Проект 11174 – Лада «Проект ВАЗ-11174» или несбывшаяся Ока-3 | Клуб любителей классики ВАЗ-2107, ВАЗ 2106

Проект-11174: новая «Ока» или мини-«Калина» (5 фото)

В 2010 году на АвтоВАЗе сделали прототип компактного трёхдверного хэтчбека, который мог бы стать заменой малолитражке «Ока», снятой с производства в 2008 году. Этот автомобиль получил рабочее обозначение «Проект 11174», а неофициально его называли «Ока-3».

Проект-11174: новая -Ока- или мини--Калина--5 фото-

Машину создавали не с чистого листа, а на основе «Калины» первого поколения. Внешне прототип выглядел как укороченная трёхдверная версия серийной модели: по сравнению с пятидверной «Калиной» длину кузова уменьшили на 20 см — до 3,65 метра. При этом боковые двери удлинили на 15 см для удобства посадки на задние места.

Проект-11174: новая -Ока- или мини--Калина--5 фото-

У прототипа «Проекта 11174» также были оригинальные панели крыши, боковины и задняя часть пола. А оформление передней части планировалось изменить в ходе доработки модели, чтобы у «Оки-3» был свой дизайн.

Проект-11174: новая -Ока- или мини--Калина--5 фото-

Переднюю панель салона полностью взяли у «Калины», сиденья — у хэтчбека ВАЗ-2113. Задний диван размещался между колёсными арками, поэтому там могли разместиться только два пассажира, и машина получилась четырёхместной.

Проект-11174: новая -Ока- или мини--Калина--5 фото-

Прототип оснастили серийным бензиновым мотором объёмом 1,4 литра и мощностью 89 л. с. в сочетании с пятиступенчатой коробкой передач.

Автомобиль планировали запустить в серийное производство и продавать по цене, чуть большей, чем у устаревшей «классики». Однако дальнейшего развития проект не получил, и преемника у «Оки» не появилось.

Проект-11174: новая -Ока- или мини--Калина--5 фото-

Поделись с друзьями

«Ока-3» имеет все шансы на серийное производство

НТЦ «АвтоВАЗа» разрабатывает новую «Оку». В стране, где за всю историю автомобилестроения компакт-класс насчитывал ровно две модели, появление нового небольшого и доступного автомобиля — историческая необходимость. Вот только новизна «проекта 11174» вызывает большие сомнения.

По большому счету исторически весь советский массовый автопром начался с компактных моделей. Но впервые официальное выделение микрокаров в отдельный класс состоялось еще в середине 1950-х. На фоне растущего производства номенклатурных ГАЗ-М20 и ГАЗ-М21 и довольно скромных объемов выпуска «Москвича-401» было решено переориентировать на производство автомобилей Запорожский комбайновый завод.

К тому времени свои «народные автомобили» уже существовали практически во всех странах Европы, имеющих собственные автопроизводства, начиная с Citroen 2CV и Fiat 500 и заканчивая знаменитым VW Kafer. Первый отечественный прототип, в отличие от «Ситроенов», стал заднеприводным и, как и легендарный «Жук», заднемоторным. Кстати, в качестве силового агрегата он мог получить и оппозитный мотор — такие разработки велись, но серийным был выбран двигатель редкой компоновки V4, мощность которого после ряда доработок довели до 30 л. с.

На конвейере легендарный «горбатый» продержался до 1969 года, и этот период можно было назвать временем действительно массовой автомобилизации СССР: вместе с разного рода модификациями было выпущено более 300 000 «Запорожцев». После того как был разработан преемник ЗАЗ-965 под индексом «966», получивший в народе прозвище «ушастый», с компакт-классом в Советском Союзе снова было покончено: двухдверный заднемоторный седан был больше, вместительнее и, соответственно, дороже. Взятая отечественным автопромом пауза продержалась до 1988 года, когда в обиход вошло еще одно легендарное имя — «Ока».

Двадцать лет между «горбатым» и «Окой» нишу компакт-класса в СССР заполняли исключительно мотоколяски — оригинальное изобретение, назначением которого было дать возможность активно передвигаться людям с ограниченными физическими возможностями. Собственно, и «Оку» начали разрабатывать в Серпухове как более современный вариант «инвалидки», однако с участием инженеров «АвтоВАЗа» она превратилась в полноценный, хоть и маленький автомобиль. Впрочем, разработка велась по неоднократно освоенному принципу, на этот раз прототипом для отечественной модели послужил японский образец — Daihatsu Quore 1980 года.

С «Окой» связан и первый наиболее заметный эпизод внутриконвейерной унификации: общеизвестно, что разработка двигателя для «компакта» состояла в «распиливании» силового агрегата от ВАЗ-2108, который был запущен в производство примерно в то же время. Мигрируя с конвейера на конвейер, «Ока» прожила до 2007 года. В последнее время предпринимался ряд попыток ее глубокой модернизации, в основном за счет использования новых силовых агрегатов (включая 1,0-литровый китайский). Однако в конце концов выпуск «Оки» был признан нерентабельным: с одной стороны, ее цена не оправдывала загрузки производственных мощностей, с другой — она была слишком высокой для статуса «народного автомобиля» и почти сравнялась со стоимостью вазовской «классики».

Россия, к сожалению, не использовала ту возможность, которую очень хорошо реализовали в Индии, — получить широкую известность в качестве производителя самого дешевого автомобиля в мире. А ведь в некоторые моменты выпуска цена «Оки» составляла около $1500. Именно ценовую привлекательность собирались использовать разработчики другого проекта с лиричным именем «Мишка». Разработанный силами НАМИ в конце 1990-х годов прошлого века компактный автомобиль должен был стоить не более $2000 и при этом быть настолько простым в производстве, чтобы его выпуск был доступен даже полугаражным мастерским. Отечественное подобие кит-кара собирались наделить пластиковым кузовом с легкосъемными панелями, но в качестве донора основных узлов предполагалось использовать ту же «Оку». Компания «АСМ-Холдинг», инициировавшая проект, так и не смогла довести «Мишку» до стадии конвейерного производства, несмотря на договоренности и с БелАЗом, и с сызранской «Росладой», и с серпуховским заводом.

Попытки реанимации «Оки» предпринимал и «АвтоВАЗ»: еще во время вполне полноценного производства первого поколения прототип второго демонстрировали на различного рода автовыставках. Самый близкий к реальности «проект 1121» показали в 2003 году, оснастив ходовой макет, выполненный в духе биодизайна, 4-цилиндровым двигателем от ВАЗ-2111. В серию он тоже не попал, очевидно потому, что переориентация конвейера с выпуска «классики» на производство новинки обошлась бы слишком дорого. Не помогло даже внимание к проекту мэра Москвы Юрия Лужкова — он был готов предоставить для выпуска компакт-кара конвейер АМО ЗИЛ.

Между тем, в сегменте доступных компактных автомобилей уже давно правят бал иномарки, как условные, так и полноценные: самым популярным предложением в классе «А+» по итогам 2009 года остается Daewoo Matiz. «Ока-3», информация о разработке которой появилась на прошлой неделе, может исправить эту ситуацию, тем более что шансы на «серию» высоки как никогда. Дело в том, что «АвтоВАЗ» применил неоднократно испытанный метод, по которому тольяттинский модельный ряд расширяется с момента появления семейства «Самара» — максимальную унификацию моделей. Как двигатель первой «Оки» являлся половинкой мотора ВАЗ-2108, так и «Ока-3», по сути, половинка «Калины». «Калина», которой отрубили корму.

Трехдверная «Ока-3» короче «Калины» на 200 мм (сокращение коснулось багажника и пространства для задних пассажиров), но список оригинальных кузовных деталей состоит не из одного пункта: задние крылья, пол, крыша и удлиненные по сравнению с «Калиной» двери. Впрочем, этот перечень совпадает со списком оригинальных деталей в целом — общего у «Оки» и «Калины» практически 80%. Ходовой макет оснащен хорошо известными 1,4-литровым двигателем и 5-ступенчатой КПП. Салон никаких принципиальных отличий не имеет. О тотальной унификации говорит и индекс — «проект 11174», тогда как индекс «Калины» в кузове хетчбэк — 1119. Между тем под обозначением ВАЗ-11174 на заводе выпускают модификацию «Калины» в кузове универсал. И судя по имеющимся фотографиям, у экземпляра предполагаемой «Оки-3» и серийного универсала есть много общего, как минимум задняя дверь и задние фонари. Таким образом, «проект 11174», скорее всего, является очередным миксом из уже производимых моделей с легким ароматом новизны.

Решение о запуске прототипа в серию пока не принято. Однако в свете нынешнего модельного голода оно выглядит вполне реальным. В новинке нуждается не только «АвтоВАЗ», но и рынок: при условии внятного позиционирования свой сектор сбыта такой модели обеспечен. Не исключено, что реализация «проекта 11174» позволит «АвтоВАЗу» завершить 40-летний период владычества «классики», которая похожа на чемодан без ручки: тащить тяжко, а бросить жалко. Новой «Окой» вполне может соблазниться самая молодая часть аудитории «Калины», которой, в сущности, ни к чему полноценный задний диван и лишняя пара дверей. Наконец, из прототипа можно построить и неплохую «зажигалку», если уделить должное количество внимания настройкам ходовой части. Весит прототип меньше тонны, так что моторы, с которыми его динамика будет казаться достойной, у «АвтоВАЗа» есть.

Вот только почему «Ока»? У этого имени в родном отечестве вполне устоявшийся (и не всегда корректный) имидж, который естественным образом достанется в наследство новой модели. Может быть, все это время мы говорим не о прототипе третьего поколения «Оки», а просто о трехдверной версии «Калины»? В этом случае степень унификации с пятидверкой выглядит не то чтобы логичной — вполне оправданной как конструктивно, так и экономически. Однако одну трехдверную версию «АвтоВАЗ» выпустил совсем недавно — речь идет о Lada Priora Coupe. Поэтому сейчас сливать по крупицам информацию о ведущихся в НТЦ разработках новой модели тольяттинцам выгоднее как с точки зрения общественного мнения, так и в свете возможных разговоров с кредиторами. А займут ли когда-нибудь сегмент компактных бюджетных автомобилей отечественные разработки, покажет только время.

ВАЗ 11174 Ока 3 Опытный (2010)

Маленькая «Ока» (модель ВАЗ-1111), которую придумали четверть века назад на Волжском автозаводе, должна была стать народным автомобилем, но – не стала. Хотя на протяжении многих лет пользовалась в стране популярностью. Ее производили на двух заводах – в Набережных Челнах и Серпухове, всего 30–50 тыс. машин в год. Можно было продавать и больше, но…
У «Оки» был полностью оригинальный кузов и свой силовой агрегат, и, чтобы увеличить их производство, требовались серьезные инвестиции. Но свободных средств не нашлось ни у ВАЗа, ни у ЗМА, ни у СеАЗа. И когда в Тольятти прекратили выпуск двигателей «Оки», проект умер. У маленького автомобиля был целый ряд больших достоинств: низкая цена, невеликие габариты… Несколько лет назад на АВТОВАЗе предприняли попытку возродить проект. В прототипе «Ока-2» салон уже не такой тесный, мотор взяли помощнее – 1,1 л. Но тогда довести модель до серии не удалось, а сегодня платформа уже устарела. Но не сама идея!

Новый прототип под кодовым названием «Ока-3» (заводской индекс «Проект 11174») скромно прячется в углу демонстрационного зала НТЦ АВТОВАЗа. Широкой аудитории машину не показывали. Да что там посторонняя публика – даже большинству вазовцев неизвестно, что ведутся работы в этом направлении! Понятно, времена сейчас для предприятия непростые. Не так давно официально объявили, что временно прекращаются работы над «Проектом С». Но, в отличие от этой разработки, «Ока-3» базируется на существующей платформе, в ней используются серийные агрегаты, так что путь до конвейера может быть очень коротким. Да и существующий прототип не пластилиновый, а ходовой. Мне даже дали прокатиться. Чувствуешь себя за рулем полноценной машины, только сдавать назад непривычно – кажется, до стекла третьей двери можно рукой достать. В общем, та же «Калина», только чуть короче.
Итак, донором послужил серийный автомобиль (степень унификации узлов и деталей с моделью ВАЗ-1119 достигает 80%). Полностью оригинальные детали кузова – крыша, боковина и задняя часть пола. А удлиненную дверь конструкторы предлагают считать условно оригинальной деталью, ведь точно такая же будет использоваться на трехдверном хэтчбеке «Калина» (этой модели пока нет даже в виде макета, но теоретически она предполагается). Остальные узлы позаимствованы у обычной «Калины». Трехдверка короче хэтчбека на 200 мм, а боковые двери длиннее стандартных на 150 мм. Вообще, по длине и ширине автомобиль очень близок… к «старой» «Ниве» («Лада 4?4»). И там и здесь задние пассажиры сидят между колесными нишами. То есть практически разместиться смогут только двое. По сравнению с хэтчбеком машина весит почти на 100 кг меньше, при этом ничего не потеряла в плане безопасности. Кроме того, ее можно дооборудовать всеми доступными для «Калины» опциями – от базового, очень доступного по цене набора до самого богатого.
В прототипе использовано заднее неразрезное сиденье от «Самары», но в перспективе, возможно, будут устанавливать задние сиденья от 7-местной модели «Рено-Логан», которые очень легко сложить и снять вовсе.
Мне ладная трехдверная машинка пришлась по вкусу. Вроде бы ничего необычного, спереди и вовсе рядовая «Калина», но обрубком не выглядит и смотрится гармонично. Издалека напоминает популярную «Корсу» предыдущего поколения, но это ее не портит. В будущем, если дойдет до серии, конструкторы обещают наделить машину яркими индивидуальными чертами – с помощью оригинальных фар, например.
Вот тут и кроется главная проблема. «Если дойдет до серии». На этой фразе, как правило, заканчивалась короткая (или не очень) жизнь большинства вазовских прототипов. Но тут случай особенный. Во-первых, средств на внедрение новой модели много не надо, ведь она базируется на известных агрегатах. Во-вторых, по словам вице-президента по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Максима Нагайцева, предполагается, что серийная машина в начальной комплектации может быть лишь чуть дороже, чем «классика»! Заманчивое предложение…
Только тут надо понять, кому может приглянуться новая трехдверка. Главное ее достоинство – совмещение комфорта (для водителя и переднего пассажира) моделей более высокого класса с небольшими общими размерами городского автомобиля. Кто захочет купить такую? Например, молодой человек или девушка, для которых это первая личная машина. Благодаря невысокой цене она может привлечь, с одной стороны, потенциальных покупателей «классики» и «Самары», а с другой – всех, кто выбирал раньше «Оку». Кроме того, есть шанс переманить часть клиентов автосалонов, где предлагают самые дешевые иномарки («Дэу-Матиз», «ЗАЗ-Шанс»). Кроме того, богатые версии могут заинтересовать тех, кто традиционно выбирает вазовские трехдверки. С 16-клапанным двигателем мощностью 89 л.с. автомобиль обладает неплохой для города динамикой.
Есть еще один разряд покупателей, о котором в нашей стране в последние годы, к сожалению, почти забыли. Это люди с ограниченными возможностями. Сейчас органы социальной защиты предлагают для инвалидов, как правило, «классические» модели АВТОВАЗа. Для инвалидов-колясочников трехдверная «Калина» явно удобнее. Широкие боковые двери упрощают посадкувысадку, а коляску можно разместить за передними сиденьями. В задней части конструкторы предлагают установить механизм (с электроприводом) подачи инвалидного кресла (подобные широко применяют на Западе).
Таким образом, потенциально спрос на этот автомобиль может даже превысить 30 тыс. штук (среднегодовой объем выпуска «Оки»). Если окажется, что такая машина нужна, площадка для производства есть – Серпуховский автозавод, который располагает хорошими мощностями для штамповки, сварки и окраски кузовов. Основную часть штампованных деталей, силовые агрегаты, детали подвески способен поставлять АВТОВАЗ, а остальное можно делать на месте (или покупать у местных же поставщиков)… В принципе, этот автомобиль может стать самым дешевым полноценным транспортным средством в России. Берем?
http://www.zr.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

Проект 21956, или Как построить эсминец будущего

Эсминцы проекта 21956 — проект эскадренных миноносцев с управляемым ракетным вооружением, разрабатываемый Северным проектно-конструкторским бюро. Должен прийти на замену эсминцам проекта 956 «Современный».

Перспективный эсминец является многоцелевым кораблём, на котором будут реализовываться наработки отечественных конструкторов в области создания новых образцов вооружения, корабельной энергетики, мероприятий по снижению радиолокационной заметности.

О перспективном эсминце у нас говорили давно. Но перейти от слов к делу… И вот, в 2007 году нам показали, как должен выглядеть перспективный российский эсминец. Но-о-о( большое но-о-о-о) … Как только проект вышел так сказать на «суд общественности», на него обрушился такой шквал критики, что никакая обшивка не выдержала бы. Старый проект закрыли и начали создавать новый.

Универсальный корабль (по сути, лёгкий крейсер), заменит три существующих класса кораблей — эсминцы проекта 956 (Современный), большие противолодочные корабли проектов1134Б и 1155, ракетные крейсера проекта 1164 (Атлант), превосходя их все по противолодочным, ударным и противовоздушным возможностям (по крайне мере хотелось бы).

Новая концепция применения – «один в поле воин» (назовем её так), флот сможет оперативно формировать небольшие, но весьма мощные ударные группы.

При необходимости же эсминцы могут формировать «многоядерное» флотское соединение с авианосцем, ТАВКР, десантными кораблями и подлодками.

В данный момент идёт проектно-конструкторская стадия. Закладка первого корабля предположительно состоится в 2013 году (Высоцкий озвучил оптимистическую оценку «может состояться» как 2012 год). В среднесрочной перспективе (15-20 лет) планируется построить 14-16 кораблей.

Силовая установка: 1). ЯЭУ; 2). 2 маршевых газотурбинных двигателя ДО-90 и 2 форсажных газотурбинных двигателя ДТ-59 – суммарной мощностью 74000 л. с.
Вооружение: УКСК (универсальные корабельные стрельбовые комплексы), боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности — 80-130 единиц. Одна-две артустановки АК-130 или А-192.
Ориентировочная цена — 2-2.5 млрд.$ (по оценке на начало 2011 года).

Разговор о внешнем виде корабля вызывает у многих всплеск фантазии. Хочу представить вам несколько эскизов:

Проект 21956, или Как построить эсминец будущего
Проект 21956, или Как построить эсминец будущего

А так представляют Эсминец представители самой «свободной» страны:

Проект 21956, или Как построить эсминец будущего
Проект 21956, или Как построить эсминец будущего

Многоцелевой корабль проекта 1156. СССР

На сайте Отвага2004 нашел статью, которая, думаю, заинтересует коллег-мореманов.

С 1980 г. в составе ВМФ СССР стали появляться корабли нового поколения – большие противолодочные типа «Удалой» (пр.1155) и эскадренные миноносцы типа «Современный» (пр.956). Их проектирование, начатое еще в начале 1970-х гг., происходило согласно решению руководства ВМФ о создании системы из двух кораблей: одного – ударного и ПВО, а второго – ПЛО, а совместные действия планировались в составе соединений и групп обоих типов.

Такое решение было, конечно же, вынужденным, ввиду отставания нашей промышленности по элементной базе и некоторым другим моментам, в результате чего корабельное вооружение получалось достаточно тяжелым и габаритным. Так, например, эсминцы пр.956 хотя и были вооружены мощным ударным оружием, но при этом имели слабые средства ПЛО, обеспечивающие лишь самооборону от торпедных атак подводных лодок противника, а БПК пр.1155 наоборот, имели мощный гидроакустический комплекс и развитые средства ПЛО, но несли лишь ЗРК самообороны. Но когда решение о постройке обоих проектов было уже принято и они были включены в кораблестроительную программу, а с 1976 г. первые корпуса уже были заложены на судостроительных заводах, «вдогонку» было начато проектирование, так называемого, «объединенного» варианта корабля – проекта 1156, который сочетал в себе возможности ударного, противолодочного и корабля ПВО. Как альтернатива и как задел на будущее это могло бы и оправдать себя, но решение было явно запоздалым. Ведь изначально всем были известны недостатки проектов 956 и 1155, но, тем не менее, они были начаты постройкой, хотя совместные действия «системы из двух кораблей» фактически на нашем флоте никогда не реализовывались (что в очередной раз и подтвердилось впоследствии).

Проект 1156, главным конструктором которого был назначен В.П.Мишин, прорабатывался в том же Северном ПКБ, где создавался БПК пр.1155. Первоначальный предэскизный проект предусматривал размещение ЗРК коллективной обороны «Форт» («Фал»), ввиду чего пришлось увеличить габариты корабля. За основу брался удлиненный корпус пр.1155 (длина 174 м, ширина 20 м, осадка 5,8 м), ПУ ПЛРК «Раструб» заменялись на счетверённые ПУ ПКРК «Москит», две батареи ЗРК «Кинжал» объединялись в одну батарею, 100-мм одноствольные АУ заменялись на одну 130-мм спаренную артустановку АК-130, в качестве противолодочного вооружения оставались 533-мм торпедные аппараты, РБУ-6000 и два противолодочных вертолета постоянного базирования. Так как гидроакустический комплекс «Полином» полностью в корабль уже «не влезал», было решено оставить только антенну в бульбовом обтекателе, без буксируемой ГАС, или, как было сказано в описании, корабль имел «несколько урезанный гидроакустический комплекс». В качестве основных средств обнаружения предусматривались РЛС большой дальности «Восход» и «Фрегат». Стандартное водоизмещение составило 9.000 тонн.

Был также проработан и вариант с ЗРК «Ураган» в составе двух комплексов с балочными пусковыми установками взамен «Форта» и «Кинжала», с несколько меньшим водоизмещением.

Предполагаемые проекции предэскизного проекта 1156, вооруженного ПКРК «Москит», ЗРК «Форт» и «Кинжал»

Предполагаемые проекции предэскизного проекта 1156 в варианте с ЗРК «Ураган»

В эскизном проекте корабля, который с середины 1980-х гг. получил номер 11560, уже предусматривались установки вертикального пуска для 16 противокорабельных ракет перспективного ПКРК «Оникс» и 64 зенитных ракет модифицированного ЗРК «Ураган» (впоследствии – «Торнадо»). Водоизмещение выросло и составило 9.400/11.500 тонн, основные размерения – 184 × 21 м, скорость хода 30 узлов, мощность паротурбинной ГЭУ 90.000 л.с. Для противовоздушной обороны в ближней зоне вместо автоматов АК-630 предусматривались 4 боевых модуля ЗРАК «Кортик», для уничтожения ПЛ – две счетверённые ПУ ПЛРК «Водопад-НК», сохранялось базирование двух противолодочных вертолётов Ка-27. В качестве основных средств обнаружения предполагались РЛС большой дальности «Форум» и ГАК «Звезда». Почти одновременно был разработан и еще более мощный вариант проекта 11560, на котором ЗРК «Ураган» был заменен на ЗРК «Форт», а количество ПКР «Оникс» было доведено до 24. Предполагалась установка перспективной РЛС «Марс». Водоизмещение увеличилось до 12.000/14.500 тонн, соответственно, увеличилась длина почти до 200 метров, скорость полного хода снизилась до 28 узлов.

Предполагаемые проекции эскизного проекта 11560, оснащенного УВП ПКРК «Оникс» и ЗРК «Ураган» («Торнадо»)

Предполагаемые проекции эскизного проекта 11560 с 24 ПКР «Оникс» в УВП и ЗРК «Форт»

Фактически это уже были многоцелевые корабли на перспективу, имеющие мало общего с первоначальным проектом, и их реализация постоянно откладывалась. К тому же полным ходом шло строительство БПК пр.1155 и ЭМ пр.956 и промышленность параллельно не смогла бы осилить новые, более сложные корабли, для которых, к тому же не было и свободных стапельных мест. Единственное, чего удалось достичь, это создание более «приземленного» универсального проекта 11551, серийной постройке которого помешал развал СССР.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (вариант)

Водоизмещение, тонн

• стандартное

• полное


9 400
11 500

Основные размерения, м

• длина наибольшая

• ширина наибольшая

• осадка


184
21
5,8

Главная энергетическая установка:

• 2 маршевых газовых турбины

  суммарная мощность, л.с.

• 2 форсажных газовых турбины

  суммарная мощность, л.с.

• 4 газотурбогенератора

ГГТУ

23 500…24 000

66 000…66 500
 

2 вала; 2 гребных винта

Скорость хода, уз:

• наибольшая

• экономическая

30

18

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)

н/д

Автономность, сут.

30

Экипаж, чел.

н/д

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

• УВП ПКРК «Оникс»


Х 8

Зенитное ракетное:

• УВП ЗРК «Ураган» («Торнадо»)


Х 64

Противолодочное ракетное:

• ПУ ПЛРК «Водопад-НК»


Х 4

Зенитное ракетно-артиллерийское:

• ЗРАК 3М87 «Кортик»


4

Артиллерийское:

• 130-мм АУ АК-130


Х 2

Противолодочное:

• РБУ-6000 «Смерч-2»


Х 12

Авиационное:

• вертолет Ка-27


2

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС

н/д

РЛС обнаружения ВЦ

х «Форум-2М»

РЛС общего обнаружения

х «Фрегат-М2»

РЛС обнаружения НЦ

1…2 х «Вайгач-У»

ГАС

«Звезда»

средства РЭБ

н/д

комплексы выстреливаемых помех

2 Х 2 ПУ ПК-2

6…8 Х 10 ПУ ПК-10

РЛС управления огнем

Х «Минерал» для ПКРК «Оникс»

6…8 Х МР-700 для ЗРК «Ураган»

Х «Позитив» для ЗРАК «Кортик»

Х МР-184 «Лев-218М» для 130-мм АУ

средства радионавигации

Х «Привод-В» для вертолетов

средства связи

н/д

РЛС госопознавания

н/д

Источник: http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-atrina/proekt-1156-11560/

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б»), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства — многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

В конструкции атомной подлодки 971-го проекта реализовали новаторские решения, такие как комплексная автоматизация технических и боевых средств субмарины, сосредоточение управления кораблем, вооружением и оружием в едином центре — ГКП (главный командный пункт), использование всплывающей спасательной камеры (была успешно проверена на подлодках проекта 705).

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

Подлодка 971-го проекта относится к двухкорпусным субмаринам. Прочный корпус изготавливается из высокопрочной стали (предел текучести составляет 100 кгс/мм2). Основное оборудование, рубки и боевые посты, главный командный пункт размещены в зональных амортизированных блоках, которые представляют собой каркасные пространственные конструкции с палубами. Акустическое поле корабля значительно уменьшается амортизацией, которая позволяет обезопасить оборудование и экипаж от динамических перегрузок, которые возникают во время подводных взрывов. Также, блочная компоновка дала возможность рационализировать процесс строительства субмарины: монтаж оборудования перенесли из условий отсека (довольно стеснены) в цех, на зональный блок доступный с различных сторон. После окончания монтажа зональный блок «закатывают» в корпус АПЛ и подсоединяют к трубопроводам и магистральным кабелям корабельных систем.

На атомных подлодках использована развитая система двухкаскадной амортизации, которая значительно снижала структурный шум. Механизмы установлены на амортизированных фундаментах. Все зональные блоки от корпуса АПЛ изолированы резинокордными пневматическими амортизаторами, которые образуют второй каскад виброизоляции.

Благодаря внедрению комплексной автоматизации экипаж субмарины удалось уменьшить до 73 человек (из которых 31 офицер). Это почти вдвое меньше численности экипажа атомной подлодки типа «Лос-Анджелес» (составляет 141 человек). На новом корабле по сравнению с атомными подлодками проекта 671РТМ улучшены условия обитаемости.

Энергоустановка субмарины включает 190-мегаваттный водоводяной реактор ОК-650Б на тепловых нейтронах, имеющий четыре парогенератора (для 1-го и 4-го контуров по паре циркуляционных насосов, для 3-го контура – три насоса) и одновальную блочную паровую паротурбинную установку, имеющую широкое резервирование механизации. На валу мощность составляла 50 тыс. л.с.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

ПЛА «Барс» пр.971 в море

Установлена пара турбогенераторов переменного тока. Потребители постоянного тока питаются от двух групп аккумуляторных батарей и двух обратимых преобразователей.

Подлодка оснащена семилопастным винтом, имеющим уменьшенную частоту вращения и улучшенные гидроакустические характеристики.

В случае выхода главной энергетической установки из строя для ее последующего ввода имеются вспомогательные средства движения и аварийные источники энергии — два подруливающих устройства и гребные электродвигатели постоянного тока каждый мощностью 410 л.с. Вспомогательные средства обеспечивают скорость движения 5 узлов и служат для маневрирования на ограниченной акватории.

На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-300 мощностью по 750 лошадиных сил с обратимыми преобразователями, запас топлива на десять суток работы. Генераторы предназначались для выработки переменного тока – питают общекорабельные потребители и постоянного тока – для питания гребных электродвигателей.

ГАК МГК-540 «Скат-3», имеющий цифровую систему обработки данных с мощной системой гидролокации и шумопеленгования. Гидроакустический комплекс состоит из развитой носовой антенны, двух бортовых антенн большой протяженности и буксируемой протяженной антенны, размещенной в контейнере, установленном на вертикальном оперении.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

ПЛА «Вепрь» (К-157) пр.971 в Мотовском заливе, 27 июня 1998 г.

Максимальная дальность обнаружения цели посредством нового комплекса увеличилась в 3 раза по сравнению с гидроакустическими системами, установленными на субмаринах второго поколения. Значительно уменьшилось и время определения параметра движения цели.

Кроме гидроакустического комплекса, атомные подлодки 971-го проекта снабжены высокоэффективной системой обнаружения подлодок и надводных судов по кильватерному следу (на лодке установлена аппаратура позволяющая фиксировать такой след через несколько часов после прохождения подлодки противника).

На лодке установлены комплексы «Симфония-У» (навигационный) и «Молния-МЦ» (комплекс радиосвязи), имеющий буксируемую антенну и систему космической связи «Цунами».

Торпедо-ракетный комплекс состоит из 4 ТА калибра 533 миллиметров и 4 аппаратов калибра 650 миллиметров (суммарный боекомплект — 40 ед. средств поражения, среди которых 28 533-миллиметровых). Он приспособлен для ведения огня КР «Гранат», подводными ракето-торпедами («Ветер», «Шквал» и «Водопад») и ракетами, самотранспортирующимися минами и торпедами. Кроме того, подлодка способна производить постановку обычных мин. Управление огнем при использовании крылатых ракет «Гранат» осуществляется аппаратным спец. комплексом.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971
Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

В 1990-х годах на вооружение АПЛ поступила УГСТ (универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда), разработанная в «Научно-исследовательском институте морской теплотехники» и Государственном научно-производственном предприятии «Регион». Она сменила электрические противолодочные торпеды ТЭСТ-71М и скоростные противокорабельные торпеды 53-65К. Предназначение новой торпеды было поражение надводных кораблей и подлодок противника. Значительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка обеспечивают торпеде большой диапазон глубин хода и возможность поражения на больших дистанциях высокоскоростных целей. Малошумный водометный движитель и аксиально-поршневой двигатель (используется унитарное топливо) дают возможность универсальной глубоководной самонаводящейся торпеде развивать скорость свыше 50 узлов. Движитель, не имеющий редуктора, связан с двигателем напрямую, что, вместе с другими мерами, должно значительно увеличить скрытность использования торпеды.

На УГСТ используются двухплоскостные рули, которые выдвигаются за обводы после выхода торпеды из трубы торпедного аппарата. У комбинированной акустической аппаратуры самонаведения имеются режимы локации подводных целей и поиска надводных кораблей по кильватерному следу судна. Есть система проводного телеуправления (торпедная катушка длиной 25 тыс. м). Комплексом бортовых процессоров обеспечивается надежное управление системами торпеды во время поиска и поражения целей. Оригинальное решение – наличие алгоритма «Планшет» в системе наведения. «Планшет» моделирует в момент стрельбы на борту торпед тактическую картину, которая накладывается на цифровую картину акватории (глубины, фарватеры, рельеф дна). После выстрела данные обновляют с борта носителя. Современные алгоритмы придают торпедам свойства системы, имеющей искусственный интеллект, позволяющим одновременно использовать несколько торпед по нескольким или одной цели во время активного противодействия противника или при сложной мишенной обстановке.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

ПЛА «Волк» (К-461) и «Барс» (К-480) 24-й дивизии СФ в Гаджиево

Длина универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды — 7200 мм, вес — 2200 кг, вес ВВ — 200 кг, скорость хода —50 узлов, глубина хода —500 метров, дальность стрельбы — 50 тыс. м.

Также продолжается совершенствование ракето-торпед входящих в состав вооружения атомных подлодок проекта 971. На сегодняшний день ракето-торпеды комплектуются второй ступенью, которая представляет собой подводную ракету АПР-3М (масса 450 кг, калибр 355 мм, вес БЧ 76 кг), имеющую гидроакустическую систему самонаведения, с радиусом захвата 2 тыс. м. Использование закона наведения с адаптивным углом упреждения дало возможность сместить центр группировки ракет к середине подводных целей. В торпеде применяется регулируемый турбоводометный двигатель на высококалорийном смесевом топливе, который обеспечивает АПР-3М значительную скорость сближения с целью, которая затрудняет применение средств гидроакустического противодействия противником. Скорость подводного хода — от 18 до 30 метров в секунду, максимальная глубина поражения целей — 800 метров, вероятность поражения цели — 0,9 (при среднеквадратичной ошибке целеуказания от 300 до 500 метров).

При этом на основании договоров между СССР и США, подписанных в 1989 году, из числа вооружения многоцелевых атомных подлодок исключили системы оружия, имеющие ядерное снаряжение — ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также крылатые ракеты типа «Гранат».

Подлодка «Щука-Б» – первый тип многоцелевой АПЛ, серийное строительство которой первоначально организовали не в Ленинграде или Северодвинске, а в Комсомольске-на-Амуре, что свидетельствовало о возросшем уровне развития данной отросли на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971-го проекта – К-284 — был заложен в 1980 году на берегах Амура и 30.12.1984 вступил в строй. Уже в процессе испытаний данного судна было продемонстрировано достижение более высокого уровня акустической скрытности. У К-284 уровень шумности в 4-4,5 раза (на 12-15 дБ) оказался ниже уровня шумности самой «тихой» советской подлодки предшествующего поколения — 671РТМ. Это вывело СССР в лидеры по данному важнейшему показателю подводных судов.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971
Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

Характеристика атомной подводной лодки проекта 971:
Наибольшая длина – 110,3 м;
Наибольшая ширина – 13,6 м;
Средняя осадка – 9,7 м;
Нормальное водоизмещение – 8140 м3;
Полное водоизмещение – 12770 м3;
Рабочая глубина погружения – 520 м;
Предельная глубина погружения – 600 м;
Полная скорость подводного хода – 33,0 узла;
Надводная скорость – 11,6 узлов;
Автономность — 100 суток;
Экипаж – 73 человека.

Во время серийного строительства велось непрерывное совершенствование конструкции субмарины, была проведена акустическая отработка. Это дало возможность укрепить достигнутое положение в области скрытности, ликвидировав превосходство США.

Новые атомные подлодки по классификации НАТО получили обозначение Akula (что вносило путаницу, поскольку на букву «А» начиналось название другой подлодки СССР – Alfa 705-го проекта). После первых «Акул» появились суда, которые на Западе были названы Improved Akula (к их числу, вероятно, были отнесены субмарины построенные в Северодвинске, а также последние корабли «комсомольской» постройки). Новые субмарины по сравнению с предшественниками имели лучшую скрытность, чем у усовершенствованных подлодок SSN-688-I (тип «Лос-Анджелес») американских ВМС.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

ПЛАРК пр.949-А и ПЛА пр.971 в базе

Первоначально лодки 971-го проекта несли только тактические номера. Но 10.10.1990 вышел приказ главнокомандующего военно-морского флота Чернавина о присвоении названия «Пантера» подлодке К-317. В дальнейшем и другие атомоходы проекта получили имена. К-480 – первая «северодвинская» лодка — получила имя «Барс», ставшее вскоре нарицательным для всех субмарин 971-го проекта. Первый командир «Барса» – капитан второго ранга Ефременко. По ходатайству Татарстана в декабре 1997 году субмарина «Барс» была переименована в «Ак-Барс».

Построенная в Северодвинске крейсерская атомная подводная лодка (КАПЛ) «Вепрь» вступила в строй в 1996 году. Сохраняя прежние обводы, субмарина имела новые внутреннюю «начинку» и конструкцию прочного корпуса. В области снижения шумности также был сделан очередной серьезный рывок вперед. На Западе данная подлодка корабль (а также последующие суда проекта 971) назвали Akula-2.

По словам главного конструктора проекта Чернышева (который скончался в июле 1997 года), «Барс» сохраняет значительные модернизационные возможности. Например, задел, который имеется у «Малахита», дает возможность повысить поисковый потенциал субмарины примерно в 3 раза.

По данным американской военно-морской разведки, в прочном корпусе модернизированного «Барса» имеется вставка длиной 4 метра. Дополнительный тоннаж позволил оснастить подлодку «активными» системами снижения вибрации энергоустановки, практически полностью устранив воздействие вибрации на корпус судна. По оценкам специалистов, модернизированная лодка проекта 971 по характеристикам скрытности приближается к уровню многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 «Сивульф» ВМС США. По глубине погружения, скоростным характеристикам и вооружению данные субмарины приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованная атомная подводная лодка проекта 971 может рассматриваться как подлодку, близкую к уровню четвертого поколения.

Подлодки проекта 971 изготовленные в Комсомольске-на-Амуре:
К-284 «Акула» – закладка – 1980 г.; спуск на воду – 06.10.82; ввод в строй – 30.12.84.
К-263 «Дельфин» – закладка – 1981 г.; спуск на воду – 15.07.84; ввод в строй – декабрь 1985 г.
К-322 «Кашалот» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1986 г.
К-391 «Кит» – закладка – 1982 г.; спуск на воду – 1985 г.; ввод в строй – 1987 г. (в 1997 году лодку переименовали в КАПЛ К-391 «Братск»).
К-331 «Нарвал» – закладка – 1983 г.; спуск на воду – 1986 г.; ввод в строй – 1989 г.
К-419 «Морж» – закладка – 1984 г.; спуск на воду – 1989 г.; ввод в строй – 1992 г. (В январе 1998 года приказом ГК ВМФ К-419 была переименована в К-419 «Кузбасс»).
К-295 «Дракон» – закладка – 1985 г.; спуск на воду – 15.07.94; ввод в строй – 1996 г. (1 мая 1998 года субмарине «Дракон» передали гвардейский андреевский флаг атомной подлодки К-133, а строящейся АПЛ К-152 «Нерпа» — гвардейский андреевский флаг К-56. К-295 в августе 1999 года переименовали в крейсерскую атомную подводную лодку К-295 «Самара»).
К-152 «Нерпа» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1998 г.; ввод в строй – 2002 г.
Подлодки проекта 971 изготовленные в Северодвинске:
К-480 «Барс» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 1988 г.; ввод в строй – декабрь 1989 г.
К-317 «Пантера» – закладка – ноябрь 1986 г.; спуск на воду – май 1990 г.; ввод в строй – 30.12.90.
К-461 «Волк» – закладка – 1986 г.; спуск на воду – 11.06.91; ввод в строй – 27.12.92.
К-328 «Леопард» – закладка – ноябрь 1988 г.; спуск на воду – 06.10.92; ввод в строй – 15.01.93. (В 1997 году крейсерская АПЛ «Леопард» передали орден Боевого Красного Знамени. В некоторых публикациях говорится, что 29 апреля 1991 г унаследовала Краснознаменный Военно-морской флаг от атомной подводной лодки К-181 проекта 627А).
К-154 «Тигр» – закладка – 1989 г.; спуск на воду – 10.07.93; ввод в строй – 05.12.94.
К-157 «Вепрь» – закладка – 1991 г.; спуск на воду – 10.12.94; ввод в строй – 08.01.96.
К-335 «Гепард» – закладка – 1992 г.; спуск на воду – 1999 г.; ввод в строй – 2000 г. (С 1997 года — гвардейская КАПЛ).
К-337 «Кугуар» – закладка – 1993 г.; спуск на воду – 2000 г.; ввод в строй – 2001 г.
К-333 «Рысь» – закладка – 1993 г.; снята со строительства из-за отсутствия финансирования в 1997 г.

«Барсы» на Северном Флоте сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. В частности, атомная подлодка «Волк» в декабре 1995 — феврале 1996 годов (на борту находился экипаж атомной подводной лодки «Пантера» под командованием капитана первого ранга Справцева, старший на борту — зам. командира дивизии капитан первого ранга Королев), находясь в Средиземном море на боевой службе, осуществлял дальнее противолодочное обеспечение тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». При этом выполнили длительное слежение за несколькими субмаринами НАТО, среди которых американская атомная подлодка типа «Лос-Анджелес».

Боевая устойчивость и высокая скрытность дают «Барсам» возможность преодолевать противолодочные рубежи, которые оборудованы стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения и имеют противодействие противолодочных сил. «Барсы» могут работать в зоне господства противника, нанося чувствительные торпедные и ракетные удары по нему. Вооружение субмарин позволяет бороться с надводными кораблями и подлодками, а также поражать с высокой точностью наземные объекты при использовании крылатых ракет.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971
Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 971

ПЛА «Гепард»

Каждая лодка проекта 971 в случае вооруженного конфликта может создать угрозу, а также сковать значительную группировку противника, не допуская ударов по территории России.

По данным ученых из Московского физико-технического института, приведенным в брошюре «Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы» (1995 год, Долгопрудный), даже в случае самых благоприятных гидрологических условиях, которые характерны для Баренцева моря в зимний период атомные подлодки проекта 971 могут обнаруживаться американскими субмаринами типа «Лос Анджелес» с гидроакустическим комплексом AN/BQQ-5 на дальности до 10 тыс. м. В случае менее благоприятных условий в этом районе обнаружить «Барс» ГАС практически невозможно.

Появление субмарин, имеющих столь высокие боевые качества, изменило ситуацию и заставило американские ВМС считаться с возможностью значительного противодействия со стороны флота России даже при условии полного превосходства наступательных сил США. «Барсы» могут атаковать не только ударные группировки американских военно-морских сил, но и их тылы, включая пункты снабжения и базирования, береговые центры управления, на каком бы удалении они не размещались. Скрытные, а значит недосягаемые для противника, атомные подводные лодки проекта 971 превращают потенциальную войну на просторах океана в подобие наступление через минное поле, где любая попытка движения вперед грозит незримой, однако реальной опасностью.

Уместно привести характеристику подлодкам проекта971, данную Н. Полмаром, видным военно-морским аналитиком США, во время слушаний в комитете по нац. безопасности палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки: «Появление подлодок типа Akula и других русских атомных подводных лодках третьего поколения продемонстрировало, что кораблестроители СССР разрыв в уровне шумности ликвидировали быстрее, чем ожидалось». В 1994 году стало известно, что данный разрыв ликвидирован полностью.

По утверждению представителей американских ВМС, на оперативных скоростях около 5-7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, которая фиксировалась средствами гидроакустической разведки, была ниже шумности наиболее совершенных атомных подлодок Военно-морских сил США типа Improved Los Angeles. По словам адмирала Джереми Бурда (Jeremy Boorda), начальника оперативного отдела американских ВМС, корабли США оказались не способными сопровождать подлодки Akula на скорости менее 9 узлов (контакт с новой подлодкой России состоялся весной 1995 г. у восточного побережья Соединенных Штатов). Усовершенствованная атомная подлодка Akula-2, по мнению адмирала, по характеристикам малошумности соответствует требованиям, выдвигаемым к лодкам четвертого поколения.

Появление в составе флота России уже после окончания «холодной войны» новых сверхскрытных субмарин вызвало серьезную озабоченность в Соединенных Штатах. Данный вопрос в 1991 году подняли в конгрессе. На обсуждение законодателей США было вынесено несколько предложений, которые были направлены на то, чтобы исправить сложившееся положение в пользу Соединенных Штатов Америки. В частности в соответствии с ними предполагалось:
— потребовать от России придать гласности долгосрочные программы в области строительства субмарин;
— установить для США и Российской Федерации согласованные ограничения на количество многоцелевых атомных подводных лодок;
— оказать России помощь в переоборудовании верфей, которые строят атомные подлодки, для производства невоенной продукции.

К компании по борьбе с подводным кораблестроением России подключилась и неправительственная международная экологическая организация «Гринпис», которая активно выступала за запрещение подлодок, имеющих ядерные силовые установками (разумеется, это касалось в первую очередь, российских субмарин, которые, по мнению «зеленых», представляют наибольшую экологическую опасность). «Гринпис» с целью «исключения ядерной катастрофы» рекомендовала правительствам западных государств поставить предоставление фин. помощи России в зависимости от решения данного вопроса.

Однако темпы пополнения военно-морского флота новыми многоцелевыми подлодками к середине 1990-х годов резко снизились, что сняло для Соединенных Штатов остроту проблемы, хотя усилия «зеленых» (как известно, многие из которых тесно связаны со спецслужбами НАТО), направленные против ВМФ РФ, не прекратились даже сегодня.

В настоящее время многоцелевые атомные подлодки проекта 971 входят в состав Тихоокеанского (Рыбачий) и Северного (бухта Ягельная) флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

Тяжелые авианесущие крейсеры пр. 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)

Характеристики тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет»

Страна: СССР
Тип: Тяжелый авианесущий крейсер
Дата выпуска: 1975 г. (введен в строй головной корабль)
Водоизмещение:Стандартное: 30530 т, нормальное: 36300 т, полное: 41370 т
Длинна: 273 м
Ширина: 49,2 м (31 v по ватерлинии)
Осадка: 8,95 м (средняя), 11,1 м (учитывая обтекатель антенн)
Бронирование: Нет
Экипаж: 1642 человека (из них 430 человек — авиагруппа).
Силовая установка: Котлотурбинная установка из 4х ТВ-12-3, суммарной мощностью 180000 л.с.
Дальность хода: 4600 миль (полным ходом), 8000 миль (экономным ходом)
Максимальная скорость: 30 узлов (18 узлов экономный ход)
Вооружение:
  • 4х 2х пусковые установки ракет «Базальт»
  • 2х 2х ЗРК «Шторм-М»
  • 2х 2х ЗРК «Оса-МА»
  • 2х 2х АК-726
  • 8х 1х АК-630
  • 2х 5х 533-мм торпедных аппарата
  • 2х 12х РБУ-6000 «Смерч-2»
  • Авиагруппа:До 30 самолетов вертикального взлета Як-38 и/или вертолетов Ка-25ПС.

    «Советские авианосцы проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4. История создания и характеристики»


    Характеристики приведены для авианесущего крейсера «Киев»

    Примечание: так получилось, что из 7 авианосцев Советского Союза построенных формально по проекту 1143, каждый корабль представлял собой следующую ступень эволюции, причем изменения были так значительны, что начав в 1970 г. с «тяжелого крейсера с функциями авианосца» «Киев», к 1981 г. получили уже полноценный авианосец (нынешний «Адмирал Кузнецов»). По этой причине, проекту 1143 будет посвящено две статьи: текущая, про «тяжелые авианесущие крейсеры» (пр. 1143-1143.4) и отдельная, про «авианосцы» (пр.1143.5-1143.6).

    Советские авианосцы проекта 1143 «Кречет»

    История создания тяжелых авианесущих крейсеров проекта

    1143 (1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4)

    К началу 1970-х г.г., Невским ПКБ под руководством Аркадия Васильевича Маринича был разработан проект тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143 «Кречет». Проект был дальнейшим развитием противолодочного корабля проект 1123 «Кондор», и первоначально предполагал лишь создание увеличенного и усиленного корабля, лишенного недостатков прародителя и способного действовать в удаленных районах мирового океана (чем «Кондоры» проекта 1123 похвастаться не могли).

    Надо отметить, что в отличие от главного конкурента — США, флот СССР практически не имел кораблей узкой специализации. Чтобы добиться паритета с НАТО, СССР всегда вынужден был строить корабли более универсальные, тяжело вооруженные, и совмещавшие целый ряд функций. Иногда (как в случае с «универсалами» проекта 1134Б) это удавалось проделать блестяще, а иногда…

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев»

    Тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2 («Киев» и «Минск»)

    Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

    Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

    Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.
    При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск»

    Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

    Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3 («Новороссийск»)

    Все эти проблемы на первом корабле проекта 1143 были неизбежными «болезням роста». И разумеется, конструкторы не сидели на месте, и постоянно совершенствовали конструкцию кораблей. Ещё до передаче флоту «Киева», был готов технический проект  1143М «Кречет», значительно повышавший эксплуатационные характеристики корабля (по нему, также известному как проект 1143.2 был достроен второй авианесущий крейсер — «Минск»).

    А в 1978 г. на основе опыта эксплуатации первенцев проекта 1143, был разработан следующий проект ставший основным для последующих кораблей, и получивший новый шифр: 1143.3 (с 1981 г. 11433). По нему достраивался «Новороссийск».

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11433 «Новороссийск»

    В отличие от первых двух авианесущих крейсеров: «Киева» и «Минска», третий корабль, «Новороссийск» значительно отличался конструктивно: перепланировке подверглись 40% помещений корпуса и надстроек, была существенно расширена авиагруппа, увеличен на 50% запас авиатоплива на борту, взлетная полоса корабля была оборудована тремя га­зоотводными устройствами под перспективные Як-141 (казалось, ещё немного, и они начнут поступать на вооружение), также на корабле могли базироваться летательные аппараты массой до 15 тонн, а приземление на палубу (без постановки в ангар), обеспечивалось даже для таких громад как транспортный вертолет Ми-6.

    Планировалось значительно усилить ПВО корабля за счет а счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал», а 30-мм АУ АК-630М — ЗРАК «Кор­тик».

    Однако по ряду причин, самый совершенный из трех «Кречетов» на тот момент, «Новороссийск» получился самым обиженным в плане вооружения: он не только не дождался своих Як-141,  ЗРАК «Кор­тик» и ЗРК «Кинжал», но и… лишился штатной ЗРК «Оса». РЛС «Подкат» же была установлена так нерационально, что обе её антенны имели «закрытый сектор» из-за высокой палубной надстройки, а на первых порах ещё и забивали сигнал друг друга. Исправить эти неприятные мелочи удалось далеко не сразу.

    Чертеж тяжелого авианесущего крейсера «Киев» проекта 1143 «Кречет»

    Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 («Адмирал Горшков», бывший «Баку»)

    Новое развитие проект 1134 «Кречет» получил под руководством уже другого конструктора — Василия Федоровича Аникиева. Проект 1143.4 (11434) изначально проектировался под многострадальные Як-141, и был наиболее совершенным в серии. Авиагруппа авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» («Баку») включала 36 самолетов (Як-141 и Як-38), основой зенитного вооружения дол­жны были стать ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кор­тик», целеуказание которым обеспечивали две РЛС «Подкат» и новейший РЛК обнаружения ВЦ с ФАР «Марс-Пассат». Вместо РБУ-6000 ко­рабль получил РКПТЗ «Удав-1», а количество ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до 12 единиц.

    На этом «Кречете» (единственном) внедрили конструктивную бро­невую защиту ангара и погребов боезапаса, уменьшили габариты надстройки, изменили кормовые обводы корпуса, с целью исключить гидравлические уда­ры на попутном волнении в штормовых услови­ях, а верхнюю кромку левого борта в нос от ме­ста соединения спонсона с основным корпусом выполнили скругленной, с завалом к диамет­ральной плоскости корабля, для уменьшения турбулентности воздушных потоков. Той же цели служило новое конструк­тивное оформление кромок верхней палубы и выравнивающее устройство (подвижное, а не стационарное, как на ранних кораблях).
    Для обеспечения груп­пового вылета 12 истребителей Як-41 за время не более чем 8 минут предполагалось оборудовать три взлетные полосы, однако в итоге их заме­нили одной полосой с поднимающимся газоотбойным щитом из жаростойкого покрытия, предохраняющим стоящие на старте самолеты от воздействия жара двигателей взлетающего самолета.

    Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» («Баку»)

    Энергетическая установка «Адмирала Горшкова» была такой же как у «Киева», «Минска» и «Новороссийска», но для экономии ресурса, в ней была обеспечена возможность использования эшело­нов в различных комбинациях. Благодаря этой особенности, планово-предуп­редительный ремонт силовой установки можно было проводить прямо в море.

    Итак, четвертый «Кречет» проекта 11434, уже действительно можно было называть полноценным «тяжелым авианесущим крейсером», способным в полной мере решать те задачи, что ставились ещё перед «Киевом» в начале 1970-х г. И снова подвела техника. Хотя «Адмирал Горшков» был сдан флоту в 1987 году, основные самолеты своей авиагруппы он увидел только в 1991 г. Да и то, вместо запланированных двух десятков Як-141, их было всего два. Причем один из них сгорел прямо во время пробных вылетов с корабля. А в следующем же 1992 году, аккурат через 10 лет после предполагавшегося на 1982-й год запуска в серийное производство, проект истребителя-перехватчика с вертикальным взлетом Як-141 был свернут за отсутствием финансирования.

    Так «Адмирал Горшков», наиболее совершенный к тому моменту представитель «тяжелых авианесущих крейсеров» проекта 11344, был фактически приговорен. Баснословно дорогой в обслуживании корабль, оставшийся в трудное для страны время без основного вооружения — авианосной группы, превратился в балласт для бюджета.

    Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

    Прерванный полет «Кречетов»

    В 1995 г. начались переговоры о его продаже в Индию, которые с переменным успехом шли на протяжении десяти лет. Закончилось это радикальной модернизацией крейсера «Адмирал Горшков» под нужды заказчика: с последнего «классического» «Кречета» убрали излишнее вооружение (включая противокорабельные ракеты «базальт» и артиллерию), полетную палубу за счет этого продлили до носовой оконечности, оборудовали взлетный трамплин, расширили ангар, а вместо так и «не взлетевших» Як-141, переоснастили авиагруппу морским вариантом фронтового истребителя МиГ-29К.

    Фактически «Адмирал Горшков» (теперь уже «Викрамадитья») был превращен в подобие российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — как уже говорилось в начале статьи, также принадлежащего к разношерстному семейству «Кречетов», но строившегося по проекту 11435 и изначально являвшегося не авианесущим крейсером, а «чистым» авианосцем.

    Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)

    Стоит, однако отметить, что первый путь развития, вершиной которого стал «Адмирал Горшков» — вовсе не тупиковый, как может показаться изначально. Сгубило первых «Кречетов» не их несовершенство, а то, что эти корабли строились с через чур бескомпромиссной верой в технологии будущего, каким представлялись хотя бы те же перехватчики Як-141 вертикального взлета. И сейчас, на втором десятке лет 21-го века полного аналога Як-141 в мире не существует (американская «калька» с него, F-35, не оправдывает ожиданий американского флота), и кто знает, возможно через некоторое время к идее тяжелого авианесущего крейсера, универсального боевого корабля оснащенного в качестве главной ударной силы новейшими истребителями вертикального взлета и посадки, кораблестроителям ещё предстоит вернуться.

    Конструкция тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 (

    1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4)

    Как мы уже говорили ранее, тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» не были авианосцами в классическом понимании, хотя и имели ряд конструктивных особенностей, присущих этому классу кораблей: «сквозную» полетную палубу, консольный свес угловой палубы и надстройка — «остров».

    Однако, перед разработчиками была поставлена и задача разместить на корабля проект 1143 совершенно несвойствен­ную для авианосцев громадную номенклату­ру ракетного, артиллерийского и противолодоч­ного оружия, что предопределило «гибридный» тип его конструкции. Её характерными, визуально различимыми особенностями были планировка по­летной палубы, с совмещением взлетного и посадочного участков, а также за­громождение верхней палубы протяженной надстройкой и раз­личными системами вооружения, что совершенно не свой­ственно современным авианосцам.

    Корабли имели стальной гладкопалубный кор­пус с небольшим подъемом в носовой оконечно­сти, с продольным набором в центральной части и поперечным в оконечнос­тях. Корпус делился водонепроницаемыми перебор­ками, доходившими до полетной палубы, на 19 отсеков, имел шесть палуб и две платформы.

    Самолет вертикального взлета Як-38. Один из виновников гибели советских авианосцев

    Двойное дно простиралось по всей длине корабля и с района ма­шинно-котельных отделений и до погребов боезапаса переходило в двойной борт, доходив­ший до палубы ангара. Междонное простран­ство использовалось для хранения топлива и воды, а межбортовое — в качестве специальных цистерн. Машинно-котельные отделения, отсе­ки с электростанциями, большая часть погребов боезапаса и хранилища авиационного топлива сверху защищались ангаром, а снизу — подвод­ной конструктивной защитой. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении четырех смеж­ных водонепроницаемых отсеков.

    Надстройка кораблей имела девять ярусов, до третьего яруса она была вертикальной, а выше, вместе с дымовой трубой имела завал внутрь на 10 градусов. Обшивка корпуса и двух нижних ярусов надстройки изготавливалась из 30-мм листов стали АК-25 или 35-мм стали АК-27, а верхние ярусы надстройки и наруж­ные поверхности дымовой трубы — из алюмини­ево-магниевых сплавов.

    У четвертого корабля серии (пр. 11434, «Адмирал Горшков») надстройка несколько отличалась формой от трех более ранних кораблей, из-за стремления уменьшить её габаритные размеры для обеспечения безо­пасности взлетно-посадочных операций и увеличения сектора обзора для двух РЛС «Подкат» и системы «Резистор-К4».

    В качестве активных средств успокоения качки использовалась пара бортовых управляемых рулей, а в качестве пас­сивных — скуловые кили.

    «Адмирал Горшков», авианесущий крейсер проекта 11434

    Ангар занимал большую часть длины кораб­ля и был ограничен с бортов коридорами. Летательные аппараты поднимались на полет­ную палубу при помощи двух лиф­тов, расположенных слева и в корму от над­стройки. Первый служил для спуска, а второй — для подъема летательных аппаратов. Ангар был обо­рудован автономной системой вентиляции с ав­томатическим отключением при пожаре, систе­мами контроля состояния воздуха, орошения забортной водой и воздушно-пенного пожароту­шения. При помощи асбестовых штор он делил­ся на шесть изолированных зон, переме­щение самолетов и вертолетов по нему было организованно при помощи системы продоль­но-поперечной буксировки. Ангар вмещал до 36 единиц техники.

    На полетной палубе (площадь 6200 кв.м) имелось 10 технических позиций для подготовки к полетам, сама палуба была покрыта специальным теплостой­ким покрытием АК-9Ф.

    Главная энергетическая установка кораблей проекта 1143 была кот­лотурбинной, четырехвальной и размещалась в двух машинно-котельных отделениях. Элек­тростанции находились в смежных с машинно­-котельными отделениями энергоотсеках. Эле­менты главных механизмов, генераторные аг­регаты и электрооборудование были унифици­рованы с кораблями проекта 1123.

    Главная энергетическая ус­тановка управлялась при помощи автоматизи­рованной системы «Терек-2». Все ее механизмы имели двухкаскадную амортизацию, а их фун­даменты были оклеены звукоизолирующими материалами.

    В процессе постройки корпус корабля раз­бивался на 10 так называемых строительных районов, закладной район вме­щал оба машинно-котельных отделения с энергетическими отсеками. Каждый из районов фор­мировался из объемных секций большой массы (до 75 т) и габаритов.
    При строительстве 4-го корабля серии, авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», масса объемных секций достигала уже 150 т., и была доведена (за счет установки на верфи двух кранов «KONE») к концу строительства до 1000 тонн. Именно такой вес имела надстройка, смонтированная на корабль единым блоком.

    Вид на один из «Кречетов» (пр.1143) сверху

    История службы тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4  («Кречет»)

    Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о