Система автоматического торможения автомобиля – К 2022 году системы автоматического торможения будут входить в базовую комплектацию автомобилей

Содержание

Авто >> СТОП: Тест систем автоматического торможения

Первый тест автомобилей, оснащенных системой автоматического торможения | Автор Максим Сачков | Фото Георгий Садков | Цены указаны на момент подготовки материала

Вы пробовали хотя бы однажды не тормозить, когда ваш автомобиль летит в препятствие? Трезвому человеку такая мысль и в голову не придет. Почему же тогда так много попутных столкновений – как говорится, на ровном месте? Невнимательность! Задумался, загляделся по сторонам, потянулся за телефоном… И по закону подлости именно в этот момент идущая впереди машина вдруг затормозила. Удар, мятый бампер, битые фары – это в лучшем случае.

Чтобы свести подобные аварии к минимуму, автопроизводители несколько лет назад дружно начали разрабатывать превентивные системы безопасности, которые готовы вместо водителя остановить машину – в автоматическом режиме. Поначалу ими стали оснащать дорогие машины, но после того, как в прошлом году «автостопом» одарили Ford Focus, стало ясно: технологии пошли в народ! Выходит, настала пора серьезных испытаний. В России и Украине подобных тестов никто не проводил, а потому нет ни методик, ни инструментальной базы. Значит, создадим сами!

К тесту готовились несколько месяцев. Основное время ушло на изготовление испытательной установки. Шлифовали методику испытаний, исписали не одну стопку бумаг, заполняя заявки, командировочные листы, служебные записки. А еще ловили погоду – в середине весны она часто преподносит сюрпризы, осложняющие и замеры, и фотосъемку. Мешал и человеческий фактор. Повинуясь инстинкту самосохранения, руки в последний момент сами поворачивают руль, а ноги жмут тормоз – очень страшно впечататься в препятствие! Знали бы вы, чего мне стоило побороть вредные для работы рефлексы… После этого синяя корма нашего тестового «булли» мне по ночам снилась.

Когда приготовления были завершены, мы собрали на автополигоне девять машин, которые умеют сами тормозить: относительно недорогие Ford Focus и Volkswagen Golf, седаны Volvo S60, Infiniti Q50 и Hyundai Genesis, а еще кроссоверы всех мастей – Opel Insignia Country Tourer, Land Rover Discovery Sport, BMW X4 и Cadillac SRX.

ИЗ МЕТАЛЛА И ПОРОЛОНА

Идея проверки работоспособности электронных ассистентов, позволя­ющих избегать аварий, возникла у нас не сегодня. Пять лет назад на кроссовере Volvo XC60 мы залепили грязью радары и датчики (ЗР, 2010, № 5) для того, чтобы проверить, будут ли работать электронные системы активной безопасности. Некоторые ассистенты сложили полномочия, но остальные даже в столь сложных условиях (кстати, типичных для наших дорог) продолжали добросовестно выполнять свои обязанности. А в прошлом году Михаил Кулешов без страха и упрека вышел один на один с хэтчбеком Ford Focus, который двигался вовсе без водителя! Оснащенный системой автоматического торможения Focus останавливался прямо перед бесстрашным Михаилом. Всё это были лишь попытки подобраться к серьезным испытаниям, которые позволили бы комплексно оценить работу систем автоматического торможения и их роль в активной безопасности.

Очевидно, что автомобили должны реагировать не только на статичный объект, но и на движущийся – надо сымитировать торможение в пробке или замедление в трассовом режиме. А как реализовать эту идею? Бить машину машиной? Дороговато выйдет!

Целый месяц проектировали, спорили – и строили, подгоняли, перекраивали.

Поэтому специалисты техцентра «За рулем» Валерий Жаринов и Геннадий Емелькин взялись за постройку уникальной экспериментальной установки, которая позволяет проводить все виды испытаний. Целый месяц они проектировали, спорили – и строили, подгоняли, перекраивали. В итоге из ворот нашего техцентра они выкатили макет задней части автомобиля, способный передвигаться со скоростью до 80 км/ч. Естественно, не самостоятельно: установку тащит тягач – легковой автомобиль с фаркопом.

Установка поставлена на рельсы, которые служат направляющими: по ним при столкновении она уезжает от автомобиля-тарана. Это спасает его передок от повреждений, а водителя – от возможного удара подушкой безо­пасности.

Автоматическая система экстренного торможения автомобиля стала стандартом / Habr

Ряд крупнейших мировых автопроизводителей — Audi, BMW, Ford, General Motors, Mazda, Mercedes-Benz, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo — согласились включать в свои автомобили автоматическую систему экстренного торможения (automatic emergency braking, AEB) как стандартную опцию. Это соглашение стало результатом совместной работы сразу двух ведомств: Страхового института дорожной безопасности (IIHS) и Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA) США.

Система AEB использует для своей работы ряд сенсоров, установленных в автомобиле, которые непрерывно анализируют обстановку вокруг него. Если система решает, что столкновение неминуемо, то она предупреждает водителя специальным сигналом, а если тот не успевает среагировать, то сама начинает экстренное торможение. Обычно AEB была доступна или как дополнительная опция, или как привилегия дорогих моделей авто, и как изменится стоимость машины в связи с тем, что она будет устанавливаться на все новые модели, произведённые в США, не сообщается. Установка самой дешёвой системы AEB стоит около $310.

С точки зрения покупателей автомобилей, они получают дополнительную возможность избежать ДТП. Согласно исследованиям Euro NCAP (Европейская программа оценки новых автомобилей), наличие системы автоматического экстренного торможения позволяет уменьшить число аварий сразу на 38%. По оценкам IIHS дорожные инциденты, в которых автомобили по разным причинам врезаются друг в друга, ежегодно уносят более 1700 человеческих жизней. Эти аварии можно было бы предотвратить или существенно смягчить их последствия, если бы машины были оборудованы AEB. С другой стороны, страховые компании получают возможность уменьшить страховые выплаты в случае ДТП.

Сейчас единственным автопроизводителем, который серийно выпускает все автомобили с AEB, является шведская Volvo. Honda с 2012 года также обязательно встраивает в свои авто AEB, то эти машины продаются только в Японии и могут только уменьшать скорость движения автомобиля, тогда как система Volvo способна полностью его затормозить.

Системы автоматического торможения

Представьте себе на минутку ситуацию — на работе аврал, вчера вы поздно вернулись домой, а ночью вас разбудили истошные вопли загулявших уличных кошек. Что вас ждёт утром? Правильно, головная боль и недосып, если вовремя проснётесь. И если обезболивающую таблетку вы принять не забудете, то сварить чашку крепкого кофе можете и не успеть. И вот, садитесь вы за руль своего автомобиля и медленно ползёте в пробке, клюя носом. И в какой-то момент замечаете в нескольких сантиметрах от переда своей машины зад новенького мерседеса. С замершим сердцем вы давите на педаль тормоза, надеясь всё же успеть и не стукнуть чужую машину. Может быть, вам это удастся, а может, и нет. Так что давайте поговорим о системе автоматического торможения автомобиля.

ACS позволит избежать ДТП

Active City Stop (система автоматического торможения) — разработка, которая призвана уменьшить риск возникновения ДТП и как показывает практика, такая система позволяет сократить путь после нажатия педали тормоза минимум на 15%.

Как это работает? Теоретическая часть

Чисто технически ничего нет слишком сложного в том, чтобы заставить машину затормозить. Для этого автомобиль и имеет нужные датчики. Вся проблема состоит как раз в том, чтобы заставить затормозить вашу машину именно в ту секунду, когда это срочно требуется, причём водитель в этом участвовать не должен.

Сама система ACS работает по принципу лазерного радара (лидар), который при помощи импульсов, посылаемых каждые 0,1 с, сканирует пространство перед автомобилем и определяет наличие объектов, скорость их движения и расстояние до них. Так как такие устройства работают с близкого расстояния, то часто камеру устанавливают на лобовое стекло автомобиля, а радар — на передний бампер. Поскольку радар не может определить, какой объект находится впереди, но может обнаружить его на большом расстоянии, то к делу подключается камера, и система начинает решать, нужно ли начать торможение или можно не обращать внимания на обнаруженный предмет. При небольшой скорости движения вашего автомобиля (от 15 до 30 км/ч), которая как раз характерна для пробок, подобная система

позволяет предотвратить ДТП с вероятностью до 100%.

ACS — использует камеру под лобовым стеклом

Может показаться, что подобная величина не так уж и высока, человек сам может справиться с ситуацией. Весь вопрос в скорости принятия решения. В среднем скорость принятия решения составляет около 0,2 секунды. Но не стоит забывать о том, что человек может быть уставшим, заболевшим или просто плохо оценивать ситуацию на дороге из-за плохой видимости. Всё это увеличивает время принятия решения, и риск создания аварийной ситуации на дороге возрастает. В то же время скорость оценки ситуации у системы автоматического торможения в разы больше.

Практическая часть

Итак, допустим, вы не предпринимаете никаких действий за рулём — не тормозите, не выкручиваете рулевое колесо, чтобы обогнуть препятствие. Как было уже сказано выше, эта система отлично работает на скорости менее 30 км/ч и способна полностью свести к нулю вероятность аварии, хотя главным её приоритетом является сведение к минимуму повреждений автомобиля и травм водителя. Тем не менее ACS не забирает всю ответственность за управление машиной у водителя.

Надо сказать, что система автоматического торможения автомобиля прекрасно справляется с возложенными на неё функциями, однако водителю при этом не поступает никаких сигналов — ни световых, ни звуковых. Не передаётся вибрация и на руль.

При увеличении скорости движения до 40 км/ч и приближении к неподвижно стоящему объекту, система вообще не среагирует, пусть даже если вы и отпустите педаль газа. Однако если вы приблизитесь к автомобилю, движущемуся с такой же скоростью, что и ваш, на опасное расстояние, то ACS первым делом подаст вам предупредительный сигнал, а уже потом начнёт торможение вполсилы. Вся идея ACS и заключается в том, вы начнёте всё же действовать самостоятельно и нажмёте наконец на педаль тормоза, но если вы будете оставаться безучастным, то система примет решение и сделает все за вас.

Может показаться странным, но подавляющее большинство людей жмут на педаль тормоза во время аварийной ситуации не с той силой, с которой могли бы, поэтому система автоматического торможения ACS легко поможет водителю дожать тормозную педаль, когда вы проснётесь в считаных сантиметрах от заднего бампера впереди стоящего мерседеса. Как показали неоднократные исследования, треть всех аварий — это результат «встречи» заднего и переднего бамперов двух автомобилей. При этом в половине подобных случаев водитель не тормозит вообще. Поэтому очевидно, что в подобных случаях помощь водителю от его автомобиля была бы крайне необходима.

В районе бампера также используется специальный радар

Стоить помнить, что если скорость вашей машины достаточно велика, то никакая система безопасности вас не спасёт – здесь вся ответственность ложится только на водителя и весь контроль над ситуацией остаётся только в его руках.

Подумаем о недостатках

Такая система уже давно устанавливается на многие марки машин, например, на Ford Focus, Volvo, Subaru. Хотя первоначально на машины для российских дорог Форд, к примеру, не планировал устанавливать систему автоматического торможения автомобиля. Связано это с тем, что большинство наших автовладельцев не слишком часто моют своего «железного коня», поэтому чистота номерных знаков и фонарей практически всегда оставляет желать лучшего. А ведь радар ACS срабатывает как раз на эти элементы.

Предполагалось, что это усложнит работу автоматического торможения автомобиля, но реальности все обстоит несколько иначе. В крупных городах автомашины часто идут одним сплошным потоком, расстояние между ними невелико (помним о пробках!) и ACS приходилось бы постоянно тормозить, мешая движению. И все же поддерживать чистоту линзы и датчиков необходимо.

ACS особенно полезна в пробках и на перекрестках

Также неоднозначность момента может возникнуть, когда впереди едущий водитель авто решает повернуть на перекрёстке. Дистанция между вами начинает уменьшаться и система автоматического торможения вашего авто начинает срабатывать, думая, что возникает нештатная ситуация, которой на самом деле нет. Или передний сосед по дороге начинает маневрировать на небольшой скорости – тут тоже возможна ложная тревога системы.

Цена вопроса

По заверениям производителей, стоимость такой установки колеблется в районе 500 у. е. для Ford Focus и BMW. Гораздо дороже предлагают подобную установку Volvo и Lexus. Однако ACS входит в другой комплект контроля, который стоит уже в полтора раза дороже. В конечном итоге цена системы автоматического торможения автомобиля вырастет в два раза и составит чуть менее 2 тысяч долларов. Учитывая экономическую ситуацию в стране, эта сумма не кажется маленькой.

Что можно сказать в заключение? Что никакая механическая система несовершенна и в планировании своих дальнейших действий опирается на гораздо меньшее число параметров, чем человек, поэтому иногда такая система работает неидеально. Системы торможения все же вспомогательная функция и полагаться полностью на неё не следует. А цена – что ж, со временем все дешевеет.

Система автоматического торможения, достоинства и недостатки

Например, на некоторых автомобилях Volvo успешно работает система City Safety, а недавно и Форд оснастил новый Фокус разработкой Active City Stop. Что же представляют собой системы автоматического торможения, в чем их плюсы и есть ли слабые стороны?

Принцип действия

Системами автоматического торможения (Active City Stop) специалисты называют разработки, помогающие водителю остановить автомобиль при возникновении на пути препятствия. Благодаря системе ACS снижается риск ДТП, т. к. сокращается интервал между нажатием на педаль и остановкой на 15%. Чтобы остановить автомобиль без участия водителя, технических преград нет. Современные датчики и сенсоры работают быстро и четко. Сложность автоматизации заключается в том, что транспортное средство необходимо затормозить именно в то мгновение, когда это необходимо. При этом водитель может промедлить с принятием решения. За основу работы системы автоматического торможения взят принцип лидара (лазерного радара). Устройство посылает импульсы через 0,1 с, которые сканируют пространство перед машиной, выявляют препятствия на пути, определяют расстояние до объекта и его скорость движения. Обычно радар монтируется в переднем бампере, а камера крепиться на лобовом стекле. Задача радара – обнаружить объект на большом расстоянии перед автомобилем. Камера оценивает опасность, которую представляет препятствие, а система решает начинать торможение или продолжать движение в прежнем режиме. На сегодняшний день разработка ACS эффективно работает при скорости транспортного средства в пределах 15…30 км/ч. Соответственно при движении в пробках крупного города она позволяет на 100% исключить ДТП. Многие автомобилисты скажут, что в такой автоматизации торможения водитель не нуждается. Он и сам в силах принять правильное решение. Однако стоит только задуматься или расслабиться во время неспешной езды, чтобы потерять концентрацию и скорость принятия решения резко возрастет. Такой же эффект наблюдается у больных и уставших людей. И вместо усредненных 0,2 с на реагирование, человек думает секунду, а часто вообще не успевает воспользоваться педалью тормоза.

Практические преимущества

Система ACS на практике показала, что готова выручить водителя, который зазевался на дороге. Разработка показала отличные результаты при прямолинейном равномерном движении машины на скорости, не превышающей 30 км/ч. В процессе дорожного движения излучатель системы посылает импульсы, направленные вперед. Отражаясь от автомобилей и неподвижных препятствий, лучи возвращаются на датчик. Система анализирует время, которое сигнал провел в пути, учитывая при этом скорость машины. Как только сближение авто с объектом станет опасным, система начнет действовать. Торможение начнется независимо от того, выжал ли водитель педаль сцепления или нет. Отличие будет лишь в том, что мотор после остановки будет работать при выжатом сцеплении. А если торможение происходило при включенной трансмиссии, то двигатель заглохнет. Как показывают многочисленные исследования, многие водители в экстренных случаях слишком слабо нажимают на тормоз. В результате третья часть всех ДТП приводит к поломкам передних и задних бамперов. При этом 50% водителей в таких авариях вообще не тормозят. В этих ситуациях помощь со стороны системы автоматического торможения будет крайне необходима.

Недостатки разработки

Успешная и безотказная работа системы ACS возможно только в тех случаях, когда соблюдаются определенные условия. Они касаются как эксплуатации авто, так и ситуации на дороге. В этом существенный недостаток разработки.
  1. Когда автомобиль движется со скоростью более 40 км/ч, система не успевает остановить машину перед препятствием. Однако она посылает водителю сигнал, который в ряде случаев позволяет ему своевременно отреагировать на аварийную ситуацию.
  2. Объекты, на которые реагирует система ACS, должны перемещаться в попутном направлении или быть неподвижными. Спасти водителя от внезапно выехавшего встречного авто разработка не сможет.
  3. Препятствия должны быть оснащены световозвращающими элементами. Кроме того, их поверхность должна оставаться чистой. Вероятно, поэтому не все автомобили, предназначенные для российского потребителя, комплектуются системами ACS.
  4. Излучатель имеет ограниченный сектор, в который прибор посылает инфракрасные волны. В вертикальной плоскости этот показатель соответствует 12 градусам, по горизонтали захват выглядит несколько больше до 27 градусов.
  5. Неоднозначно система автоматического торможения реагирует на некоторые маневры впереди движущихся машин. Например, едущий впереди автомобиль поворачивает на перекрестке. В этот момент происходит сближение двух транспортных средств, что не нравится автоматике. Точно также система ACS может отреагировать на маневры соседних авто, которые движутся на небольшой скорости.
Систему автоматического торможения вряд ли можно назвать совершенной. Однако с каждым годом все больше автопроизводителей включаются в разработку безопасных опций, которые помогут водителю в аварийной ситуации. Важно понимать, что все эти дополнительные системы являются вспомогательными, поэтому полностью доверять им не следует. Водитель за рулем всегда должен быть сконцентрированным и внимательным, чтобы своевременно отреагировать на возникший форс-мажор.

Систему автоматического торможения могут сделать обязательной

По мнению европейских экспертов, обязательная установка на автомобили систем автоматического торможения может стать таким же значимым прорывом для безопасности движения, как и использование ремней.

Эксперты призывают к обязательной установке на автомобили систем автоматического торможения

Эксперты Европейского совета по транспортной безопасности считают необходимым обязать автопроизводителей устанавливать на автомобили системы автономного экстренного торможения (Autonomous Emergency Braking — AEB). В настоящее время подобные устройства, способные самостоятельно взять на себя торможение со скоростей вплоть до 80 км/ч, устанавливаются не более чем на 10% автомобилей.

По мнению эксперта Дадли Кертиса, в том случае, если обязать автопроизводителей оснащать все машины AEB, то стоимость подобных систем снизится за счет массового применения. К тому же, считает Кертис, сейчас есть огромный интерес к развитию данной технологии: в ней используются лазерные сенсоры, установленные на ветровом стекле или бампере, которые замеряют расстояние до впереди идущего автомобиля и в случае отсутствия реакции водителя производят торможение.

Мнение европейского эксперта поддерживают и британские специалисты. В частности, глава исследовательского центра страховой индустрии Великобритании Thatcham Петер Шоу считает, что правительство могло бы субсидировать послепродажную установку таких систем в размере 500 фунтов (около 627 евро). По его словам, системы автоматического торможения «могут стать таким же крупным прорывом в автомобильной безопасности, как и ремни».

«Ответственный водитель, который готов заплатить дополнительную цену за снижение рисков столкновения своего автомобиля, должен рассчитывать на помощь со стороны правительства», — отметил Петер Шоу.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

К 2022 году системы автоматического торможения будут входить в базовую комплектацию автомобилей

Министерство транспорта США, Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) и Страховой институт дорожной безопасности заявили сегодня, что, начиная с 2022 года, все новые автомобили от 20 автопроизводителей должны будут иметь в базовой комплектации системы автономного экстренного торможения (AEB).

20 производителей, согласившихся выполнить требования указанных организаций, покрывают около 99% автомобильного рынка США. В список входят Audi, BMW, FCA US LLC, Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Jaguar Land Rover, Kia, Maserati, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi Motors, Nissan, Porsche, Subaru, Tesla Motors Inc., Toyota, Volkswagen и Volvo Car USA.

Автоматические системы избегания столкновений используют различного рода датчики, чтобы измерять расстояние до ближайших к автомобилю объектов и предупреждать водителя о необходимости притормозить. В случае, если водитель не реагирует, система берёт управление контролем торможения на себя.

Пока такие системы существуют лишь у некоторых автопроизводителей – например, Subaru EyeSight, Mercedes-Benz Pre-Safe и Honda Sensing. Такие системы являются дополнительной опцией в автомобилях, стоимость которой порою доходит до $1000.

В NHTSA считают, что эта договорённость позволит сэкономить целых три года, которые потребовались бы на введение подобных систем в случае, если бы агентства в принудительном порядке заставляли автопроизводителей делать это. А три года – это 28000 аварий и 12000 людей, получающих увечья различной степени.

Основы успешного соглашения были заложены в сентябре 2015 года, когда Министерство транспорта США и Страховой институт дорожной безопасности предложили автопроизводителям оснащать новые модели автомобилей системами AEB и получили положительный ответ от 10 производителей.

В декабре 2015 года Министерство транспорта США объявило, что с 2018 года запустит новую рейтинговую систему безопасности автомобилей, где системы AEB будут оцениваться по 5-бальной шкале.

В Европе с прошлого года все новые автомобили коммерческого назначения уже должны быть оснащены системами автономного экстренного торможения.

Вспомогательная тормозная система — Энциклопедия журнала «За рулем»

Вспомогательная тормозная система, ограничивающая скорость движения автомобиля на длительных спусках, выполняется не зависимой от других тормозных систем. Транспортное средство при движении под уклон начинает постепенно разгоняться, достигая скорости, опасной с точки зрения водителя для безопасного движения. Водитель притормаживает, используя рабочую тормозную систему, снижая скорость до безопасной. Через некоторое время автомобиль вновь разгоняется и цикл притормаживания повторяется. За путь движения с перевала длиной 5–20 км циклы притормаживания рабочей системой многократно повторяются. Это сопровождается износом шин, тормозных накладок и — самое главное — увеличением температуры тормозных механизмов, в первую очередь тормозных накладок. При разогреве накладок тормозных механизмов снижается коэффициент трения накладки о тормозной барабан, а следовательно, и тормозная эффективность тормозного механизма. В результате эффективность торможения автомобиля в начале спуска с горы и в конце, при прочих равных условиях, совершенно различная. Резкое ухудшение тормозных свойств автомобиля с горячими тормозными механизмами может привести к дорожно-транспортному происшествию с тяжелыми последствиями.
Поэтому была разработана для тяжелых автомобилей и автопоездов такая тормозная система, которая обеспечивает длительное движение на спуске с небольшой постоянной скоростью без использования (и разогрева) механизмов рабочей тормозной системы. Последние должны оставаться в холодном состоянии и готовности выполнить в любой момент торможение с максимальной эффективностью.
Такой системой является вспомогательная (второе название — износостойкая) тормозная система. Вспомогательная система не может снизить скорость автомобиля до нуля.
По нормативным документам эффективность вспомогательной тормозной системы считается достаточной, если на уклоне в 7 % длиной 7 км скорость автомобиля поддерживается на уровне (30±5) км/ч.
Конструктивно вспомогательная тормозная система выполняется сейчас тремя способами: моторный тормоз, гидравлический тормоз-замедлитель и электрический тормоз-замедлитель. Следует иметь в виду, что в качестве тормоза-замедлителя на каждом автомобиле можно использовать двигатель, работающий на режиме холостого хода (так называемое торможение двигателем). Тормозной момент, создаваемый в этом случае двигателем, увеличивается при включении низших передач в коробке. Однако тормозной момент, развиваемый двигателем, работающим на холостых оборотах, небольшой и не обеспечивает необходимого замедления автомобиля большой массы.
Более эффективный моторный тормоз (горный тормоз) представляет собой двигатель автомобиля, оборудованный дополнительными устройствами выключения подачи топлива и поворота заслонок в выпускном трубопроводе, создающих дополнительное сопротивление. При торможении водитель с помощью пневматического привода поворачивает заслонку в трубе глушителя в закрытое положение и перемещает рейку топливного насоса высокого давления в положение нулевой подачи топлива в двигатель. Вследствие этих действий двигатель автомобиля глушится (но вращение коленчатого вала не прекращается) и становится невозможным выпуск воздуха из цилиндров через выпускной тракт. В такте выпуска поршень стремится вытолкнуть воздух через выпускной трубопровод. При этом поршень испытывает сопротивление, многократно сжимая воздух. Следствием этого сопротивления перемещению поршня является замедление вращения коленчатого вала, и, следовательно,передача от него через трансмиссию тормозного момента к ведущим колесам автомобиля.

Гидравлический тормоз-замедлитель:
1— корпус;
2 — лопастное колесо

Гидравлический тормоз-замедлитель представляет собой устройство из двух лопастных колес, не связанных жестко друг с другом, но расположенных друг напротив друга на небольшом расстоянии. Лопастные колеса установлены в отдельном корпусе или встроены в гидромеханическую передачу (ГМП). Одно лопастное колесо установлено на вале трансмиссии, например на карданном, и вращается вместе с ним, а второе колесо неподвижно и соединено с корпусом тормоза. Для создания сопротивления вращению карданного вала корпус с помощью специального насоса наполняется маслом. Масло разгоняется лопастями вращающегося колеса, перетекает на лопасти неподвижного колеса, где его скорость резко замедляется и затем повторно поступает на лопатки вращающегося колеса. При попадании масла на лопатки быстро вращающегося лопастного колеса вращение последнего замедляется, а образующийся тормозной момент через трансмиссию подводится к ведущим колесам автомобиля. Нагреваемое в корпусе тормоза-замедлителя масло охлаждается в специальном радиаторе. Для выключения тормоза масло удаляют из корпуса. Гидрозамедлитель может обеспечить несколько ступеней интенсивности торможения, если устанавливается перед коробкой передач. Чем ниже передача, тем эффективнее происходит торможение.

Электрический тормоз-замедлитель:
1 — ротор;
2 — обмотки статора

По аналогичному принципу работает и электрический тормоз-замедлитель. На автомобилях с механической трансмиссией он выполняется в отдельном корпусе. С карданным валом или любым другим валом трансмиссии соединен вращающийся ротор замедлителя, а в корпусе закреплены неподвижные обмотки статора. При подаче напряжения на обмотки статора возникает магнитное силовое поле, препятствующее свободному вращению ротора. Образующийся тормозной момент через трансмиссию подводится к ведущим колесам автомобиля, аналогично гидравлическому тормозу-замедлителю.
Также следует отметить, что на прицепах и полуприцепах при необходимости также может устанавливаться тормоз-замедлитель. Он может быть электрического или гидравлического типа. Для этого одна из осей конструктивно должна быть выполнена с полуосями, между которыми устанавливается замедлитель. Включение и выключение замедлителя производится водителем из кабины тягача.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о