Проверка дпдз: 403 — Доступ запрещён – Неисправности датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), проверка, замена

проверка неисправности сканером, мультиметром и мотортестером

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиДатчик дроссельной заслонки служит для дозировки топлива.

То есть исходя из количества воздуха прошедшего через него, он подает блоку управления информацию – сколько бензина нужно для образования горючей смеси.

А также определение режима работы двигателя: холостой ход, разгон и постоянная скорость.

Устройство датчика

Это датчик потенциометрического типа – измеритель потенциала. Такие датчики используется там, где нужно измерить пространственное положение узла (датчик уровня топлива, например).

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиВсе вспомнят, как в школе показывали реостат, у которого, перемещая ползунок по резистивному слою реостата, мы меняли напряжение в большую или меньшую сторону.

Используя такой принцип, мы можем узнать, в каком положении находиться тот или иной агрегат.

Такой принцип использовался на советской аппаратуре при регулировке громкости. Увеличивая напряжение, мы увеличивали громкость и наоборот.

Частые причины неисправности

Немного поговорив об устройстве, можно понять, что основная и частая поломка датчика – это износ резистивного слоя. Со временем напыление слоя стирается, и тогда появляются проблемы с датчиком.

Причем чаще всего износ подвержен в начале резистивной дорожки, так как там происходит частое перемещение контактов (начало движения автомобиля).

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиИзнос резистивного слоя дорожки датчика

Попадание грязи на рабочую поверхность датчика также может быть причиной неисправности.

Реже можно наткнуться на поломки в работе самого датчика. Это выход из строя механической части движущегося узла, и неисправность электронного преобразователя магнитных сигналов.

Как проверить?

Проверить исправность датчика можно 3 приборами:

  • диагностическим сканером;
  • мотортестером;
  • мультиметром.

Проверка диагностическим сканером

Подключаем сканер к автомобилю и находим в программе параметры. В параметрах находим показания датчика дроссельной заслонки. Сканер может отображать данные с датчика, как в вольтах так и в процентах.
Если в вольтах, то смотрим значения в пределах 5 в.

ВАЖНО! В сканере будут отображаться значения от 0, 3 до 4,7. Сделано для того, чтобы блок управления понимал, что датчик рабочий. Если будет «0» вольт, то выйдет ошибка — «обрыв датчика». Если «5» вольт – это полностью открытая заслонка или короткое замыкание.

Если в процентах, то смотрим процент открытия заслонки от 0 до 100 %.

Если все в порядке, то на сканере при открытии заслонки мы увидим проценты:
0%, 2%,3% и т.д.

Если увидим значения: 0%, 20%, 0%, 15%, 3%, 4%, 20% и т.д. – это говорит об износе резистивного слоя.

 

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиПроверка датчика дросcельной заслонки сканером Launch в процентах. Слева цифровые значения, слева в графическом виде.

Мотортестером

Для проверки датчика дроссельной заслонки мотортестером нужно подключиться к сигнальному проводу датчика и к минусовому проводу. Затем начинаем открывать заслонку. Что мы должны увидеть? Если все хорошо, то мы увидим такую осциллограмму:

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиОсциллограмма исправного датчика

Если же резистивная дорожка изношена, то осциллограмма будет иметь такой вид:

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиОсциллограмма неисправного датчика

Шумы в начале резистивной дорожки – первые признаки износа.
Проверка неисправности датчика дроссельной заслонки

 

Мультиметром

При проверке датчика дроссельной заслонки мультиметром, проверяется напряжение между плюсовым и минусовым проводом. Двигатель должен при этом работать.

Значения при замере должно быть около 5 вольт.

Следующим шагом будет замер сопротивления между сигнальным проводом датчика и минусовым проводом. Зажигание при этом выключается полностью, а мультиметр настраивается на замер сопротивления.

Проверка неисправности датчика дроссельной заслонкиВ закрытом положении дроссельной заслонки на мультиметре должны отобразиться значения от 0,8 до 1,2 кОм, а в открытом от 2,3 до 2,7 кОм.

Заключение

В статье мы рассмотрели как на примере трех приборов: диагностический сканер для авто, мотортестер и мультиметр проверить одну из самых распространенных неисправностей датчика дроссельной заслонки – износ резистивного слоя.

Узнали параметры, при которых можно считать датчик рабочим и значения, которые укажут на неисправность датчика.

Просмотры: 1 037

Как проверить ДПДЗ

Статья о том, как проверить ДПДЗ и РХХ, а также их проводки не снимая дроссельный узел с автомобиля. Попутно проведём общую диагностику состояния дроссельного узла в целом.

Очень много в последнее время сыпется вопросов о дёрганиях Лачетти в различных режимах работы двигателя. Чаще всего эта проблема проявляется при нажатии либо отпускании педали газа. Соответственно, сразу под подозрение попадает дроссельный узел. Вот я и озадачился вопросом — как помочь братьям Лачеводам в проверке данного узла. К слову, это актуально не только к Лачетти, но и к другим автомобилям.

Все манипуляции проводились на моём Лачетти 1,6, поэтому они подходят и к Лачетти 1,4. Так как у них одинаковая конструкция дроссельного узла, в отличии от Лачетти 1,8. Но суть проверки аналогична полностью, могут различаться только цифры измерений.

ДПДЗ Лачетти

Как известно, на Шевроле Лачетти 1,4 и 1,6 датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода собраны одним целым в дроссельном узле и, соответственно, меняются в сборе, что очень дорого. Поэтому нужно максимально точно диагностировать неисправность.


Как проверить ДПДЗ и РХХ

Проверить работу дроссельного узла можно тремя способами:

  • заменой на заведомо исправный — это самый точный способ
  • омметром
  • компьютерной диагностикой

Первый способ рассматривать не будем, так как он и так очевиден. Остановимся на втором и третьем.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки мультиметром

Посмотрев на схему, в левом нижнем углу видим нужный нам объект под названием «регулятор холостого хода»

Схема датчиков ЭБУ Лачетти

Мы видим простейшую схему, состоящую из двойного реостата (переменное сопротивление), выключатель и электрический двигатель. На простом языке, суть работы данного чуда-устройства такова: когда мы нажимаем педаль газа, то сразу размыкается выключатель режима хх (обычный концевик) и двигатель переходит на другой режим работы, в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Эту степень открытия ЭБУ определяет по изменяющемуся сопротивлению реостата. Когда мы отпускаем педаль газа, то выключатель снова замыкается и дает понять ЭБУ, что нужно включать режим холостого хода. ЭБУ переходит в режим хх и регулирует его электрическим моторчиком, который приоткрывает дроссельную заслонку на определённый угол для поддержания заданных оборотов. За этими значениями следит вторая часть реостата.

Какие могут возникнуть поломки в этом простом механизме:

  • неисправность выключателя
  • трещины и истирание токопроводящего слоя реостата
  • обрыв реостата
  • замыкание, обрыв или увеличение сопротивления проводки
  • неисправность двигателя

Для быстрой проверки всех этих возможных неисправностей необходимо снять разъём с ЭБУ. Как это сделать изложено в статье Дёргается Лачетти

Для проверки ДПДЗ необходимо подключить омметр к 74 и 79 контакту штекера ЭБУ

Как проверить ДПДЗ

Видим сопротивление чуть больше 700 Ом

Как проверить ДПДЗ Лачетти

Теперь плавно проворачиваем дроссельную заслонку и смотрим показания омметра. Они должны также плавно увеличиваться. Можно даже воспользоваться стрелочным прибором для более точного измерения плавности изменений.

Проверка ДПДЗ Шевроле

Не должно быть никаких скачков. Если есть скачки — значит токопроводящее покрытие загрязнено или имеет трещины, либо у Вас трусится рука :-)

После того, как докрутили заслонку до упора, значение должно возрасти больше 1200 Ом

Внимание! В самом конце возможен скачок сопротивления примерно до 1300 Ом, а затем показания устанавливаются на значении около 1200 Ом. Боятся этого не стоит.

Как проверить ДПДЗ мультиметром

Так как щупы не влазят в контакты ЭБУ, я подключил щупы через провода. А то приходилось одной рукой держать их, второй крутить заслонку, а третьей фотографировать :-)

Имейте ввиду, что провода и щупы должны быть тонкие! Иначе имеется риск разжать контакты в колодке ЭБУ!

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

В общем, датчик ДПДЗ проверили. Теперь проверим датчик положения регулятора хх. Для этого подключаем омметр к 43 и 79 контакту штекера ЭБУ. Видим похожие показания

Проверка регулятора холостого хода

Показания сопротивления датчика положения РХХ при вращении могут не изменяться, а сопротивление может немного отличаться от моих. Потому что поворачивая дроссельную заслонку, мы не оказываем влияния на положение регулятора РХХ. Для вращения этого регулятора, необходимо снимать крышку с дроссельного узла. Тут главное — это наличие сопротивления около 600 — 650 Ом, что свидетельствует об отсутствии обрыва в цепи датчика положения РХХ. Если есть обрыв, тогда придётся прозвонить отдельно провода и при их целостности — разбирать дроссельный узел. Но это бывает крайне редко.

Теперь проверим выключатель холостого хода. Для этого подключаем омметр к 19 и 55 контакту штекера ЭБУ

Как проверить выключатель холостого хода

При отпущенной педали газа, сопротивление должно стремиться к 0 — контакт замкнут, а при нажатой педали, сопротивление должно быть бесконечным — контакт разомкнут.

Если никаких проблем при этих измерениях не обнаружили, значит механизм должен быть исправным.

Советую при проверке этого выключателя подёргать жгут проводов от ЭБУ к двигателю, так как часто можно встретить вот такую неисправность

Как проверить ДПДЗ компьютерной диагностикой

При этом способе всё гораздо проще. Что нужно для такой диагностики изложено в рубрике Компьютерная диагностика Шевроле

В программе Chevrolet Explorer нам нужны всего два параметра:

  • положение дроссельной заслонки
  • дроссельная заслонка открыта/закрыта

Для проверки датчика положения дроссельной заслонки необходимо медленно и плавно нажимать на педаль газа. При этом график положения ДЗ должен также плавно и без провалов расти вверх. Без провалов и скачков

Компьютерная проверка ДПДЗ

При полном нажатии на педаль газа, степень открытия дроссельной заслонки должна составлять не менее 70%. Хотя встречались показания немного меньше. Самое минимальное, которое я видел составляло 66%, хотя всё было исправно и правильно отрегулировано. Поэтому ориентируйтесь значений 66%-73%.

Как в СЕ проверить ДПДЗ

При резком нажатии и отпускании график в точности должен повторять Ваши действия. Вот такого быть не должно

Диагностика ДПДЗ

Здесь явные заедания/зависания дроссельной заслонки.

Проверка выключателя холостого хода проводится попеременным нажатием/отпусканием педали газа. График в параметре «дроссельная заслонка закрыта» должен четко реагировать на Ваши действия без пропусков

Диагностика выключателя холостого хода Шевроле

Теперь остановимся на проверке регулятора холостого хода, т.е. на электрическом моторчике в дроссельном узле. Его тоже можно косвенно проверить.

На нашем форуме обсуждается очень интересный случай с РХХ, связанный с провалами оборотов на холостом ходу. Там очень странно вёл себя этот моторчик, что было видно по логам диагностики.

Для проверки проводки, щеток и обмоток двигателя необходимо подключить щупы омметра к 61-му и 62-му контакту колодки ЭБУ

Как проверить двигатель РХХ

Показания омметра должны составлять 3-5 Ом

Сопротивление обмоток РХХ

В моём случае показания составили 4,4 Ома (1 Ом — сопротивление самих щупов). Если сопротивление выходит за эти пределы, то необходимо прозвонить отдельно два провода питания моторчика РХХ — от 61-го контакта колодки ЭБУ до 1-го контакта колодки дроссельного узла и от 62-го контакта колодки ЭБУ до 5-го контакта колодки дроссельного узла.

Если провода не вызывают вопросов, тогда необходимо разбирать дроссельный узел.

Как видим, проверить ДПДЗ и провести общий анализ дроссельного узла и его проводки совсем не сложно. Даже не снимая его с автомобиля. Главное понимать смысл действий. Если у Вас есть другие варианты и способы проверки, готов обсудить их в комментариях.

Вот видео проверки ДПДЗ и РХХ

А вот видео о том, как проверить «виновность» ДПДЗ простым способом

Всем Мира и ровных дорог!!!

По теме в сообществе Мой Лачетти:

Проверка датчика положения дроссельной заслонки

Дроссельный узел автомобиля

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) информирует компьютер автомобиля о том, насколько сильно вы нажимаете педаль газа. Дроссель – это отверстие, которое открывается или закрывается в зависимости от того, сколько воздуха требуется двигателю. Чем сильнее вы нажмете на педаль акселератора, тем больше воздуха будет поступать в двигатель. ДПДЗ контролирует положение дроссельной заслонки, чтобы определить, сколько топлива необходимо двигателю для правильной работы в заданный момент времени.

Как распознать неисправности ДПДЗ

Существует множество проблем, которые могут возникнуть в результате поломки датчика положения дроссельной заслонки. Вот одни из самых распространенных симптомов:

  • внезапная остановка двигателя;
  • проблемы с запуском мотора;
  • слишком богатая или бедная смесь топлива;
  • повышенный уровень вредных выбросов;
  • нестабильный разгон и др.

Принцип работы датчика дроссельной заслонки

ДПДЗ – это несложное электронное устройство, называемое потенциометром. Чтобы лучше понять, как диагностировать этот датчик, необходимо понимать, как работает потенциометр. Потенциометр – это подключенный к шкале переменный резистор с подвижным контактом, который передает значение напряжения, основанное на положении контакта. На рисунке ниже изображена схема потенциометра.

Схема ДПДЗ

ДПДЗ имеет три контакта:

  • опорное напряжение;
  • сигнальный контакт;
  • заземление.

Как диагностировать датчик положения дроссельной заслонки с помощью мультиметра

Использование мультиметра – один из лучших способов проверки ДПДЗ, причем подойдёт даже дешевый прибор.

  1. Найдите ДПДЗ на вашем автомобиле. Поскольку он контролирует положение дроссельной заслонки, ищите датчик на её корпусе.

Расположение ДПДЗ под капотом

На рисунке ниже красная стрелка указывает на этот датчик.

датчик отмечен стрелкой

В демонстрационных целях я удалил патрубок подачи воздуха, чтобы вы могли видеть, как устроен дроссельный узел. Это поможет вам при проверке датчика.

  • В старых автомобилях на корпусе дроссельной заслонки используется механический рычаг, который соединен с педалью газа в салоне посредством тросового привода (на новых автомобилях применяется электронная педаль акселератора).
  • В дроссельном узле установлена пластина (круговой диск), действующая как дверь для воздуха, попадающего в двигатель.
  • При закрытом дросселе (педаль газа не нажата), заслонка находится в полностью закрытом состоянии.

Закрытая дроссельная заслонка

  • В широко открытом дросселе (педаль газа прижимается к полу), заслонка полностью открыта, обеспечивая максимальную подачу воздуха в двигатель.

Заслонка полностью открытая

  1. Следующий шаг – обеспечение условий для правильной работы ДПДЗ. Для этого начните с отключения электрического разъема от датчика.

Подключите черный провод мультиметра к минусовой клемме аккумулятора и установите прибор в режим постоянного тока.

  • Подключаем мультиметрЧерный щуп и минусовая клемма АКБНачните измерение с одной стороны трехпроводного штекера. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не пытайтесь запустить автомобиль. Один провод должен отображать около 0 вольт. Как правило, это крайний левый или крайний правый контакт в вилке.

Измерение напряжения

  • Измерьте напряжение на среднем контакте, к которому обычно подключен сигнальный провод. Он также должен отображать примерно 0 вольт.

Диагностика ДПДЗ

  • Подключитесь к третьему контакту, который должен показать около 5 вольт. Это и есть наше опорное напряжение. Если при подключении к третьему контакту вы не видите на мультиметре 5 вольт, датчик положения дроссельной заслонки не получает требуемого напряжения, а это признак дефекта проводки ещё на пути к датчику. Проверьте её на наличие механических повреждений.

Напряжение около 5В

Важно отметить, что до тех пор, пока на одном контакте будет присутствовать 5 вольт и примерно 0 вольт на двух других, вы можете не переживать о целостности проводки. Помните, что сигнальный контакт обычно является средним в разъеме и запомните, где расположены 5 вольт и заземление.

  1. Подсоедините разъем проводки к ДПДЗ и подключите к контактам сигнала и заземления щупы мультиметра, воспользовавшись скрепками (см. фото ниже).

Как подключиться к разъему

  1. Подключите плюсовой (красный) щуп мультиметра к сигнальному проводу (средний контакт), а черный щуп – к заземляющему проводу. Установите мультиметр в режим постоянного тока (DCV)

Финальные тесты ДПДЗ

  1. При таком подключении на мультиметре должно быть примерно 0,9 вольт. Точные цифры могут отличаться, в зависимости от модели автомобиля.
  2. Поверните рычаг корпуса дроссельной заслонки и обратите внимание на изменение напряжения. Если вам неудобно это сделать, можно положить мультиметр на лобовое стекло, повернув экраном к салону автомобиля, сесть за руль и нажимать на педаль газа. Результат будет аналогичным.
  3. Если датчик положения дроссельной заслонки работает правильно, вы увидите плавное изменение от базового напряжения (в нашей ситуации примерно 0,9 вольта) до максимального значения (около 4,47В). Поверните рычаг или медленно нажмите педаль газа, постарайтесь увидеть «пики» напряжения. Резкие всплески или падения напряжения – это то, что нас интересует. К примеру, если вы нажали на педаль газа примерно наполовину и на дисплее отображается около 2,5 вольт, резкие всплески свыше 4 вольт или падения до 1 вольта свидетельствуют о неисправности ДПДЗ.

Это происходит по причине физического износа датчика дроссельной заслонки. Если вы обнаружили участок, на котором напряжение прыгает каждый раз, когда вы его проходите (либо по пути вверх, либо вниз), это является признаком износа резистора. Информация об этом всплеске напряжения передается на электронный блок управления, в результате чего компьютер думает, что вы резко нажали или отпустили педаль газа.

Если проверка ДПДЗ показала, что датчик неисправен, заменить его будет несложно. Как правило, он крепится всего двумя болтами. Необходимо лишь отключить электрический разъем, открутить крепежные болты, вытащить датчик и установить новый.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки. Признаки поломки.

Желание узнать как проверить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) появляется у каждого автолюбителя, желающего самостоятельно устранить его исправность. Проверка либо замена не требует специального инструмента, и не отличается трудоемкостью.

Назначение и виды ДПДЗ

Датчика положения дроссельной заслонки генерирует электрический сигнал, соответствующий углу открытия воздушной заслонки. Показания необходимы для корректной работы контроллера (ЭБУ). Этот сигнал вмести с данными от других датчиков используется контроллером при формировании импульсов впрыска топлива, и искрообразования.

Вне зависимо от конструкции, ДПДЗ можно представить себе как потенциометр: один вывод которого подключен к массе, а другой к питанию бортовой сети. Напряжение, соответствующие положению заслонки снимается с вывода, аналогичного подвижному контакту.

Устанавливается он на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Его подвижный элемент механически связан с осью заслонки.

Виды ДПДЗ:

  1. пленочно-резистивный. Представляет собой обычный потенциометр. Их моторесурс достигает 50 тыс. км пробега;
  2. бесконтактный (магниторезистивный). Принцип работы основан на эффекте Холла. Время безотказной работы зависит только от качества исполнения механической части устройства. Стоит устройство такого типа, конечно же, намного дороже пленочно-резистивных.

Симптомы неисправности

Проверка датчика положения дроссельной заслонки необходима в следующих случаях:

  • ухудшение динамики разгона.
  • повышенная, пониженная, или нестабильная частота вращения коленвала на холостом ходу.
  • рывки при движении по ровной дороге с неизменным нажатием педали акселератора.
  • остановка двигателя на нейтрали.
  • остановка двигателя во время переключения передач.
  • двигатель не развивает максимальную мощность.

Причины возникновения неисправностей

  • Основными причинами выхода из строя пленочно-резистивных ДПДЗ является механический износ резистивного слоя и движка потенциометра, а также попадание грязи на рабочую поверхность.
  • У магниторезистивных встречается тоже две причины отказов: поломка движущегося узла и отказ электронного преобразователя магнитных сигналов в постоянное напряжение.

Проверка ДПДЗ

Проверка датчика положения дроссельной заслонки на примере ВАЗ 2110. Предварительные действия:

    • Закрыть дроссельную заслонку.
    • Включить зажигание.

    1. Вольтметром проверить величину напряжения на выходе прибора. Оно должно быть не более 0,7 В. Его выход определяется очень просто ― два провода под массу и питание, а третий, соответственно, под выход.
    2. Измерить величину напряжения на выходе при полностью открытой заслонке. Оно должно быть не менее 4 В.
    3. Проверить изменение напряжения на выходе при открытии и закрытии заслонки. Напряжение должно меняться плавно, без скачков.
    4. Если результаты ваших измерений совпадают с вышеописанными, то ваш датчик исправен. Если же хоть что-то отличается ― вам нужно купить исправный.

    Неисправность этого датчика записывается в память контроллера. В таком случаи обычно начинает светиться надпись “check engine”.

    Двигатель переводится в аварийный режим работы, предназначенный лишь для того, чтобы своим ходом доехать до автомастерской, что еще больше усиливает дискомфорт при управлении автомобилем, а также увеличивает расход топлива.

    Замена датчика

    Месторасположение ДПДЗ на примере Ваз 2110

    Замена ДПДЗ не требует отключения аккумулятора, так как он обесточивается при выключении зажигания. Поэтому просто выключите зажигание. Аккуратно отжав стопор, снимете разъем, с датчика. Отверните винты крепления датчика и снимите его. При установке нового датчика, сначала аккуратно совместите торец оси заслонки с посадочным местом. После этого, вращая датчик, совместите отверстия в датчике с отверстиями в корпусе заслонки. Ввинтите крепеж и затяните его. Не забудьте надеть разъем. Остается только стереть ошибку из памяти контроллера.

    Стереть ошибку из памяти можно попытаться самостоятельно, скинув на ночь клемму с аккумулятора. Если попытка удаления кода ошибки не увенчается успехом, остается два варианта ехать на диагностику и убирать ее мотортестером или подождать когда контроллер сам удалит ее.

    Регулировка

    ДПДЗ автомобилей семейства ВАЗ регулировки не требует. На автомобилях, для которых предусмотрена его регулировка она делается следующим образом: после установки нового датчика полностью закройте воздушную заслонку, повернув ее за привод, если он механический. Или снимите воздуховод и нажмите на ее край, если у нее электрический привод. Затем присоедините щупы вольтметра к выходу датчика и к массе авто, строго соблюдая полярность. Поверните датчик таким образом, чтобы вольтметр показывал минимальное для этого датчика напряжение (в идеале 0 В). После чего затяните крепеж. Если после регулировки обороты холостого хода выше, чем должны быть, значит, на вашем автомобиле нужно провести процедуру обучения контроллера параметрам нового ДПДЗ. Для этого следует:

    • на 15 минут отключить клемму от аккумулятора.
    • убедиться в том что дроссельная заслонка закрыта.
    • включить зажигание на несколько секунд не запуская двигатель.
    • выключить зажигание.
    • подождать около 15 сек. В это время контроллер будет записывать себе в память новые параметры ДПДЗ, поставленного взамен, пришедшего в негодность.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о