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    (перенаправлено с «»)
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требуют 8 правок. Ахура-Мазда (справа) вручает Ардаширу символ царской власти — кольцо. III в. н. э.

    Ахурама́зда[1] (также Аху́ра-Ма́зда авест. ahura-mazdā, груз. არმაზი, др.-перс. ahuramazdā, арм.  Արամազդ, Aramazd, монг. ᠬᠤᠷᠮᠤᠰᠲᠠ, Хурмаст), Орма́зд или Орму́зд (пехл. ʾwhrmzd’), «Бог Мудрый» — авестийское имя божества, которого пророк Зороастра  — основатель зороастризма — провозгласил единым богом. В Авесте Ахура-Мазда — безначальный творец, пребывающий в бесконечном свете[2], создатель всех вещей[3] и податель всего благого[4], всеведущий[5] устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna, то есть почитателями Мазды. Ахура-Мазда является отцом (праведности-истины), то есть закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли. В конечном преображении бытия () им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира.

    Имя[ | ]

    Имя бога в зороастризме образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни:

    • Ахура (ahura), представляет собой соответствие

    encyclopaedia.bid

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о