На запаске – ее крепление, калитка под запаску, можно ли ездить на запасном колесе

Содержание

На запаске – с опаской?

Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.

Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.

Данная тема является актуальной по очень простой причине – у 99-ти процентов автовладельцев функцию запасного колеса круглогодично выполняет летняя шина! Неужели только одно летнее колесо может существенно изменить поведение автомобиля зимой? Оказывается, может! В этом мы убедились в ходе нашего эксперимента, который провели на тестовой Skoda Octavia A5 с ABS. Для начала понаблюдали, как ведет себя машина на зимних покрышках. Тест состоял из испытаний на двух покрытиях – на сухом и обледенелом асфальте. При этом проверялись управляемость и длина тормозного пути.

Сухой асфальт

Skoda Octavia A5 с ABS

После установки летней запаски на левое переднее колесо на змейке увеличился снос колес передней оси в моменты нагрузки на запаску, т. е. когда руль поворачиваешь вправо. Объясняется это тем, что задубевшая резина нагруженного летнего колеса начинает скользить по асфальту.

Второй тест – торможение с 80 км/ч до 5 км/ч (при -3°С). Здесь разница в тормозном пути оказалась более чем впечатляющей. На зимних шинах он составил 27,2 м, а с одной летней запаской – 29,3 м! Больше двух метров при морозе всего в два градуса – очень серьезная цифра. При более низкой температуре, когда летняя резина еще больше дубеет, разница может увеличиться еще на несколько метров.

Так что, установив летнюю запаску, даже на асфальте следует изменить свой стиль вождения, помня, что тормозной путь будет длиннее, а при необходимости резких маневров вероятность возникновения сносов и заносов значительно возрастает.

Обледенение

Аналогичный тест провели и на обледенелом асфальте (при 6°С). Но попытки вычислить разницу при торможении с 90 км/ч не на гладком льду, а на льду со множеством неровностей показали опасность таких действий, так как автомобиль на запаске оказался труднопрогнозируемым – даже с ABS его бросало в разные стороны, что опасно даже на треке. Поэтому мы изменили скорость начала торможения, с которой прибор фиксировал замедление – 80 км/ч понизили до 40 км/ч. Разница в тормозном пути даже при такой малой скорости составила более шести метров. А ведь это больше, чем длина любого автомобиля. И если бы в дорожном потоке с обычным интервалом пришлось тормозить даже с такой небольшой скорости, аварии не избежать.

По управляемости разница также оказалась в разы ощутимее, чем на асфальте. Когда запаска стоит спереди, машина при маневрах отказывается слушаться руля, а когда сзади – ее значительно чаще приходится вытягивать из глубокого заноса.

Вывод

Результаты проведенного теста действительно малоутешительны. В случае установки запаски, функцию которой выполняет летняя шина (обычно еще конвейерная), управлять автомобилем следует намного осторожнее. Особенно это касается скользких покрытий, а тем более, если на машине нет антиблокировочной системы тормозов. И нужно как можно быстрее добраться до шиномонтажа, чтобы вернуть на «место» зимнюю шину!

Skoda Octavia A5 с ABS Skoda Octavia A5 с ABS

Сухой асфальт (c 80 до 5 км/ч)

Зимние шины 27,2 м
С одной запаской 29,3 м
Skoda Octavia A5 с ABS Skoda Octavia A5 с ABS

Обледенелый асфальт (с 40 до 5 км/ч)

Зимние шины 28,3 м
С одной запаской 34,4 м

Когда в запаске измеряли давление?

Давление в запасном колесе следует периодически проверять,

Но самое интересное произошло во время теста на сухом асфальте после замены шины. При первом же торможении с летней запаской, несмотря на наличие АБС, которая должна сохранять курсовую устойчивость, машину начало бросать из стороны в сторону. Так как это было на испытательном треке и за рулем сидел человек, который может спрогнозировать развитие ситуации и избежать экстрима с печальным исходом, автомобиль остановился нормально, не вышел за условную полосу движения. Но если бы это случилось с неопытным водителем на загруженной трассе, вероятность дорожно-транспортного происшествия была бы очень высокой. А виной тому – низкое давление в запаске, которая пролежала в багажнике редакционной машины три года. Из этого следует вывод – давление в запасном колесе следует периодически проверять, особенно перед его установкой.

Ударопрочность шин

Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах. Выбрав экстремальный участок с десятком ям с острыми краями глубиною до 30 см, мы обнаружили одну интересную закономерность – на скоростях в пределах требований Правил дорожного движения «порвать» шину с нормальным рабочим давлением нам так и не удалось. Может быть, ямы маловаты, но 30-сантиметровая глубина – это тоже немало. А что будет, если сымитировать температурное падение давления в шинах? Стоило нам приспустить колесо до 1,3 атм., как уже после первого заезда по «полосе препятствия» цель эксперимента была достигнута. «Порезанная» боковина приспущенного колеса – доказательство того, что давление в шинах, особенно при наших зимних перепадах температур, следует проверять чаще. И винить только одних дорожников в повреждении колес не всегда справедливо. Бывает и обоюдная вина!

Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах. Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах.

Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ее крепление, калитка под запаску, можно ли ездить на запасном колесе

Запаска появилась почти сразу с созданием авто. Первым автотранспортным средствам приходилось ездить по одному пути с каретами, запряженными лошадьми, и гвозди от подков порождали аварии, резина достаточно часто повреждалась. Сегодня другие времена, но от прокола колеса никто не застрахован.

Запаска и докатка

Впервые такие колеса появились в комплекте авто производителя Рамблер в начале XX века. Идея прижилась, их начали устанавливать на свои авто все автопроизводители. В начале века часто с собой брали сразу два дополнительных колеса.

 Запасное колесо

Сегодня такими изделиями укомплектованы все авто. Во многих регионах реализация машин без нее запрещена законодательством. Но выбор типа запаски остается за изготовителем транспортного средства. Это может быть как полноразмерное колесо, так и докаточное. Помимо этого, данную роль может играть уникальный состав для быстрой ликвидации прокола колеса.

В ситуации, если на авто стоят покрышки ранфлэт, дополнительное колесо не потребуется, так как резина данного вида дает возможность доехать до шиномонтажки даже на проколотой шине. Полноразмерная модель мало чем различается со стандартной резиной.

Внимание!

С 2014 года установлен порядок, предусматривающий замену покрышек на запаске по сезону.

Минус полноразмерного изделия в том, что его размещение, особенно в ситуации, когда авто изначально снабжается колесами крупного диаметра, требует достаточно места. Помимо этого, колесо тяжелое и достать его из места для хранения сложно.

Многие автовладельцы не знают, где спрятана запаска в их авто.

Вот почему перед путешествием первостепенно надо понять, как достать запаску 35 или запаску 52. При выборе важно обращать внимание на:

  • Место размещения. Обычно колесо располагается под настилом в багажном отделе авто. Некоторые запаски могут располагаться в корзинке под авто. Место следует систематически проверять, так как резьба может заржаветь и снять запасное колесо будет нереально.
  • Виды изделий. Так как типоразмер покрышек в стартовом комплекте сегодня все более крупный, изготовители предпочитают узкоразмерную запаску типа «галета» (докаточное колесо). Малой ширины запаска просто размещается в отдельном месте хранения под прикрытием в багажном отделе авто. Следует отметить, что у докатки отсутствуют полноценные эксплуатационные качества, которые имеются у стандартного автоколеса. Докаточное колесо допускает максимум скоростного режима в 80 км/ч и требует аккуратного вождения. Объясняется это тем, что ее малая ширина провоцирует разницу в сцепке с тремя другими шинами авто. Если докатка стоит справа, то нужно быть осторожным при поворачивании влево и назад, особенно при передвижении по мокрой дороге.
  • Даже если запаска является «пятым колесом», она такая же комплектующая, как и прочие. Поэтому важно ухаживать за всеми шинами одинаково: проводить контроль давления, следить за состоянием колесных комплектующих.

Внимание!

Органайзеры в запасное колесо R14 отлично подходят для сохранения полезных вещей. Органайзеры в запаску продаются в автомагазинах.

Докатка — это компактная запаска, она ставится на месте аварии, когда оперативный ремонт невозможен. Докатка (еще одно название – запаска-банан) так и называется, потому что позволяет докатиться до автосервиса. Докаточное колесо нельзя применять постоянно.

Полноразмерная запаска одинакова по типоразмеру с колесом авто. То есть транспортное средство укомплектовано не четырьмя, а пятью колесами. Такие изделия требуют места для сохранения в автомобильном отсеке. Изготовители либо жертвуют этим местом, либо используют малоразмерку, которая меньше по типоразмеру.

Докатка

В авто может не быть запаски – вместо этого будет набор для восстановления покрышки своими руками. Это связано с тем, что колеса по типу RunFlat, которые ставят на современные машины, могут передвигаться на проколотой резине до 50 км/ч. Этого обычно достаточно, чтобы доехать до мастерской. Запаска:

  • требуется для применения на время, не постоянно;
  • обладает меньшим типоразмером;
  • обладает давлением большим, чем в стандартной шине.

Поэтому следует периодически проводить контроль воздуха в колесе — норма в среднем 4,2 кг/см², о чем должно быть написано на наклейке на запаске автомобиля.

Важно!

На покрытом снегом дорожном полотне нельзя ставить запаску на оси спереди: если повреждена шина, ее заменяют задней, а уже сзади ставят запаску.

Крепление запаски на прицеп

Способ крепления запаски на прицеп

Крепление запаски на легковой прицеп и другие виды с V–дышлом осуществляется так, что колесо располагается под днищем автокузова прицепа, не мешая при загрузке и его эксплуатировании.

Есть несколько рекомендаций по монтажу. Кронштейн ставится на все разновидности прицепов с V–дышлом. Ставится колесо снизу спереди кузовной части, прикрепляется кронштейном и специальными крепежами. Такое размещение запасного с кронштейном не дает дискомфорта при использовании прицепа и не мешает передвижению, даже если он нагружен.

Передвижение на запаске

 Как ездят на запаске

Многих интересует, можно ли ездить на запасках. Некоторые производители оснащают свои авто полноразмерными запасными колесами. Они, естественно, весят больше спэйссейверов и занимают значительное количество места в транспортном средстве, но зато наиболее надежные. Они долговечнее, чем докатки. В таких изделиях может быть иной протекторный рисунок либо не такой, как у стандартных покрышек состав резины. Это может оказывает влияние на маневренность и безопасность при движении.

Несмотря на то, что «пятые» колеса наиболее долговечны, они первостепенно нужны только для того, чтобы доехать до шиномонтажки. Любой вид таких изделий предназначается для создания возможности передвигаться дальше и как можно оперативнее сменить проколотую резину. Эта мера временная. Хотя стандартные модели могут смотреться точно так же, как и все остальные на авто.

Внимание!

Колеса машин являются вещью, которая «соединяет» водителя и попутчиков с трассой, поэтому никогда не надо игнорировать безопасность.

Как сделать калитку под запаску своими руками

 Вариант калитки

Данное изделие можно сделать, имея навыки, материалы, инструмент и сварочный аппарат. Самый простой способ изогнуть трубку из металла на трубогибе, потом приварить шарниры и перемычку. Колесо крепится на болты. Важно сделать проставку:

  • Взять квадратную трубку 2,5х2,5 см, сделать из нее квадрат по габаритам калитки под запасное колесо.
  • Просверлить 4 отверстия, чтобы они совпадали с отверстиями в кронштейне.
  • Потом взять коврик из резины для АКБ от ВАЗ-2106 или АЗЛК-2141.
  • Посадить коврик на суперклей – это защитит от царапин. Потом лезвием все лишнее срезать и прикрутить калитку вместе с проставкой к фаркопу.

Проставка сварена и имеет достаточно большую площадь, нагрузка распределяется равномерно.

Внимание!

Канистры в запаски можно купить в специализированном магазине. Канистра размещается внутри шины – это удобно.

Как снять запасное колесо

 Снятое колеса

Не многие знают, как снять запаску. Если колесо на ключе и секретке, то маленький ключик предназначен для чехла, а вариант для замка зажигания поможет открутить запаску. Также на некоторых моделях в багажном отсеке присутствует специальный мини-люк. Вот в нём и располагается домкрат и конструкция из двух элементов-приспособлений для того, чтобы достать или убрать колесо.

Также ключ может располагаться в ящике подножки, со штырем на конце: его вставляют в отверстие до упора. Далее его следует прокрутить до зацепления, аккуратно по часовой стрелке отпустить. Теперь можно снимать. Такая деталь на тросе и с пружиной. Запасное колесо лежит под авто.

Запаска спасает в экстренных ситуациях. Поэтому будет правильно укомплектовать авто запасными шинами по сезону. С выбором всегда поможет менеджер специализированного магазина. Без «пятого колеса» ездить нельзя: от форс-мажора сегодня не застрахован никто.

Почему ездить на запаске опасно?

Эксперты автомобильной сферы советуют как можно меньше времени ездить на запаске. По их мнению это опасно и они смогли это доказать. Чаще всего проблемы с покрышками у автомобилистов случаются весной, когда снег вместе с асфальтом начинает «уходить» с дорог. Огромное количество ям появляется вместо нормального асфальта, в которые часто и попадают водители транспортных средств.

В этом случае запасные колеса всегда кстати, но оказывается долго на них ездить не рекомендуют. Тем более не рекомендуют ставить запасное колесо на место основного, а в основные менять только три колеса. Все из-за того, что производители автомобилей чаще всего ставят на запасных и добавочных колесам всесезонную резину или годовую. Она хоть и имеет право быть по теории на колесах авто, но качество ее намного ниже, из-за чего, ни в зимний период, ни в теплое время года такая резина хуже обеспечивает требующие от колеса функции.

С такой резиной легко потерять сцепление колеса с дорогой, в итоге управление и контроль над самим автомобилем. Кроме этого, поставив запаску на переднее колесо, вы рискуете увеличить тормозной путь автомобиля из-за этого же плохого сцепления. Кроме этого, при резком торможении автомобиль может начать крутить на месте, и в таком состоянии вы никак не сможете проконтролировать чтобы его не вынесло на встречную полосу, или чтобы в это время в вас никто не въехал на скорости.

В зимнее время вас на каждом повороте и резкой маневре автомобилем ждет занос, который в это время года очень опасен, тем более, если запаска стоит на заднем колесе. Зимой все эти эффекты только увеличиваются, как минимум вдвойне.

Если у вас случилась ситуация, в которой никак не обойтись пока без запаски на какой-то период времени, тогда поставьте ее на заднее колесо. При повреждении переднего, на его место лучше переставьте заднее колесо. В такой ситуации вам ни в каком случае нельзя резко вести автомобиль и на высокой скорости.

Для заднеприводных автомобилей запаски на постоянной основе не рекомендуются специалистами вообще. Где бы оно не стояло, запасное колесо принесет только неудобства и опасность. И лучше всего приобрести для своего автомобиля на запасное колесо правильные шины в зависимости от сезона.

Отличная статья 0

Можно ли ездить на летней запаске зимой?

Летняя запаска

Добрый день, уважаемый читатель.

Современные автомобили прямо на заводе комплектуются запасным колесом, на котором устанавливается летняя резина. Поскольку запаску приходится доставать не очень часто, лишь немногие водители задумываются о том, можно ли использовать летнюю запаску зимой.

Ведь в 2020 году запрещается установка разных шин на одной оси автомобиля, а за нарушение данного требования можно получить штраф. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи:

Кроме того, даже если автовладелец решит установить зимнюю резину на запаску, то он столкнется с дополнительной проблемой. Дело в том, что в большинстве случаев резина продается комплектами по 4 штуки и найти отдельный баллон для запаски может быть довольно трудно.

В этой статье разберем вопрос использования летней запаски с точки зрения законодательства:

Запасное колесо в техническом регламенте

Обратимся к Приложению 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В разделе 5 этого приложения описаны требования к шинам и колесам.

Рассмотрим пункт 5.7.4 приложения:

5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Примечание:
Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

Итак, примечание говорит о том, что при установке запасного колеса можно отступить от требований, представленных в пункте 5.7.4. То есть запаска может быть другой размерности, конструкции, модели, категории скорости и т.д. В том числе запаска может быть летней, если на другом колесе установлены зимние шины.

Однако, примечание относится только к пункту 5.7.4. А требования об использовании шин находятся и в других пунктах регламента.

Например, обратимся к пункту 5.5 приложения 8, регламентирующему сезонное использование резины:

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Этот пункт прямо говорит о том, что использовать на автомобиле летние покрышки зимой (в декабре, январе и феврале) запрещается, т.е. нельзя устанавливать летнюю запаску зимой.

Использование запасного колеса по ПДД

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств нет никаких упоминаний об использовании запасного колеса, которое отличается от других колес автомобиля.

Обратимся к пункту 2.3.1 Правил дорожного движения:

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Второй абзац данного пункта содержит список неисправностей, при которых автомобиль не может продолжить движение. При их возникновении нужно либо вызывать эвакуатор, либо починить автомобиль на месте.

Однако неправильная установка покрышек в данный перечень не входит. Поэтому перейдем к абзацу 3, где речь идет про прочие неисправности. Данный абзац позволяет водителю в том числе следовать к месту ремонта на запасном колесе.

При этом следует соблюдать необходимые меры предосторожности. Это означает, что если из-за использования запасного колеса возникнет ДТП, то виноват в нем будет водитель автомобиля, едущего к месту ремонта.

Внимание! Запасное колесо, отличающееся от остальных, можно использовать только для движения к месту ремонта или стоянки. Если водитель поедет на летней запаске по другим делам, то он может получить штраф.

Что делать при повреждении колеса зимой?

Поскольку отдельную зимнюю покрышку покупают лишь единичные водители, а остальные об этом просто не задумываются, то возникает вопрос, что делать при повреждении покрышки. У водителя имеются несколько вариантов:

  1. Вызвать такси и отвезти колесо на ремонт. При этом поврежденное колесо придется снять, а на его место поставить запаску. Поскольку автомобиль останется на месте, нарушения при этом не будет. Этот вариант самый бюджетный и безопасный.
  2. Вызвать эвакуатор и отвезти машину до шиномонтажа на нем. Вариант также безопасный, однако стоимость его может оказаться высокой.
  3. Установить запасное колесо и попытаться доехать до мастерской на нем. При таком раскладе водитель рискует попасть в ДТП из-за использования разной резины. Некоторым этот вариант кажется оптимальным, однако в случае ДТП он окажется самым дорогим.
  4. Отремонтировать колесо самостоятельно. Данный вариант подойдет водителю, который умеет обслуживать автомобили и имеет в наличие необходимые инструменты.

Удачи на дорогах!

Как долго можно ездить на запасном колесе

Непредвиденные ситуации на дороге – не редкость. Пробой шины относится к одним из них, и это очень неприятно. Движение в таком случае становится небезопасным. На этот случай в автомобиле всегда должна быть «запаска», которую можно быстро поставить взамен проколотого колеса. Но это лишь временный вариант, о чем забывают некоторые автолюбители, продолжающие затем ездить так долгое время.

Как долго можно ездить на запасном колесе

Что делать при пробое колеса

Признаки пробоя легко заметить на ходу:

  • управляемость заметно ухудшается, заметно рысканье по дороге;
  • автомобиль плохо держит направление, уходит в сторону при торможении и разгоне;
  • ощущается раскачивание машины.

В таком случае нужно немедленно остановиться на обочине и проверить колёса. Если одно из них пустое, пора достать из багажника аварийный знак и установить его. Затем нужно ослабить гайки на пробитом колесе, поднять машину домкратом, и поставить запаску. Запаску перед движением нужно подкачать до нужного давления.

Замена колеса автомобиля

После этого можно продолжить движение, но уже до ближайшего СТО или автомагазина, чтобы починить пробитую шину или купить новую. Причем движение на запаске разрешено на скорости не более 90 км/ч, а лучше и того меньше, так как управляемость будет хуже, да и не всегда запаска представляет собой полноценное колесо.

Какое расстояние можно преодолеть на запасном колесе

Сейчас в автомобилях бывает несколько типов запасных колёс, и от этого зависит, сколько на них можно ездить:

  1. Полноценное колесо, с таким же диском и шиной, как остальные. На нём можно проездить довольно долго, однако резина на нём может отличаться по составу, и изнашиваться быстрее. Слоёв в нём может быть меньше, если оно шло в комплекте с автомобилем, и это сильно уменьшает его ресурс. Кроме того, протектор может отличаться, что ухудшит управляемость.
  2. Аварийное колесо, так называемая докатка. Может отличаться от остальных размером диска и имеет уменьшенные габариты, благодаря чему экономится место в багажнике. Ширина также уменьшена, а перед движением нужно обеспечить накачивание до нужного давления. На таком колесе можно проехать до 80 км, то есть до ближайшего сервиса.

В любом случае, никогда не надо на запаске ездить долго и далеко. Её предназначение – добраться до ближайшего СТО для ремонта проколотой шины. Запасное колесо, даже если оно полноразмерное, отличается от всех остальных своими характеристиками и недолговечно. Тем более, если вы его поставили, то второго просто нет, если случится еще одна такая неприятность. Поэтому его нужно поскорее снова вернуть в багажник.

Сколько можно ездить на запаске летом и зимой

Всё сказанное выше относится к летнему периоду – ездить на запасном колесе можно ровно столько, сколько понадобится, чтобы добраться до ближайшего автосервиса. И не более 80-100 км по расстоянию.

Запасное колесо для автомобиля

Зимой это правило также действует, но действовать нужно по возможности быстрее и не затягивать с ремонтом. Дело в том, что запаска обычно имеет летнюю резину, и даже при этом на ней очень низкий протектор. Поэтому даже просто добраться до места с ней будет сложно, так как управляемость автомобилем сильно ухудшается.

Чтобы это немного компенсировать, запасное колесо надо ставить на задний мост, даже если пробито переднее – тогда заднее просто переставляется вперед. Иначе каждый раз при разгоне и торможении машину будет разворачивать в сторону.

Как долго можно ездить на полноразмерной запаске

Некоторые автопроизводители комплектуют свои модели полноразмерными запасными колесами, такими же, как остальные. Теоретически, ездить на нём можно до полного износа. Но практически этого делать не надо, по следующим причинам:

  • рисунок протектора может отличаться;
  • состав резины другой, с худшими характеристиками;
  • количество слоёв в шине меньше.

Такое колесо не только изначально плохо влияет на управляемость, но и со временем будет изнашиваться быстрее остальных, нарушая балансировку всё сильнее. Поэтому в итоге придётся скоро покупать новую резину. Да и до аварии так недалеко.

Важно! Любое запасное колесо предназначено только для того, чтобы добраться до ближайшей автомастерской. Длительная его эксплуатация не предусмотрена!

Конечно, если вы заранее позаботились и поставили качественную шину по сезону, то никаких проблем не будет. Но так мало кто делает.

Движение на докатке

Докатка – аварийное колесо уменьшенного размера. У него меньше ширина протектора, да и высота тоже обычно уменьшена. Накачивать его надо гораздо сильнее, и в итоге наружный диаметр становится нормальным для этого автомобиля. Докатками обычно комплектуются европейские модели, так как дороги в Европе хорошие, и на такой запаске можно легко добраться до ремонта. К тому же, экономится место в багажнике.

При единственном преимуществе – малых габаритах, докатка имеет много недостатков:

  1. Устанавливать надо на задний мост, иначе страдает управляемость. Зимой вообще вперёд её ставьте – это будет равноценно езде на трёхколёсном автомобиле.
  2. Из-за низкой высоты шины и высокого давления в ней докатку легко можно пробить, порой даже об трамвайные рельсы. Поэтому движение на ней должно быть очень аккуратным. Даже по отличной ровной трассе нельзя разгоняться более 80 км/ч. К тому же, управлять будет легче.
  3. При установке на задний мост могут недостаточно эффективно функционировать различные системы автомобиля – ABS, ESP и прочие. Поэтому безопасность движения не обеспечивается в полной мере.
  4. Протектор на докатке зачастую можно сравнить разве что с велосипедным. Поэтому она временно поддерживает автомобиль, и не более.

Колесо докатка для автомобиля

Поэтому, воспользовавшись такой запаской, сразу же двигайтесь в сторону ближайшего СТО, где можно будет отремонтировать или купить нормальное колесо. Докатку не зря называют аварийным вариантом – на ней можно лишь добраться до ремонта. Иногда всё равно приходится вызывать эвакуатор, особенно если дороги и близко не похожи на европейские.

запаска — это… Что такое запаска?

  • запаска — сущ., кол во синонимов: 5 • колесо (31) • парашют (7) • фартук (9) • …   Словарь синонимов

  • запаска — 1) запасное колесо; 2) запасные части и инструмент. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • ЗАПАСКА — род несшитой юбки или фартука из тёмной шерст. материи у украинцев. Обычно поверх рубахи надевали две ЗАПАСКИ спереди и сзади …   Этнографический словарь

  • запаска — [39/0] Запасное колесо. У тебя запаска есть? Автомобильный сленг …   Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

  • Запаска — род несшитой юбки или фартука из тёмной шерст. материи у украинцев. Обычно поверх рубахи надевали две ЗАПАСКИ спереди и сзади …   Этнографический словарь

  • запаска — женский передник , укр. запаска. Возм., из польск. zараskа – то же, от раs пояс (см. пояс). Едва ли более вероятно объяснение из запахнуть, от пах (Преобр. I, 242; Шарпантье, AfslPh 29, 8). Еще менее вероятно сближение с опона, запон и ст. слав.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Запаска — ж. разг. Запасная часть к чему либо (обычно колесо, шина и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • запаска — запаска, запаски, запаски, запасок, запаске, запаскам, запаску, запаски, запаской, запаскою, запасками, запаске, запасках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ЗАПАСКА — длинный кусок плотной материи, сотканной в цветные полосы, служивший Казачкам до XIX в. вместо юбки. Название от «запахнуться», потому что, действительно, запахивалась вокруг бедер и связывалась впереди пояском; передний раствор прикрывался… …   Казачий словарь-справочник

  • Запаска —    традиционная женская одежда на Украине: род запашной юбки из двух полотнищ темной шерстяной материи, одно подвязывается спереди, другое сзади. См. также Дерга, Плахта.    (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) …   Энциклопедия моды и одежды

  • На запаске – с опаской?

    Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.

    Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.

    Данная тема является актуальной по очень простой причине – у 99-ти процентов автовладельцев функцию запасного колеса круглогодично выполняет летняя шина! Неужели только одно летнее колесо может существенно изменить поведение автомобиля зимой? Оказывается, может! В этом мы убедились в ходе нашего эксперимента, который провели на тестовой Skoda Octavia A5 с ABS. Для начала понаблюдали, как ведет себя машина на зимних покрышках. Тест состоял из испытаний на двух покрытиях – на сухом и обледенелом асфальте. При этом проверялись управляемость и длина тормозного пути.

    Сухой асфальт

    Skoda Octavia A5 с ABSПосле установки летней запаски на левое переднее колесо на змейке увеличился снос колес передней оси в моменты нагрузки на запаску, т. е. когда руль поворачиваешь вправо. Объясняется это тем, что задубевшая резина нагруженного летнего колеса начинает скользить по асфальту.

    Второй тест – торможение с 80 км/ч до 5 км/ч (при -3°С). Здесь разница в тормозном пути оказалась более чем впечатляющей. На зимних шинах он составил 27,2 м, а с одной летней запаской – 29,3 м! Больше двух метров при морозе всего в два градуса – очень серьезная цифра. При более низкой температуре, когда летняя резина еще больше дубеет, разница может увеличиться еще на несколько метров.

    Так что, установив летнюю запаску, даже на асфальте следует изменить свой стиль вождения, помня, что тормозной путь будет длиннее, а при необходимости резких маневров вероятность возникновения сносов и заносов значительно возрастает.

    Обледенение

    Аналогичный тест провели и на обледенелом асфальте (при 6°С). Но попытки вычислить разницу при торможении с 90 км/ч не на гладком льду, а на льду со множеством неровностей показали опасность таких действий, так как автомобиль на запаске оказался труднопрогнозируемым – даже с ABS его бросало в разные стороны, что опасно даже на треке. Поэтому мы изменили скорость начала торможения, с которой прибор фиксировал замедление – 80 км/ч понизили до 40 км/ч. Разница в тормозном пути даже при такой малой скорости составила более шести метров. А ведь это больше, чем длина любого автомобиля. И если бы в дорожном потоке с обычным интервалом пришлось тормозить даже с такой небольшой скорости, аварии не избежать.

    По управляемости разница также оказалась в разы ощутимее, чем на асфальте. Когда запаска стоит спереди, машина при маневрах отказывается слушаться руля, а когда сзади – ее значительно чаще приходится вытягивать из глубокого заноса.

    Вывод

    Результаты проведенного теста действительно малоутешительны. В случае установки запаски, функцию которой выполняет летняя шина (обычно еще конвейерная), управлять автомобилем следует намного осторожнее. Особенно это касается скользких покрытий, а тем более, если на машине нет антиблокировочной системы тормозов. И нужно как можно быстрее добраться до шиномонтажа, чтобы вернуть на «место» зимнюю шину!

    Skoda Octavia A5 с ABS Skoda Octavia A5 с ABS

    Сухой асфальт (c 80 до 5 км/ч)

    Зимние шины 27,2 м
    С одной запаской 29,3 м
    Skoda Octavia A5 с ABS Skoda Octavia A5 с ABS

    Обледенелый асфальт (с 40 до 5 км/ч)

    Зимние шины 28,3 м
    С одной запаской 34,4 м

    Когда в запаске измеряли давление?

    Давление в запасном колесе следует периодически проверять,Но самое интересное произошло во время теста на сухом асфальте после замены шины. При первом же торможении с летней запаской, несмотря на наличие АБС, которая должна сохранять курсовую устойчивость, машину начало бросать из стороны в сторону. Так как это было на испытательном треке и за рулем сидел человек, который может спрогнозировать развитие ситуации и избежать экстрима с печальным исходом, автомобиль остановился нормально, не вышел за условную полосу движения. Но если бы это случилось с неопытным водителем на загруженной трассе, вероятность дорожно-транспортного происшествия была бы очень высокой. А виной тому – низкое давление в запаске, которая пролежала в багажнике редакционной машины три года. Из этого следует вывод – давление в запасном колесе следует периодически проверять, особенно перед его установкой.

    Ударопрочность шин

    Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах. Выбрав экстремальный участок с десятком ям с острыми краями глубиною до 30 см, мы обнаружили одну интересную закономерность – на скоростях в пределах требований Правил дорожного движения «порвать» шину с нормальным рабочим давлением нам так и не удалось. Может быть, ямы маловаты, но 30-сантиметровая глубина – это тоже немало. А что будет, если сымитировать температурное падение давления в шинах? Стоило нам приспустить колесо до 1,3 атм., как уже после первого заезда по «полосе препятствия» цель эксперимента была достигнута. «Порезанная» боковина приспущенного колеса – доказательство того, что давление в шинах, особенно при наших зимних перепадах температур, следует проверять чаще. И винить только одних дорожников в повреждении колес не всегда справедливо. Бывает и обоюдная вина!

    Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах. Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах.

    Юрий Дацык
    Фото Андрея Яцуляка

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о