Настройка процессорной магнитолы: 403 — Доступ запрещён – Как правильно настроить процессорную магнитолу

И ещё один ушной метод базовой настройки фронта в процессорной поканалке

Всем привет.

Задают мне вопросы в личке о настройке. Чтобы не писать всем одно и то-же, решил вывалить свои наработки (проверенные в боевых условиях) в отдельной теме…

Итак, основные постулаты:
1. Громкость динамиков пополосно-побортно должна быть одинаковой.
для тех, кто не понял левый и правый вч, левый и правый сч (если есть) левый и правый нч (тоже если есть) по уровню громкости должны быть одинаковыми.

2. В момент настройки задержки между левыми и правыми ДГ в своей полосе выставляются по линейке.
Вариантов несколько тупо измерить расстояния от носа до диффузора/гриля и внести эти данные в проц. Или рассчитать «дельту» и внести только разность задержек.
Примечание. мне не нравится алгоритм, заложенный например в Альпах, который работает от «обратного». Нравится Пионеровский-Ураловский алгоритм в котором куда задержку вносишь, там и меняется (не затрагивая остальные каналы).
А потому настройка изложена в нормальной схеме изменения задержек.
Владельцы ненормальных аппаратов — выёживайтесь сами, приводя эту методу к своим аппаратам.

Минимальный набор тестового материала:

Диск АМТ, треки:
1. CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING (Идентификация каналов) необходим для проверки правильности подключения акустики (на предмет перепутанных + — ) и для выравнивания громкости между полосами побортно.

2. LOW MIDBASS 50-120HZ Трек для проверки диапазона 50-120 Гц — я его использую для вертикального и побортного сведения Нч с Сч или Вч (у кого что есть).
Почему именно этот — а потому что основной тон там задают низкие частоты, и отловить их подъём к сч/вч на слух достаточно просто.
3. SUBWOOFER 20-50HZ трек 20-50Гц для согласовния уровня громкости на сабе с фронтом.

4. Диск ЕММА2012/2014, трек для проверки сцены, «Центр» понадобиться для выставления тётки/КИЗа в центр сцены, побортной эквализации и предварительного выбора частот срезов акустики.

5. Тестовый диск Аудиомагазин Test CD — на нём прописаны треки 1/3 октавного розового шума — служит для эквализации и выравнивания перекосов АЧХи между левой и правой стороной в месте прослушивания.

Владельцам октавного эквалайзера желательно поискать самостоятельно нарезку октавного розового шума.

Порядок настройки:

Этап 1 Выравнивание громкости между Л/П.

1. Выставляем предварительно срезы на акустику.
Нч 80-500(для трёшки)/2,5кГц(для двушки)
Сч 500-5кГц
Вч 3,15 для двушки 5кГц для трёшки.

2. Выставляем задержку 100 см для всех каналов фронта .
3. Измеряем разницу расстояний между акустикой по полосам линейкой и вносим сантиметры в задержки каналов.
4. Активируем полосу, например НЧ, выключив всё остальное.
5. Включаем трек CHANNEL IDENTIFICATION AND PHASING на повтор и слушаем.
В этом треке записана очерёдность сигналов Лево, Центр в фазе (звук должен скучковаться в центре), Право, Центр в противофазе.
Я обычно ориентруюсь на последний сигнал Центр в противофазе — должно создаться равномерное облако звука.

Если услышите что облако сместилось влево/право, в том канале и уменьшаете громкость.
Уменьшать нужно до тех пор, пока облако не станет равномерным по громкости.
Некоторые смещения на отдельных частотах не в счёт — это перекосы АЧХи и они выровняются потом при эквализации.
Центральный образ, при правильных установках задержек и выровненных уровнях громкости должен оказаться по центру сцены (не обязательно по центру авто!).
Центр сцены определяется на слух и зависит от направления акустики.

Выровняли, проверили, записали на бумажке значения задержек и гейнов.
Отключаете настроенную полосу (в примере Нч).
Включаете следующую полосу фронта и повторяете процедуру настройки.

И так, до победного конца…

Пыс. и не забудьте записывать!

Сразу можно проверить ещё один момент — в правильном ли диапазоне работают излучатели.
Для этого понадобится «Центровой» трек с ЕММЫ.
Врубаем и слушаем откуда раздаются образы, нет ли «отстрелов» от средней линии.
Например у меня, Нч играющие до 500/2 порядком рояль гитару и тарелку выстроили в одну линию, а вот треугольник отлетал вправо.
500/4 — никаких отлётов, но с 4м порядком я не экспериментировал, а потому снизил частоту раздела до 440-460 Гц (спасибо уральчику за такие возможности… Что делать остальным я х.з. экспериментируйте…)

Этап 2 Поиск вертикальной фазы для каждого борта (считаем что мы в параходе)

1. Отключаем всю ближнюю сторону.
2. Выставляем для обоих полос одинаковые задержки
3. Включаем на дальней стороне 2 полосы Нч и Сч (если есть) или Вч.
4. Включаем на повтор трек LOW MIDBASS 50-120HZ
5. Слушаем откуда звучит басс-гитара и начинаем вносить задержку в вч/сч.

При внесении задержек, звук должен начать подниматься вверх (к вч/сч)
Как только он окажется под вч/сч прекращаем крутить задержки и записываем всё на листочек.
Если настраивается трёшка, то можно сделать аналогичные телодвижения для связки Нч/Вч, загнав звук в то-же самое место, откуда он слышался для связки Нч/Сч.
Если Сч/Вч размещены рядом друг с другом а Сч диффузорная и калибром 3-3,5″ то можно схитрить: измерить и вычислить разность расстояний между сч/вч и прибавить к дельте 3 см — мы получим задержку для пища относительно Сч.
После этих нехитрых действий имеем сфазированную по вертикали дальнюю сторону.

В той же самой последовательности осуществляем поиск задержек для ближней стороны.

Работа с задержками в проце.
Переносим с бумажки в проц значения задержек,

«Базой» считается дальний мид с его 100 см задержки.

Пересчитываем значения задержек (чтоб обеспечить полученную разницу между полосами)
Типа для дальней стороны Нч -100 см, Сч 92 см, Вч 88 см
Для ближней стороны (при разнице между Л/П Нч в 40 см) получится:
Нч — 60 см, Сч 43 см, Вч 39 см.
Циферьки примерные!!!

Пыс. пересчитанные циферьки опять записываем на бумажку!

Включаем всю систему и запускаем трек с диска ЕММА «Центр»
По идее всё должно быть по центру сцены.
Если нет — вносим задержку во всю ближнюю сторону, добившись чтоб образы скучковались где на хочется (отстрелы образов не в счёт — их поправим эквалайзером)

Что необходимо знать о фокусировке. Есть такое соотношение задержек (между левой и правой сторнами), когда тётка, она же КИЗ становится максимально сфокусированной, отдаляется максимально вглубь и опускается вниз..
Это не хорошее положение!
Такая настройка грозит искажениями в тоналке, снижением уровня КИЗ по высоте и более дугообразной сценой.

Нужно найти такую задержку, что бы фокус был в центре но по высоте и ширине не был мелким.

А теперь — выравнивание АЧХи. Включаем нарезку розового шума (при всех включенных полосах фронта), и слушаем откуда идет звук. Должен идти из центра сцены. Если смещён — корректируем побортным эквалайзером. (у кого он есть)

Пыс. у кого нет побортной эквализации — перепиливаем инстал или меняем ГУ/проц или забиваем на мечту о хорошем звуке.

Проверка на вшивость выставленных задержек.
Включаем знакомый трек с вокалом (с бабой или мужиком)
Слушаем. Если звук напряженный, визгливый, искаженный — корректируем задержки между Нч и сч/вч.
Куда крутить — не скажу. Но не более чем на 10-15% в +- от выставленных задержках у вч/сч. Причем задержки менять нужно во всех каналах поочередно.
Например поменяли задержку на дальнем сч на 1 шаг в проце — послушали изменения

Добиваемся чтоб звук не был крикливым искаженным надрывным.
Услышали улучшение — крутните задержку на ближней стороне на тот же шаг.
И так пока не надоест или не добьётесь комфортной, неискаженной подачи.

Нашли? поздравляю. Обязательно запишите (желательно кровью… )

А теперь… теперь нужно выровнять на слух совместную АЧХу всей системы.
Включаете на свой обычный уровень громкости.
Запускаете нарезку розового шума и на слух сравниваете уровень каждой из полос друг с соседними.
По принципу: включили поочередно 40, 50, 63 на слух определяете что нужно убавить, какая громче, затем включаете 63, 80, 120, правите.
И так — до 20 кГц.
В итоге получите искривленнкю АЧХ, однако отрихтованную под Ваши ухи и выровненную в соответствии с вашей «прямой равной громкости».

А теперь стыковка саба и фронта.

Аксиома — чем ниже смогут играть мидбасы/басовики тем меньше вероятность локализации саба. Чем ниже играет саб — тем меньше локализуется.

А потому включаем трек LOW MIDBASS 50-120HZ, слушаем и крутим частоту среза Нч снизу.
Подбираем такую частоту, чтоб мидбас/басовик не гудел. А они гудять, гады, причем в 9 авто из 10ти, (у меня тоже гудят) .

Выбрали частоту, выбираем частоту подрезки саба сверху.
Очень часто получается нормальный стык с раздвижкой частот, типа саб до 60 Нч от 80 или Саб 50/Нч 63.

Теперь задержки для саба.

Если Вы ещё помните, задержка на все каналы была выставлена в 100 см. Такая задержка должна быть и на сабо(вом/вых) каналах.
Включаете трек LOW MIDBASS 50-120HZ и начинате увеличивать сантиметры в задержках сабового канала.
Увеличиваете до тех пор, пока звук саба не сольется со звуком фронта.

(на фактические расстояния между сабом и Нч не смотрим).
Саб слился с фронтом (ну почти) пробуем перевернуть фазу на сабе.
Если звук стал более цельным, слитным и наполненным — так и оставляем.
Если стало хуже — возвращаем как былО.

Теперь нужно найти правильный уровень саба.
Ну не должен при аудиофильской настройке саб перекрикивать фронт.
Он должен дополнять!
А потому, если вы слышите оттяжку — уменьшите уровень громкости на сабе.

Особенно «завидую» я владельцам седанов, запихавшим саб в багажник.
Ничего путного от такого размещения не получится. Сабик нуна переносить/выводить в салон. или сильно душить саб по уровню — а какой эт саб — какашка полная. Или мириться с оттяжкой.

Пыс. Про выравнивание громкости нарезкой розового шума я уже писал выше.
Аналогичную процедуру нужно сделать и с сабом, запустив нарезку от 20 до 125 Гц и поработать с гейном на сабе и эквалайзером.

Дополню (дополнено 30.06.2014г.).

Решил выложить подборку треков. Сделать «образ» для записи на CD не хватило «тямы».

Хочу сразу сказать, что нумерация треков «зашита» в названии, в каком порядке они получатся на CD не знаю

Первый — третий треки описаны в теме, к этому описанию добавить нечего.

С 10 по 18 трек записи с ЕММА2012/2014 для проверки фокусов и локализации КИЗ.

20, 21 треки — служат для проверки правильности выставления задержек между Нч и Сч/Вч.
На 20 и 21 трек — запись песен Браво, перепетых другими исполнителями (запись вполне терпимого качества).
Мужик и Тётка поют душевно, проникновенно и абсолютно ненапряжно. Голос льётся плавно без надрыва. А тётка ещё и достаточно низко забирается, не говоря о мужике.

Если Вы у себя услышали резь, гундосость, простуду, сиплость/хриплость в голосе, отсутствие наполненности голоса снизу — значится плохо выставлена задержка между Нч и Сч/Вч.

Нужно корректировать.

22 и 23 треки Один содран с диска IASCA (опять с душевной тёткой), кусочек второго в отвратном качестве присутствует на диске АМТ.
Полная версия позволит оценить и ощутить «ударные» способности Вашей системы .
Да ещё и оценить как в рекомендуют на АМТ диапазон 5-10 кГц.

С 30 по 60 треки — 1/3 октавная нарезка розового шума для работы с эквалайзером.

Треки с 70 по 79 сваял в редакторе сам. В каждом треке есть по 3-4 кусочка из 1/3октавной нарезки, следующих друг за другом.
Причем следующий трек начинается с полосы розового шума, которым заканчивался предыдущий.
Для чего это нужно? — А для того, чтобы выровнять на слух уровни громкости по полосам и исправить горбы/провалы на АЧХ.

Сотый трек — для проверки качества сабвуфера. После удара должны быть слышны затухающие до следующего удара колебания. (это по простому) — полное описание в руководстве АМТ по судейству.

Пыс. Если найдётся продвинутый пользователь, который создаст и выложит ссылку на образ CD (с этими треками и в той-же последовательности) буду премного признателен.

Настроечный диск

Вроде всё.

ПЫсПысПыс. Забыл написать самое главное. На новаторство и новизну не претендую нисколько.
К некоторым подходам в настройке, некторые опытные старшие товарищи, высказываются что всё не так на самом деле.


Полезные темы:

Хроники Магнитолы — Мастер-класс. Процесс настройки.

Процесс настройки.

Car&Music №3, Мастер-класс.

ТЕКСТ ЭРАЗМ ХАЗАРОВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ТРОШКИН.

Спонсоры проекта: торговая марка „Oris Electronics«, технический центр „Car Systems«.

 

Как и обещали в предыдущей публикации рубрики „Мастер-класс», в настоящем материале мы поговорим о процессе настройки компонентов, причем речь сейчас пойдет о наиболее интересном варианте включения, когда полностью задействуется солидный арсенал устройств обработки звука нашего головного устройства „Pioneer DEHP8600MP«. Иными словами, на .повестке дня вопрос настройки „процессорной» аудиосистемы.

 

Для начала освежим в памяти читателя перечень установленных в редакционной „восьмерке» компо­нентов и некоторые особенности их монтажа. Итак, компанию вышеназванному CD-ресиверу составля­ют фронтальные AC „Oris PS-16.2″, одноименные уси­лители из серии „Charisma» и сабвуфер „AMW12″. Основные динамики размещены классическим обра­зом: мидвуферы в двери с доворотом в центр сало­на, твитеры на стойках с легким наклоном в сторону лобового стекла, а сабвуфер помещен в корпусполосового типа и расположен в багажнике. В общем, схема вполне классическая.

 

Подготовительные работы

Первая операция, которую мы провели, приступив к настройке аудиосистемы, заключалась в разграни­чении частотных полос, поступающих на твитер и мидвуфер. Для разделения звукового спектра мы использовали кроссовер головного устройства, выбрав фильтры второго порядка и частоту разделе­ния 4 кГц. Последнее значение в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку впос­ледствии будет скорректировано по результатам прослушивания, а в настоящее время выбрано толь­ко из соображений защиты от повреждения ВЧ-динамика.

 

Второй шаг — регулировка входной чувствитель­ности усилителей. О том, как ее выполнить, вы може­те узнать из инструкции к вашему аппарату или из следующего материала рубрики „Мастер-класс», где мы собираемся описать более простой и точный метод, чем предлагают производители.

 

Заключительный этап в предварительных процедурах — ограничение нижней граничной частоты НЧ/СЧ-головок из комплекта фронтальных АС. Чтобы справиться с этой задачей, запаситесь тестовым диском с частотной „нарезкой», затрагивающей басовый диапазон (40-150 Гц). Этим требованиям хорошо соответствуют специальные компакт-диски, применяемые на соревнованиях по неограниченному звуковому дав­лению. Если достать вам их не удастся, то тогда, при наличии компью­тера с пишущим приводом, вы можете самостоятельно сделать „нарез­ку» с помощью звукового редактора с функцией генератора синусои­дальных колебаний („Sound Forge»,„Cool Edit»). Диск с записями частот нам понадобится для определения басового потенциала фронтальных АС: прослушав „нарезку», нетрудно выявить, с какой частотной отметки мидвуферы начинают уверенно воспроиз­водить бас. В нашем случае„PS-16.2″ вышли на опорный уровень с 65 Гц — это очень достойный результат для 16-сантиметровых АС. В случае иных динамиков нижняя граничная частота будет разниться. Например, 8-дюймовые мидвуферы способны доиграть до 45-50 Гц, а „малыши» вроде 13-сантиметровых НЧ/СЧ-головок — в лучшем слу­чае до 90-100 Гц. Получив искомые данные, активируем фильтр верх­них частот, который подрежет спектр сигнала фронтальных АС снизу. y,,Pioneer DEH-P8600MP» частоты среза выбираются из дискретного ряда, наиболее подходящая в нашем случае — 63 Гц. Что же касается крутизны характеристики затухания фильтра, то для начала можно установить 12 дБ/окт, а впоследствии произвести коррекцию для оптимального согласования с сабвуфером и достижения необходимо­го запаса по перегрузочной способности.

 

На этот раз список необходимых для работы инструментов включает только компакт-диски. Можно обойтись хорошо знакомыми записями, но лучше также привлечь на помощь специальные настроечные CD

 

Настройка процессора временных задержек

После проведения подготовительных процедур в первую очередь необхо­димо настроить процессор временных задержек (DSP). Почему? Взгляните на расположение излучателей в „восьмерке»: расстояние от левого твите-ра до слушателя составляет 65 см, от левого мидбаса — 82 см, от правого твитера — 101 см, от правого мидбаса — 118 см. Как видно из приведен­ных значений, каждый компонент удален от слушателя на разное расстоя­ние, а это означает, что звуковые волны от них достигнут ушей водителя не одновременно, а с определенной задержкой. Последствия этого весь­ма плачевны. Но если с нарушением геометрии звуковой сцены смирить­ся еще можно, то рассогласование фаз между твитером и мидвуфером в каждом канале — серьезная проблема, приводящая к потере цельности и чистоты звучания, и недооценивать это нельзя.

 

Прежде чем мы перейдем к описанию процесса настройки процессора, позволим себе еще одно небольшое отступление, касающееся двух моментов. Во-первых, вы наверняка уже обратили внимание, что в нашей системе твитеры ориентированы на частичное отражение от лобового стекла. В случае беспроцессорной аудиосистемы такая установка практи­куется очень часто, но если в вашей системе имеется головное устройство с процессором, то так монтировать ВЧ-динамики не нужно, и более того, работа с отражением может создать неслабую головную боль при настройке. Отдайте предпочтение, например, варианту с перекрестной ориентацией — левый твитер на пассажира, правый — на водителя. Во-вторых, если в аудиосистеме нет процессора временных задержек, то очень важно правильно расположить твитер относительно НЧ/СЧ-головки в каждом канале. При этом точкой отсчета должно стать правило: расстоя­ние от каждого компонента канала до слушателя должно быть одинако­вым, а различия в удаленности от АС правого и левого каналов — как можно меньшие. Кроме того, при подборе места установки излучателей отдельного канала не стоит целиком полагаться на рулетку: подвигайте твитер (и среднечастотник) — вполне возможно, что, сместив его на сан­тиметр в ту или иную сторону, вы получите заметно лучший результат. Чтобы настроить процессор временных задержек, мы воспользуемся тесто­вым диском „IASC A Setup&Test». В CD-pecивepe ,,Pioneer DEH-P8600MP» уста­новлен 6-канальный процессор временных задержек, данные для которого вводятся в сантиметрах с шагом 2,5 см. Итак, действуем по инструкции и вводим измеренное расстояние до каждого динамика. Всего динамиков пять: пара ВЧ-головок, пара НЧ/СЧ-головок и НЧ-головка сабвуфера. Дальнейшую настройку начинаем с НЧ/СЧ-головок, отключив твитеры и НЧ-головку. Используя трек с голосом диктора, описывающего свое местоположе­ние на звуковой сцене (центр), начинаем центрировать звуковой образ. Место для центрального образа мож­но выбрать либо исходя из геометрии салона — тогда это будет середина лобового стекла, либо исходя из параметров воспроизводимой стереокартины — то есть на равном удалении от ее левого и правого краев. Выяснив, где находится искомая точка, начинаем кор­ректировать временную задержку для НЧ/СЧ-головки левого канала: изменяйте значение до тех пор, пока образ диктора не переместится в центр звуковой сце­ны. Следующий шаг — фазирование излучателей в каждом канале. На примере левого канала фронталь­ных АС это выглядит так: подключив только мидвуфер и твитер, меняем значение задержки в канале твитера, пока совместное звучание этих двух головок не станет слитным. Для проведения этой операции можно вос­пользоваться треком номер пять с вышеупомянутого диска либо хорошо знакомым вам музыкальным фраг­ментом. Кстати, при этой процедуре нелишне попробо­вать перевернуть фазу ВЧ-головки на 180°, особенно если речь идет о фильтрах второго порядка. По окон­чании работы елевым каналом аналогичные действия необходимо выполнить и с правым каналом, а затем придет черед сабвуфера. Изменяйте значение задерж­ки, пока звучание низких частот не приобретет чет­кость и не сконцентрируется во фронтальной части салона.

 

Процесс настройки — задача со многими переменными величинами. Разобравшись с уровнями усиления в каждом канале, фазовым согласованием и тональным балансом, мы получили хороший результат по звучанию —~ но потенциал стереосистемы пока раскрыт далеко не полностью

 

Применив вышеописанную технологию настройки процессора, мы получили весьма интересные циф­ры, которые во многом отличаются от заданных на первом этапе работы с процессором, когда задерж­ки выставлялись только исходя их расстояний от слушателя до излучателей. Например, в случае с твитером левого канала значение расстояния подросло до 102,5 см, а у мидвуфера, наоборот, уменьшилось до 77,5 см. Иными словами, доверяйте своим ушам, а не рулетке. Что же касается самой звуковой сцены, то нам удалось при помощи процессора расположить исполнителей на своих местах, хотя, по боль­шому счету, некоторые моменты еще нуждаются в доводке. В частности, на данном этапе фокусировку образов в центре картины, левее и правее центра, мы оцениваем не более чем на четверку с минусом. С этой областью сцены еще предстоит поработать. Но есть и положительные моменты. Это прежде все­го хорошая локализация образов и довольно непло­хое эшелонирование. По части геометрических характеристик сцены положение дел получилось вполне ожидаемым. Картина не выходит за границы автомобиля и расположена на уровне глаз, правда, последнее в основном относится к центральной ее части, потому что по краям наблюдается небольшое снижение высоты. Последнее обстоятельство обус­ловлено расположением НЧ/СЧ-головок в дверях.

 

Тональный баланс

Закончив работы с процессором временных задер­жек, мы провели предварительное прослушивание аудиосистемы на предмет равномерности тонально­го баланса. И, честно говоря, поначалу были непри­ятно удивлены сильными нарушениями. Но нет худа без добра. Благодаря обнаруженным проблемам мы имеем отличный повод рассказать нашим читателям подробней о том, как настраивается эквалайзер. Точка отсчета в этой работе — определение потенци­ала эквалайзера головного устройства. Речь идет о реализации, общей для левого или правого каналов, или, наоборот, раздельной. Если ваше головное уст­ройство оснащено поканальным эквалайзером, то нижеописанную схему подстройки необходимо будет проводить раздельно для левого и правого канала. В нашем случае эквалайзер этого не позволяет делать, поэтому, с одной стороны, процесс внесения коррекции упрощается, а с другой — теряет гибкость. Участки звукового спектра, нуждающиеся в дружес­ком участии эквалайзера, можно выявить двумя спо­собами. Первый, в той или иной степени затратный, потребует от вас наличия измерительной техники. Возможные варианты — недорогой шумомер, порта­тивный спектроанализатор вроде „Phonic PAA3″ или исследовательский центр на базе персонального компьютера и измерительного микрофона („Behringer ECM8000″). Второй способ (достаточно мучительный) — нахождение неравномерностей в АЧХ с помощью собственных ушей и узкополосных шумовых полосок с тестовых дисков или записей с сознательно внесенными предыскажениями в тональном балансе, например, с уже упоминавшего­ся „IASCA Setup&Test».

 

Мы пошли по второму пути и сначала исследовали по отдельности каждый канал фронтальных АС. Если говорить об общих чертах, то и в одном, и в другом был обнаружен ощутимый всплеск на АЧХ с цент­ральной отметкой 4,5 кГц, который придавал звуча­нию неприятную окрашенность, а также ранний спад на высоких частотах, ставящий крест на ощущении воздуха в звуковой картине. В целом же важно под­черкнуть, что тональный баланс каналов оказался неодинаковым: в правом был найден подъем в области 700 Гц, а у левого — нет. Иными словами, АЧХ левого и правого каналов нуждался в разде­льной „шлифовке», но, как мы уже говорили выше, у „Pioneer DEH-P8600MP» такой возможности нет, поэ­тому мы будем работать по компромиссной схеме, взяв за основу суммарную характеристику каналов. В данном контексте компромисс заключается, во-первых, в непостоянстве тембральной окраски в зависимости от расположения исполнителя на сце­не, а во-вторых, в неточном построении аудиосисте­мой звуковой картины из-за различий в АЧХ левого и правого каналов акустических систем. Для предварительной настройки эквалайзера нам пот­ребовалось немало времени, а окончательная „поли­ровка» АЧХ потребует вдвое больше сил. Наиболее весомая сложность, с которой мы столкнулись, состоит в том, что порой нуждающаяся в корректировке область частотной характеристики не совпадает с предложенными центральными частотами полос кор­рекции имеющегося эквалайзера. Поэтому нам прихо­дилось подключать соседние полоски, что не всегда приносило хороший результат, а заодно добрым сло­вом вспоминать топовые связки CD-тюнера с процес­сором, к примеру, отлично зарекомендовавший себя комплект от Pioneer „P9″ или„Р90″. Итогом нашей работы с эквалайзером стала кривая, показанная на одном из рисунков, а что касается качества звучания, то тут можно отметить, что мы полу­чили вполне хороший результат, отметили это все сотрудники редакции, которым довелось сравнить оба варианта звучания — с применением эквалайзера и без него. Особенно стоит похвалить звучание фрон­тальных АС в низкочастотной области: бас получился крепко сбитым, плотным и быстрым. В среднем регис­тре налицо хорошая открытость и телесность исполни­телей, чуть хуже дела обстоят с гладкостью и чистотой тембров, но потенциал по этой части есть, а чтобы его раскрыть, необходимо проявить чуть больше усердия при настройке эквалайзера. Высокие частоты в нашей инсталляции, ввиду использованной ориентации твитеров, получились притушенными, что не замедлило сказаться на ощущении воздуха и пространства в зву­ковой картине. Очень неплохо проявило себя и сабву­ферное звено, наглядно показав преимущество поло­совых корпусов в развиваемом звуковом давлении, при плотном и динамичном нижнем басе. Чуть хуже впечатления от глубины суббаса: прослушивание тес­товых сигналов показало, что низкочастотное звено всерьез берется за дело с 35 Гц. Относительно удач-ности стыковки звучания сабвуфера и фронтальных АС пока судить не беремся: с одной стороны, нам удалось сфазировать эти компоненты, а с другой — вопрос „бесшовного» сочленения по тональному балансу оста­ется открытым. О том, как мы его разрешили, а также о подборе оптимального выбора полос для отдельных излучателей и многих других моментах, оставшихся за пределами этого материала, мы расскажем в следую­щей публикации рубрики „Мастер-класс».

СМ

Настройка сцены на процессорных ГУ, вариант для настройки сцены

Вариант для настройки двухполоски, для трешки все тоже самое.

1. Выставляем расстояние (значение выводимое на экран) в процессоре 0см. для самого ближнего динамика, например, для левого твитера.
2. Меряем расстояние от левого уха до центра левого твитера и то же до левого мидбаса (получаем например 60см. и 80см.).
3. Выставляем для левого мидбаса расстояние 80-60=20см.
4. Отключаем твитеры.
5. Включаем запись с вокалом, лучше низким, например Дайану Кролл в режиме повтора.
6. Начинаем в процессоре увеличивать расстояние (с 0см.) для правого мидбаса, при этом голос слева будет сдвигаться к середине. Когда голос слышен четко из середины, слегка уменьшаем, затем увеличиваем расстояние, так несколько раз и добиваемся максимальной фокусировки голоса (при равных значениях гейна на усе, КИЗ окажется почти по центру).
7. Отключаем мидбасы и повторяем пункт «6» для твитера.
8. Включаем обе полосы.
9. Выводим на дисплей настройки для правого мидбаса и следим за фокусировкой голоса и тоналкой.

Сейчас внимание!
Слегка уменьшая и увеличивая расстояние для правого мидбаса, мы будем слышать при уменьшении расстояния (от предварительно полученного в п. 6) — улучшение тоналки (естественности голоса), а при увеличении — улучшение фокусировки, но ухудшения тоналки (голос будет становиться более жестким и далеким). Выбираем оптимальное на наш слух сочетание фокусировки и тоналки, а затем делаем все то же, но изменяя расстояния для правого твитера.
10. В пункте 3, мы тупо без проверки установили разницу расстояний между левыми твитером и мидбасом, теперь слегка увеличивая или уменьшая расстояния для обоих мидбасов строго на одинаковую величину, фазируем между собой ВЧ и НЧ полосы. Здесь будет меняться глубина и высота сцены. Оставляем, как больше понравится. Типа все, можно выключать Дайану Кролл и слушать свои любимые записи 😉

Удачи!

PS
При настройки процессоров, в которых указаны не расстояния до динамиков в см., а задержки в мсек., начинаем от дальнего динамика (обычно правого мидбаса) и меняем все выражения в тексте, «уменьшаем расстояние» на «увеличиваем задержку» и выражения «увеличиваем расстояние» на «уменьшаем задержку».


Полезные темы:

Настройка процессорного ГУ и усилителя.

Доброго времени суток!

Установив наконец все компоненты — всё регулируется и настраивается.
Для того, чтобы вам было проще подсказать или помочь в каком то из дальнейших вопросов опишу систему: ГУ процессорная alpine92BT, фронт alpine spg-17cs(компонент мид+твит, подключены пока к 2х канальному усилителю через свои родные кроссоверы), саб sony xplod от моноблока audiosystem 650.1, сзади стоят коаксилы пионер от ГУ(пробовал убирать звук сзади оставляя только фронт — нет объема, чего-то не хватает. Совсем мне не нравится без них, быть может дело в настройках, но об этом далее, ведь если смогу настроить — быть может и уберу)
Вот, получается, что я дошёл до настроек. И упёрся в (пока что) огромную бетонную стену неизведанного. А узнать очень хочется и очень интересно!

В общих чертах я понимаю что: каждый динамик должен играть «свою» частоту, нельзя допускать пропуски частот(например саб до 100гц, а мид от 300гц), нужно настроить задержки(временные задержки?) и частоту с крутизной среза(вот тут совсем не понятно).

Сразу вопрос по поводу усилителей. Нужно ли использовать их фильтры или стоит поставить(моноблок или 2х канальник) в режим FLAT и пользоваться только ГУ?

Вот передо мной 57 страниц формата А4 — руководство пользования ГУ алпайн. Чем больше читаю, тем больше вопросов. Хочу получить хотя бы базовые разъяснения по некоторым вопросам, чтобы структурировать информацию в голове, итак:

Есть опция — Настройка разделительного фильтра (X-OVER, 2way, 3way) — что это за настройка, на что она влияет, в какой режим при моем наборе компонентов нужно выставлять?
Есть опция — Выбор частоты среза (Frequency). 20-200ГЦ на системе 2way, начальная 80. в системе 3way вариантов гораздо больше. Отдельно low, mid, high (Как реагируют динамики на изменение параметра, можно ли попортить дины играясь с этими опциями, если они играют через свои кроссоверы? И будут ли слышны изменения, если в цепи есть родные кроссоверы(они ведь срезают недопустимые для дина частоты, насколько я понимаю)
Есть опция — Крутизна среза (SLOPE) (вот тут совсем не понятно)
Есть опция TCR(временная коррекция) — я правильно понимаю, что это и есть коррекция задержек для воспроизведения(чем ближе динамик, тем больше задержка?)

И для понимания: Насколько свободно могу пользоваться настройками магнитолы не переживая за состояние динамиков, чтобы их не попортить? А то цифр много, крутить страшно!!

Очень надеюсь на помощь в решении пока не ясных для меня задач , и просьба не пинать, если вопросы окажутся слишком простыми. Мне пока действительно эти моменты не ясны, не могу собрать хотя бы общую банальную картину в голове из найденной в инете инфы.


Полезные темы:

Настройка аудиосистем, сабвуфера, DSP процессора и т.д.

Настройка аудиосистем

Рассчитать решение

Студия автозвука и автоэлектроники «RePlay Audio» предлагает широкий спектр услуг по настройке автозвука. Такие как: настройка аудиосистемы с усилителем без процессора, настройка процессорной магнитолы, настройка DSP процессора, настройка усилителя со встроенным процессором, настройка поканалки (bi-amp), настройка эстрадной акустики в автомобиле, настройка моноблока, настройка сабвуфера и другие.

Настройка автозвука

Даже самая качественная аудиосистема, при условии грамотной установки, не гарантирует вам хорошего звучания без её качественной настройки. Результирующим фактором красивого звучания всегда является настройка аудиосистемы. И тут все сводится к специалисту по настройке, этот человек должен совмещать в себе два основных качества – хороший музыкальный слух и техническую подковку. Да, в наше время существуют специальные приборы для настройки таких систем, но они предназначены для того, чтобы лишь помочь настроить аудиосистему, основная задача всё равно остаётся на человеке.

Замер АЧХ

Безусловно, замер АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) даёт наглядную ясность процессов звучания и провалов частот, а настройка автозвука становится доступна любому мастеру, понимающему техническую сторону процесса.

К слову: в последнее время всё чаще слышатся предложения «настройка аудиосистемы с помощью специальных приборов, замер АЧХ и т.д.», но, когда наличие специальных приборов выступает главным аргументом мастера по настройке, как правило, это не очень профессиональный настройщик, и вряд ли ваша аудиосистема зазвучит так, как должна звучать. Ведь ровная АЧХ, в силу особенностей человеческого слуха, не понравится ни одному слушателю. Это то же самое, что сравнить кофе от бариста и из кофе-машины.  В студии автозвука и автоэлектроники «RePlay Audio» мы используем все необходимые средства и приборы для настройки аудиосистем. Но только на определённых этапах основная задача выполняется с помощью «ушей и головы» профессионального мастера по настройке, с учётом всех пожеланий клиента.

Настройка процессорной магнитолы

Процессорные магнитолы стали более доступны и популярны, чем раньше, ведь раньше их использовали в основном только для соревнований, сейчас же такие магнитолы покупают люди для себя. Просто потому, что продавец в магазине расхвалил её и обещал, что звук в автомобиле станет шикарным. Но нет, звук лучше не станет, так как профессиональная настройка процессорной магнитолы – дело достаточно сложное и необходимое. Ведь единственное достоинство процессорной магнитолы перед обычной – это наличие массы гибких настроек, благодаря которым можно откорректировать многие недочёты аудиосистемы. Благодаря развитым кроссоверам таких магнитол, появляется возможность подключить каждый компонент аудиосистемы на отдельный канал, выставить правильные срезы и временные задержки для оформления правильной звуковой сцены в автомобиле.

Настройка DSP процессора

В общем, внешний звуковой DSP процессор имеет такие же функции, как и процессорная магнитола, описанная выше, но всё же у внешнего DSP процессора есть ряд достоинств перед магнитолой со встроенным процессором. Одним из достоинств является возможность подключения к штатной магнитоле автомобиля, что позволяет установить качественную аудиосистему практически в любой автомобиль. Во внешнем DSP процессоре, как правило, стоят цифроаналоговые преобразователи с ещё более развитым функционалом, такие процессоры позволяют удобную настройку с помощью компьютера.

Поканалка (по канальное усиление bi-amp)

Поканальное подключение даёт возможность настроить каждый компонент аудиосистемы отдельно, тем самым повысить общую громкость, качество звучания и надёжность аудиосистемы в автомобиле. Хорошая поканалка должна иметь в своей цепи процессор для детальной настройки всех характеристик каждого компонента, но есть более упрощенный вариант организовать поканальное подключение и настройку только с помощью усилителей.

Настройка сабвуфера

При настройке сабвуфера перед специалистом стоит несколько задач.

Первая – правильно выставить срезы частот и фазу. Срезы частот выставляются для того, чтобы низкая частота, воспроизводимая сабвуфером, воспроизводилась в строгом диапазоне и компенсировала только ту частоту, которую не могут воспроизвести колонки автомобиля. В то же время, благодаря настройке сабсоник, специалист срезает сверхнизкую частоту сабвуфера, которая создает дополнительную нагрузку и не несет никакой пользы. При правильной настройки срезов частот каждый компонент вашей аудиосистемы будет работать в своём диапазоне и не будет перегружаться лишней частотой, благодаря этому вся аудиосистема будет работать громче чище и надёжней.

Вторая задача – использовать всю мощность, но не перегрузить сабвуфер и усилитель. Так как при неправильной настройке чаще всего выходит из строя именно сабвуфер по причине перегрева обмотки либо надрыва подвижных частей по причине превышения хода.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о