Осаму масуко – Osamu MASUKO (@macsynth) on Twitter

Президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко: «Меры господдержки считаю недостаточными» | Бизнес

Скажется ли запланированное увеличение продаж на дилерской сети?

Конечно, мы думаем о расширении. Не так давно у нас появился партнер в Новосибирске, сегодня практически достигнута договоренность с компанией в Нижнем Новгороде. Параллельно ведутся переговоры с дилерами в еще нескольких городах.

Как вы оцениваете действующие меры государственной поддержки?

Считаю их недостаточными. Речь, впрочем, идет не о стимулировании покупательского спроса или поддержке автокомпаний, а о развитии производства автокомпонентов. Эта индустрия является ключевой для отрасли, однако реализуемая в России политика слабо ее охватывает.

Почему она так важна?

Собственное автомобилестроение — то, к чему стремится любая развитая страна. Это один из локомотивов роста экономики. Однако ничего не может расти без корней: в данном случае, индустрия выпуска автокомпонентов выступает в роли густой корневой системы, обеспечивающей приток инвестиций, создание дополнительных рабочих мест, и так далее. Если вы не выпускаете 100% компонентов внутри страны, происходит дисбаланс.

Решает ли проблему стратегия развития автомобильной промышленности до 2025 года, представленная Минпромторгом?

Заложенные в ней идеи фундаментально правильные. Но автомобилестроение требует определенных масштабов. То есть 2-3 компании, производящие детали, это неподходящий для нас масштаб. Нужно, чтобы такое производство не просто появилось в России, но стало действительно конкурентной отраслью промышленности.

Без этого документ начинает расходиться с реальностью. Например, российское правительство планирует расширять экспорт автомобилей. Однако для реализации этого плана необходимо добиться конкурентоспособной цены без потери качества. Как можно об этом говорить, если до сих пор автокомпании вынуждены импортировать детали?

Что можно было бы предпринять?

Одним из вариантом могло бы стать привлечение иностранных компаний разнообразными преференциями. Например, снижением или даже полной отменой пошлин на ввоз оборудования для подобных производств. Если не заниматься этим, выпуск автокомпонентов так и останется на сегодняшнем — довольно низком — уровне.

Почему налаживанием локального производства не могут заняться автопроизводители, уже пользующиеся поддержкой государства?

У нас просто нет интеллектуальных прав на выпуск целого ряда компонентов. Ведь самая типичная модель развития авторынков в мире — это когда сначала появляются компании-производители компонентов, а вслед за ними в страну приходят автокомпании и налаживают сборочное производство из выпускаемых деталей.

То есть мы с самого начала пошли не по тому пути?

Нет, я не скажу, что Россия ошиблась. Вы сейчас на пути, который проходят многие страны. Это как притча про курицу и яйцо: чтобы зайти на рынок, производителям автокомпонентов требуются определенные объемы выпуска машин. Но мы не можем их обеспечить, пока они не придут. Получается дилемма, которая должна быть решена государством. Некоторые страны выходят из положения, создавая индустриальные парки, предлагающие резидентам значительные налоговые и таможенные льготы.

Такие парки создаются в России, но взрывного интереса со стороны компаний-производителей не наблюдается.

Посмотрите как это сделано в Японии. Они открываются везде, где существуют крупные автомобильные кластеры: под Иокогамой, Наго и так далее. Это упрощает логистику, позволяет предприятиям работать, не имея товарных запасов. Соответственно, в России такие территории должны появиться под Санкт-Петербургом, около Калуги, там, где есть потребность в автокомпонентах.

www.forbes.ru

Интервью с Осаму Масуко

30 сентября 2010

Осаму Масуко

президент Mitsubishi Motors Corporation

– ДЛЯ “MITSUBISHI” кризис закончился?

– В общем – да. Спрос появился, и наши предприятия даже не всегда успевают за ним. Поэтому пересматриваем свою политику в сторону увеличения производства..

– И намерены выпускать новые модели?

– Да. На нашем заводе в Таиланде, где сейчас выпускаются “Pajero Sport” и “L200”, хотим поставить на конвейер совершенно новый автомобиль компактного класса, очень интересный, на наш взгляд, и по дизайну, и по технической начинке, а вдобавок экономичный. На эту модель мы делаем большую ставку. В первую очередь, на европейском рынке.

– В России будете ее продавать?

– Еще не решили. Ведь у вас этот сегмент пока недостаточно развит. В России очень популярны кроссоверы, и мы вывели на ваш рынок модель “ASX”.

– У нас любят не только кроссоверы, но и бизнес-седаны. Между тем дистрибьютор “Mitsubishi” прекратил продажи “Galant”…

– Эта модель устарела и не пользовалась должным спросом. К сожалению, пока у нас нет возможностей создать новое поколение “Galant”, которое было бы современным и конкурентоспособным.

В “Mitsubishi” хотят продавать в России семиместный минивэн “D5” (“Delica”). Автомобиль имеет полный привод и оснащается 2,4-литровым двигателем мощностью 170 л.с.

 

– Совсем недавно в России началось производство внедорожника “Mitsubishi Outlander XL”. А как насчет легковых моделей? Ведь завод у вас совместный с концерном PSA…

– Возможности для выпуска легковых машин есть – договор с “PSA Peugeot Citroёn” это позволяет. И в перспективе мы будем расширять модельный ряд на заводе в России. Однако пока сосредоточимся на “Outlander”. Для нас очень важно достичь того же уровня качества сборки, как в Японии. Если получится – поставим на конвейер еще одну, а может быть, две модели. У нас достаточно насыщенный модельный ряд. Ведь то, что мы сейчас продаем в России, – далеко не все из того, что у нас имеется в Японии. Вы знакомы, например, с “Mitsubishi D5” (на фото. – Прим. ред.)? Это семиместный полноприводный минивэн, надежный и безопасный. Пользуются в России такие модели спросом?

– Небольшим. Как правило, их выбирают коммерческие структуры либо незначительная часть автолюбителей. Большинство предпочитают внедорожники, в которых те же семь мест. А вы хотите продавать эту модель на нашем рынке?

– Да, очень хотим. Нам кажется, что в среднесрочной перспективе спрос на подобные машины в России все же увеличится. Ведь ваша огромная страна – это рай для путешествий. А отправляться в дальние поездки всей семьей на внедорожнике не так удобно, как на большом минивэне.

– На автосалоне в Москве вы показали электрокар “i-МiEV”. Неужели тоже намереваетесь продавать эти машины в России?

– Пока хотим посмотреть на реакцию потребителей и автомобильных журналистов. Протестировать электрокары можно будет у наших дилеров в самом ближайшем будущем. А нам это позволит узнать, насколько удобно использовать такие машины в России или хотя бы в Москве.

 
 
 
Автор
Алексей АКСЕНОВ
Обзоров машин на сайте:
4 7 1 8

www.motorpage.ru

“Производство в России с японским качеством”

Россия последние годы была одним из важнейших рынков для Mitsubishi Motors, компания демонстрировала здесь рекордные темпы роста. Но мировой кризис больно ударил и по России, и по Mitsubishi Motors: продажи компании в нашей стране в 2009 г. упали на 63% (рынок в целом — на 49%), а эксклюзивный российский дистрибутор, “Рольф импорт”, оказался на грани дефолта. Но японцы не бросили своего партнера: торговое подразделение холдинга, Mitsubishi Corp., выкупило 40% “Рольф импорта”, и бизнес был спасен. До кризиса Mitsubishi Motors рассматривала возможность строительства собственного завода в России с финансовым участием “Рольфа”, но после того, как начались переговоры о совместном заводе Mitsubishi Motors и PSA Peugeot Citroen, этот вопрос больше не поднимался. Совместный завод “ПСМА рус” (70% — у PSA, 30% — у Mitsubishi) был открыт в Калуге в этом году. Сейчас на нем собираются Citroen C4, Mitsubishi Outlander и его клон под французским именем Citroen C-crosser. О том, как развивается производство Mitsubishi Motors в России, как компания собирается развивать свои продажи в нашей стране и мире, “Ведомостям” рассказывает президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко

— В 2009 г. падение продаж Mitsubishi в России оказалось больше, чем среднее падение рынка. Довольны ли вы тем, как сработал “Рольф” в кризисный год?

— Следующий год — год 20-летия “Рольфа”. Мы считаем, что до 2008 г., когда разразился мировой финансовый кризис, “Рольф” работал хорошо. Но мировой кризис оказал очень сильное влияние на всех и везде, и особенно в автомобильной индустрии. Конечно, наши продажи в 2009 г. в России нельзя назвать хорошими. Но в 2010 г. появилась очень сильная тенденция к восстановлению, поэтому я не могу сказать, что мы испытываем чувство неудовлетворения от того, как работает “Рольф”. Кроме того, на рынок выходит Mitsubishi Outlander, который собирается на заводе в Калуге, и мы собираемся укреплять наше сотрудничество с “Рольфом” и увеличивать объемы продаж.

— В чем будет заключаться это укрепление?

— Когда я говорю об “укреплении сотрудничества”, я имею в виду новый “Рольф”, который появился после того, как Mitsubishi Corp. приобрела 40% акций компании “Рольф импорт”.

— А почему Mitsubishi Motors не выкупила акции в “Рольф импорте” напрямую, а лишь получила опцион на эту долю, а сами акции купила Mitsubishi Corp.?

— Наши управленческие ресурсы не безграничны, и приходится расставлять приоритеты. В России мы приняли решение делегировать вопросы продаж “Рольфу” и Mitsubishi Corp. — у Mitsubishi Corp. пока недостаточно опыта в области производства, зато многолетний опыт в области продаж, — а самим сконцентрироваться на производстве. Организация производства в Калуге не такое уж простое дело. Сейчас там ведется крупноузловая сборка, но в перспективе мы нацелены на полномасштабное производство с увеличением доли местных компонентов. Наша основная цель — добиться на калужском заводе качества, которое не будет уступать японскому. В перспективе на этом заводе будет работать около 3000 человек. Мы как автомобилестроители стремимся к тому, чтобы калужский завод был лучшим в своей отрасли в России.

— Mitsubishi Motors является младшим партнером в вашем совместном заводе с PSA Peugeot Citroen. В чем именно заключается роль вашей компании в Калуге?

— PSA делает свои автомобили, мы — свои. Мы несем ответственность за наши автомобили.

— Но сейчас на калужском заводе собираются Citroen C4, Citroen C-crosser и Mitsubishi Outlander. C-crosser — это перелицованный Outlander. Значит ли это, что ваши инженеры контролируют и качество Citroen C-crosser?

— Сейчас на заводе в Калуге постоянно работают шесть инженеров Mitsubishi Motors плюс специалисты, приезжающие на завод в командировки. Да, японские инженеры участвуют в производстве тех моделей, которые мы отдали PSA.

— Как вы собираетесь развивать локализацию в России, есть ли уже договоренности с вашими поставщиками, которые снабжают вас в Японии, о приходе в нашу страну?

— Существуют показатели по локализации, которых мы обязаны достичь: 10% по истечении 24 месяцев [с начала производства], 20% — через 42 месяца и 30% — после 54 месяцев. По мере наращивания нашего производства и производства других японских компаний японские поставщики обязательно появятся на этом рынке. И европейские поставщики комплектующих тоже. Так что мы надеемся в будущем покупать комплектующие как у японских, так и у европейских поставщиков [которые придут в Россию], а может, и у российских производителей тоже.

— То есть пока конкретных японских компаний — потенциальных поставщиков комплектующих для завода в Калуге вы назвать не можете?

— Среди японских производителей комплектующих очень много компаний, которые хотели бы прийти в Россию, в том числе и среди наших поставщиков. Но только на наших объемах производства им построить бизнес крайне сложно. Поэтому они видят выход в поставках не только нам, но и заводам Toyota и Nissan.

— PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors договорились совместно разрабатывать двигатели для электромобилей, в первую очередь речь идет о легких коммерческих автомобилях (LCV). Когда увидим первые результаты?

— Мы уже выпускаем и продаем легковой электромобиль i-MiEV, его под своими брендами будут также продавать Peugeot и Citroen — первая отгрузка ожидается в октябре этого года. На автосалоне в Париже мы покажем эти машины. Что касается совместных разработок, то мы сейчас обсуждаем с PSA, когда и как их лучше представить.

— Вы удовлетворены спросом на i-MiEV в Японии?

— Сейчас приобретение этого автомобиля субсидируется японским правительством. Но автомобили все равно стоят недешево, потому что очень дороги аккумуляторы и ряд других комплектующих. Мы постоянно работаем над снижением себестоимости, производство и сбыт идут в соответствии с бизнес-планом. В следующем году мы планируем начать экспорт этих автомобилей в Северную Америку и год от года увеличивать производство.

— До какого уровня вы надеетесь снизить розничную цену на i-MiEV?

— С 2009 до 2010 г. нам удалось снизить стоимость одного автомобиля на 600 000 иен ($7100). Сейчас цена автомобиля — 2,8 млн иен ($33 200), к 2012-2013 гг. мы стремимся снизить цену до 2 млн иен ($23 700).

— Это розничная цена минус субсидия?

— Да. Но надо учитывать, что размер субсидии каждый год сокращается.

— Когда ваша компания объявит о создании совместного предприятия с Magna по строительству батарей для электромобилей?

— (Улыбается.) Весть о нашем “совместном предприятии” пришла в этом августе откуда-то из Австрии. На самом деле мы ни разу не встречались с Magna и ни разу с ними не разговаривали. Мы не являемся производителями батарей, и для нас сама мысль об этом является дикой.

— То есть ни Mitsubishi Motors, ни Mitsubishi Corp. не собираются разрабатывать и производить батареи?

— Сами — нет. Но мы не знаем, что и с кем собирается делать Mitsubishi Corp.

— На ваш взгляд, какие рынки являются самыми многообещающими для электромобилей?

— Те, где производятся электромобили, — Япония, Европа, Северная Америка. Мы считаем также достаточно перспективным рынком и китайский, так как, по сообщениям СМИ, в Китае уделяется большое внимание электромобилям и правительство намерено оказывать поддержку. Не знаю, насколько у нас, иностранной компании, хватит возможностей и сил конкурировать на китайском рынке.

— Но в чем экономический и экологический смысл развития электротранспорта в Китае? Это имеет смысл в Южной Корее или во Франции, где около 80% электроэнергии вырабатывается на АЭС, а в Китае она идет в основном с угольных электростанций и при увеличении парка электромобилей это будет означать лишь одно — смещение центра эмиссии СО2 из городов в пригороды, где расположены ТЭС.

— Совершенно верно: в Китае 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями. Я как раз в октябре собираюсь ехать в Китай обсуждать эту тему: Китаю необходимо пересмотреть энергетическую политику. Даже если мы забудем про электромобили, то спрос на энергию в Китае ежегодно растет громадными темпами и сохраняющееся доминирование тепловых электростанций приведет к неимоверному увеличению выбросов СО2. Поэтому я считаю, что китайская энергетика должна переориентироваться либо на АЭС, либо на ГЭС, либо на гелиоэнергетику и использование источников подземного тепла.

— Можете ли вы рассказать подробнее о маленьком автомобиле, который Mitsubishi Motors собирается представить в Китае в 2011 г.? Будете ли вы производить его где-либо еще, кроме Таиланда?

— В Таиланде мы планируем выпускать в год 200 000-250 000 этих машин. Конечно, этого числа недостаточно для удовлетворения потребностей мирового рынка. Так что мы думаем, что нам придется наладить производство еще где-то — возможно, в Китае, Индии, Бразилии или в каких-то двух из этих стран.

— Конструктивно эта машина годится для эксплуатации в России или она сделана в первую очередь для теплых стран?

— Технически нет никаких препятствий для ее использования в России. Мы собираемся продавать ее и в Европе. Но пока мы не ставим Россию в наши планы продаж, потому что считаем, что здесь более востребованы крупные машины.

— Похоже, что ваш новый маленький кроссовер ASX будет бестселлером. Компания готова удовлетворить спрос в России и мире в целом, долгого листа ожидания не будет?

— С самого начала продаж ASX эта модель уже завоевала очень хорошую репутацию. Сейчас производство не успевает за спросом, хотя наш завод в Окадзаки, где мы выпускаем эту модель, работает на полную мощность. От этого мы себя чувствуем неловко перед нашими покупателями.

— А возможно ли организовать сборку этой модели на заводе в Калуге?

— Технически возможно. Но сейчас перед нами поставлена задача довести производство Outlander в Калуге до 40 000 штук в год, сохраняя японское качество. И пока мы с этой задачей не справимся, других не ставим.

— 40 000 — это только Outlander, без учета кроссоверов французских брендов?

— 24 000 — Mitsubishi, 16 000 — французских.

— Правильно ли я понимаю, что в будущем на базе Mitsubishi ASX появятся кроссоверы под брендами Peugeot и Citroen, как это произошло в случае с Mitsubishi Outlander?

— Вполне возможно. Но пока мы это еще не обсуждали.

— Ваш бизнес в США не очень хорош: продажи упали с пика в 345 111 машин в 2002 г. до 53 986 в 2009-м. Насколько важен для вас американский рынок и собираетесь ли вы прилагать серьезные усилия, чтобы выправить там положение?

— К сожалению, прибыли на американском рынке мы почти не имеем. Но американский рынок так же емок и перспективен, как и китайский, и для нас очень важно, что у нас есть производство в США. Проблема в том, что модели, которые выпускаются на заводе в США, уже устарели — необходимы новые модели. И в ближайшие месяцы мы решим, какие именно модели нам стоит запускать в производство в США. Кстати, в Канаде и Мексике у нас продажи растут. А вопрос перестройки производства в США сейчас для нас один из важнейших.

Биография

Родился 19 февраля 1949 г. Окончил факультет политологии и экономики Университета Васеда (Япония) в 1972 г., после чего поступил на работу в Mitsubishi Motors Corporation

2002 — генеральный директор моторного подразделения А,

2003 — старший вице-президент группы машинного оборудования Mitsubishi

2004 — руководитель международных операций Mitsubishi Motors

2005 — президент и операционный директор Mitsubishi Motors

“Мы прилетели в Москву и сразу включились в работу: подчиненные совсем не дают отдохнуть. Нет времени ни на осмотр достопримечательностей, ни на шопинг — только бизнес”

Подарок для президента

Осаму Масуко носит запонки Paul Smith. Он рассказал “Ведомостям” необычную историю того, как стал их владельцем: “Приезжал топ-менеджер “Рольфа”, я увидел у него эти запонки и сделал ему комплимент. Судя по всему, ему не очень хотелось их мне дарить, но все-таки я их получил. И вот теперь с удовольствием ношу”.

Mitsubishi Motors Corporation

Производитель автомобилей

Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31.03.2010): выручка — 1,45 трлн иен ($15,47 млрд), чистая прибыль — 7,3 млрд иен ($78,4 млн).

Акционеры: Mitsubishi Group (Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corporation, Bank of Tokyo-Mitsubishi) принадлежит 34% акций, остальные бумаги в свободном обращении.

Капитализация — $7 млрд.

Насчитывает пять заводов по сборке автомобилей и восемь — по производству автокомплектующих. Продает автомобили в 160 странах мира.

Поезд ушёл

“До того как мы вступили в переговоры с PSA, мы изучали возможность строительства завода силами только Mitsubishi. И вот тогда разговоры о том, что неплохо бы проработать вопрос о финансовом участии “Рольфа” в строительстве завода, действительно велись, — рассказывает Масуко. — Но когда мы приступили к переговорам с PSA о строительстве совместного завода, то речь о финансовом участии “Рольфа” в создании завода не шла изначально”.

Александр ГУБСКИЙ

 

ukrrudprom.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о