Схема подключения рхх – Регулятор холостого хода: назначение и ремонт РХХ

Содержание

Распиновка рхх ВАЗ 2110 — фото, описание на VAZ-2110.net

Почему большой расход бензина на калине.

Схема стабилизатора холостого хода.

4. Снимаем регулятор холостого хода.

Регулятор холостого хода — проверка и замена.

ДХХ (или РХХ это один и тот же датчик) .

Снятие датчика.

РХХ на ВАЗ 2114 — оригинал и подделка.

Глохнет ВАЗ 2109 на холостых оборотах.

Состав регулятора холостого хода — Chevrolet Lanos, клуб Chevrole…

1. Каталог запчастей 2110 2006.

Схема двигателя уаз инжектор.

неисправность регулировки холостого хода.

Регулятор холостого хода: диагностика и причины неисправностей РХХ.

Как проверить датчик холостого хода ваз 2110 инжектор.

Проверка РХХ самодельным тестером.

Для моделей ВАЗ предусматривается использование двух типов модулей зажигани…

какой регулятор холостого хода стоит на BYD F3?

Схема тест РХХ.

должен знать: основные приемы выполнения работ по назначение испытание элек…

Регулятор холостого хода двигателя ВАЗ (ЭСУД) .

Автомобиль ваз 2115.

1 — регулятор холостого хода; 3 — контроллер (в скобках дана нумерация конт…

пуэ глава 1 8 испытания простое устройство для проверки рхх электрооборудов…

На фото — замена регулятора холостого хода, goran-nn.narod.ru.

Измеряем сопротивление регулятора ХХ.

ДПДЗ Audi вместо ВАЗ, настройка.

куда ставиться регулятор холостого хода на лада 21074.

Схема регулятора холостого хода.

Стартер ваз 2110.

Сопротивление обмоток шагового РХХ двигателя находится в пределах от…

Устройство для проверки рхх своими руками php.

приложение Тест-Мастер — Регулятор холостого хода.

устройство регулятора холостого хода. система вентиляции картера.

Схема для проверки щеток ваз 21093.

акты испытаний внутренних электроустановок и электросетей испытание проверк…

Как проверить датчик холостого хода ваз 2110.

проверка регулятора холостого хода ВАЗ 2112.

В магазине купил только разъем.

Тестер РХХ+МЗ+КЗ.

отличия РХХ ваз 2110.

vaz-2110.net

Микрошаговый драйвер A3967 для тестера РХХ автомобиля

Продолжение предыдущего обзора о применении NE555
mysku.ru/blog/aliexpress/35019.html
Теперь к нему добавился микрошаговый драйвер A3967 и что в итоге получилось.

Плату прислали в приличном герметичном антистатическом пакете

Содержимое

Китайцы не стали гадать, какие пины будут использованы, поэтому просто добавили гребёнку в пакетик — типа откуси сколько тебе надо и запаяй куда требуется. Это вполне нормальное решение, однако требуется пайка, что может отпугнуть некоторых потребителей.
Сама плата


Монтаж аккуратный, флюс привычно недомыт
Описание подключения от производителя

Для простейшего управления, достаточно подключить питание Power In (6-30В), двигатель Motor Coil (обе катушки), входные сигналы Step Input (Шаг) и Direction Input (Направление). Остальные сигналы используются по необходимости.
Даташит микросхемы драйвера A3967
Если хотите почитать о шаговых двигателях, приведу несколько ссылок
Книга о шаговых двигателях
О принципах управления
Наглядно работа шаговых двигателей
Щёлкните на изображении — именно так работает биполярный шаговый двигатель в полушаговом режиме

Драйвер позволяет управлять биполярным шаговым двигателем (ШД) в следующих режимах:
Полушаговый — на обмотки подаются импульсы с полной амплитудой питающего напряжения, сдвинутые по фазе на 90 градусов. Это самый распространённый метод управления ШД, имеющий следующие недостатки — повышенный нагрев на малых скоростях, низкая точность позиционирования, повышенный шум работы (щелчки шагов).
Полушаговый с токоограничением — на обмотки подаются импульсы ШИМ для ограничения тока через обмотки независимо от питающего напряжения и сопротивления обмоток, сдвинутые по фазе на 90 градусов. Недостатки — низкая точность позиционирования, повышенный шум работы (щелчки шагов + писк ШИМ даже без вращения).
Микрошаговый — похож на предыдущий, но форма тока через обмотки напоминает синусоиду с заданной точностью. Поддерживаются микрошаговые режимы 1/2, 1/4 и 1/8. Недостатки — писк ШИМ, который при медленном вращении постоянно изменяется, т.к. изменяется ток обмоток. Вот так забавно пищит двигатель у меня

Реальная схема платы драйвера

Драйвер имеет широкий диапазон питающего напряжения 6-30В и выдаёт на двигатель максимальный ток 750мА
На плате уже имеется стабилизатор напряжения для питания логики +5В либо +3,3В (при установке соответствующей перемычки)
Кроме того, стоят датчики тока в цепи питания обмоток и регулятор уставки тока, позволяющий задавать его в пределах 280мА — 830мА

Ну и наконец, для чего-же я его использовал? Был изготовлен тестер РХХ (Регулятор Холостого Хода), который как раз представляет собой биполярный шаговый двигатель. Некоторые автовладельцы и авторемонтники РХХ по ошибке называют датчиком.
Почти в любом бензиновом инжекторном авто стоит РХХ, который поддерживает установленные обороты двигателя на холостом ходу за счет изменения количества воздуха, подаваемого в двигатель при закрытом дросселе. РХХ расположен на дроссельном патрубке и представляет собой шаговый двигатель анкерного типа с двумя обмотками. Через червячную передачу вращательное движение шагового двигателя преобразуется в поступательное движение штока. Конусная часть штока располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулирования холостого хода двигателя. Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера. Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, управляя количеством воздуха, подаваемым в обход закрытой дроссельной заслонки. В полностью выдвинутом положении, конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки. При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла. На прогретом двигателе контроллер, управляя перемещением штока, поддерживает постоянную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу независимо от состояния двигателя и от изменения нагрузки.

Плата была немного доработана для конкретного применения:
— Установлены резисторы подтяжки 10кОм на входы Step и Direction, чтобы зафиксировать уровень при коммутации цепи
— Сдвинута вниз уставка токоограничения на 170мА — 500мА при помощи добавочного резистора до подстроечника, т.к. рабочий ток РХХ всего 180-200мА

Полная схема готового устройства совместно с генератором NE555

Дополнительно в цепи питания поставлен диод защиты от обратной полярности. Питается генератор от стабилизатора платы драйвера.
Нагрев платы драйвера незначителен.
В качестве тестового двигателя, использовал PXX 21203-1148300-04 от Нивы

После сборки на столе, проверил работу во всех режимах и в итоге выбрал микрошаг 1/8, наладил частоту генератора и токоограничение драйвера на уровне 180мА
Полученная осциллограмма тока в обмотках действительно напоминает синусоиду

Показать форму тока сразу в обоих обмотках не могу, т.к. осциллограф не работает с дифференциальными сигналами и имеет общую массу.
Амплитуда напряжений импульсов на обмотках равна питающему напряжению за вычетом падения напряжения на драйвере, т.к. он работает исключительно в ключевом режиме.

Для многих радиолюбителей, основная проблема — изготовить корпус для получения законченного изделия. Свои корпуса из чего только не делал: картон, гетинакс, текстолит, жесть, пластиковые коробочки (мыльницы, распаячные коробки). Сейчас чаще стараюсь брать готовые корпуса из старых устройств и приборов. На этот раз попался под руку старое неисправное промышленное реле времени ВЛ-64.

Внутренности были удалены, переменный резистор 15кОм оставлен — он пригодился вместо нижнего резистора генератора для оперативной подстройки частоты

Все компоненты неплохо там разместились, платы закреплял термоклеем.

Кнопку взял КМ-1, тумблеры МТ1

Получилось как-то так



Описание органов управления:
Кнопка «Пуск» — работа регулятора
Тумблер «В/З» — выдвинуть либо задвинуть шток регулятора
Тумблер «М/Б» — медленное либо быстрое движение штока регулятора. Медленное движение используется для управления установленным на авто РХХ. Быстрое движение используется для обслуживания РХХ (чистка и смазка), для съёма — установки штока.
Ручка регулятора — плавная настройка скорости движения штока РХХ. Единственная особенность — при вращении ручки по часовой стрелке, скорость движения снижается.
Для удобного подключения питания на провода установлены зажимы «крокодил», на выходе драйвера установлен унифицированный разъём подключения РХХ. Вся работа не торопясь заняла один выходной день — быстрее, чем писал этот обзор 🙂

Видео работы тестера РХХ на столе

Видео работы тестера РХХ на автомобиле


За видео просьба не пинать, других рук не имею…
В дальнейшем, расширю функционал — добавлю возможность проверки топливных форсунок.

Вывод: данный драйвер неплохо подходит для качественного управления маломощным биполярным шаговым двигателем. Если нужен более мощный драйвер — присмотритесь например к этому A4988 (A4983)

mysku.ru

Тестер регулятора холостого хода.

на всех современных машинах установлены регуляторы оборотов того или иного типа. один из распространенных видов — шаговый регулятор холостого хода (далее — РХХ). тестер для такого регулятора — штука весьма полезная для автосервисов, а часто — и для владельцев.

но начну я издалека. с разъемов для таких регуляторов. сами по себе разъемы — тоже штука полезная, ибо ломаются достаточно часто. возможно, где-то их дешевле купить в оффлайне — но у нас я как-то не встречал, да и по аналогии с другими деталями — стоить они будут ого-го.

разъемы пришли в виде пакета пакетов, в каждом — свои детали:

качество отличное, самих клеммок на пару штук больше, за что продавцу большое спасибо

обжимаем и собираем

есть важный нюанс: обычно все клеммы вставляются в разъемы сзади, со стороны уплотнительной резинки. тут — наоборот. то есть обжатая клеммка вставляется в разъем спереди, «проводом вперед». и если обжимать на машине — то нужно провод протягивать сквозь разъем наружу, а потом затягивать его уже обжатый обратно. со стороны резинки клеммку вставить не получится.

несомненно, и разъемы и клеммки мне пригодятся в работе, а не только для создания этого тестера — однозначно рекомендую.

продолжим. за основу для тестера РХХ я взял известную схему от Алексея Михеенкова (ALMI):

собственно, такой тестер я собрал уже очень давно, и вполне им доволен, но есть пара нюансов.
во-первых — РХХ такого типа бывают двух видов, никак не отличимых внешне, но глобально отличающихся внутренне. внутри они имеют две обмотки, но вот подключаться они могут либо 1+2, 3+4 контактам, либо 1+4, 2+3 контактам. одна распиновка используется GM, вторая всеми остальными. уж я не помню кто где. на старом тестере у меня висело два разъема для разных систем. но мне это активно не нравится. было принято решение поставить переключатель.
во-вторых — автор использовал микросхемы tle4728/4729, которые дороговаты при покупке в китае, и еще дороже в местных магазинах. я же прикупил при случае L6219, которые хоть и немножко сложнее в обвязке, но дешевле и аналогичны по функционалу, хотя и не соответствуют ни по распиновке, ни по алгоритму работы. но тем не менее я решил попробовать — а вдруг получится?

как видим — добавилась жменька резисторов и конденсаторов (ALMI кроме того не ставил токоизмерительные резисторы для ограничения тока в случае короткого замыкания обмотки)

чтение даташита показало, что режимы немножко разные, но по сути — в целом совпадают.

4728:

6219:

так как в микроконтроллерах я разбираюсь слабо, и программировать не умею — по-быстрому дизассемблировал прошивку и убедился что используются как раз два «крайних» режима, а значит всё должно заработать.

рисуем новую схему:

разводим плату:

травим, распаиваем:

печатаем наклейку и прикручиваем в половинку корпуса z24

что-то я забыл… ах да! я ведь покупал не только разъемы для РХХ. еще я купил тиньки и переключатели. и мощные токоизмерительные резисторы.

собственно, ни фоткать ни как-то подробно описывать не буду — детали как детали. резисторы и тиньки в лентах, переключатели в пакетике.

разве что на переключателях остановлюсь чуть подробнее. переключатели — на две группы переключаемых контактов. размеры корпуса — 8х7х5 (ДхШхВ), переключалка примерно 2х2х4мм. шаг ножек 2мм, между рядами — 2.5мм. впрочем, у продавца есть чертеж на страничке товара. существуют аналогичные однорядные (с одной группой контактов) переключатели — и теми и другими вполне доволен. ссылку на однорядные дать не могу — она уже протухла. но на али отлично ищется по «ss12d07».

всё остальное у меня было в наличии. хвост для кроны поставил временно (впрочем, в этом может быть смысл), да и плату не проверил пока на 100% — на опелевских РХХ работает точно, а вот от пежо (со вторым вариантом распиновки) нету у меня в наличии. как проверю — обязательно дополню обзор, особенно в случае если что-то пойдёт не так.

немножко остановлюсь также на программировании чипов. автор предлагает два варианта: «нормальный» программатор и avreal. при этом в его архиве лежит совершенно древняя версия avreal которая не пойдёт на более-менее новых операционках, ну и с учетом использования ножки reset — это во-первых «дорога в один конец», то есть запрограммировать такую микросхему получится при помощи avreal только один раз, а во-вторых программировать нужно в два этапа — вначале запись прошивки, потом запись fuse. в предлагаемых автором батниках записи фузов нет, так что работать оно не будет. хотя, для первого тестера я несколько лет назад использовал, кажется, именно avreal. но свои наработки найти не смог, увы.

на этот раз я для программирования использовал «народный» minipro tl-866. фузы автор рекомендует такие: BODLEVEL=1, BODEN=0, SPIEN=0, RSTDISBL=0, CKSEL3..0=0010 (всё это есть в прилагаемой документации)

в минипро при этом для того чтобы запрограммировать единичку — нужно снять галку напротив, например, CKSEL1=0 и BODLEVEL=0.

схемы, платы, прошивки — здесь

ну и в заключение — пару слов о том, зачем это вообще нужно.

во-первых это, несомненно, проверка и промывка данных регуляторов. они всё же подвержены и износу и загрязнению. и промывка с растворителем в ультразвуковой ванне (или даже и без неё) — часто вполне так неплохо помогает (а на иномарки такие регуляторы, если не китай — то стоят денег). естественно, после промывки нужно смазать «белой» фторопласт-содержащей смазкой. но вот чтобы разобрать и потом собрать данный регулятор — и нужен данный тестер. более того, двигая шток туда-сюда — можно оценить легкость перемещения и отсутствие подклиниваний — до и после промывки — чтобы сделать вывод о необходимости замены в случае фатального износа.
также иногда бывает нужно порегулировать обороты двигателя на машине «вручную». например, чтобы снизить обороты при неисправной проводке РХХ.
ну и еще одно применение — проверка РХХ в магазине при покупке.

несомненно, существует масса вариантов таких тестеров. и тот что делал я, на микроконтроллере, один из самых «сложных» — там всё же целый микроконтроллер присутствует. впрочем, я использовал смешную тиньку, а люди умудряются и на атмеге собирать (только я вас умоляю — не предлагайте ардуину!). более простой вариант уже изготавливался и обозревался на муське, ну а самый простой — там вообще трансформатор, конденсатор и переключатель:

так что — каждый может выбрать то что ему нравится, по силам, и по карману.

всех с праздником, и удачных покупок!

mysku.ru

Регулятор Холостого Хода (РХХ) — Устройство, Неисправности, Проверка

Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

Содержание

Регулятор холостого хода

Принцип работы и местонахождение РХХ

Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

Устройство регулятора холостого хода

Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

Неисправности регулятора холостого хода

Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
  2. Снижение или повышение оборотов без причины.
  3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
  4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
  5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:
  • естественный износ направляющей иглы регулятора;
  • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

Как проверить регулятор холостого хода

Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

Проверка мультиметром

Несколько способов проверить РХХ

Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

Проверка самодельным тестером

На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

Визуальный осмотр

Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

РХХ и дроссельная заслонка

Снятие/замена РХХ

Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

  1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
  3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
  4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

Как не попасться на подделку при выборе РХХ

Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

Выявить поддельный РХХ можно уже по коробке, в которую он упакован. Дешевая упаковка, странный шрифт, плохая, размазанная печать — все это указывает на подделку.

Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Регулятор холостого хода (РХХ) — неисправности и проверка

Чем отличается двигатель со впрыском топлива от карбюраторного с точки зрения пользователя? Здесь не нужно ни вытягивать подсос, ни играть с педалью газа при запуске двигателя. Автомобиль сам поднимает обороты для уверенной работы холодного мотора, сам опускает их до нормальных и никак не реагирует на включение фар или кондиционера, несмотря на увеличение нагрузки. До перехода на электронные дроссели эти функции выполнял отдельный узел – регулятор холостого хода (РХХ). Что такое РХХ? Это электронно-управляемый клапан, позволяющий системе впрыска увеличивать или уменьшать количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от положения дроссельной заслонки. Как только системы впрыска «научились» управлять непосредственно дросселем, надобность в отдельном РХХ пропала.

Часто употребляемый термин «датчик холостого хода» в корне неверен. Датчик – это узел, передающий какую-то информацию ЭБУ впрыска, регулятор ХХ – механизм исполнительный, которым ЭБУ воздействует на работу двигателя. Они стоят в разных концах алгоритма работы системы впрыска, и что-то общее иметь не могут. Появление термина «датчик холостого хорда» связано с малой технической грамотностью: любой непонятный узел, подключенный к «мозгам», можно посчитать датчиком. Датчик холостого хода действительно существовал на примитивных системах впрыска – это был простейший концевик, замыкавшийся при отпускании педали газа. И вот он-то и сообщал ЭБУ, что машина перешла на холостой ход. В дальнейшем же это определялось уже по датчику положения дроссельной заслонки, и отдельный «датчик холостого хода» был не нужен.регулятор холостого хода

Конструкции регулятора холостого хода

Где находится РХХ? Ответ зависит от конкретной конструкции регулятора. Распространены два варианта:

  • с шаговым двигателем
  • широтно-импульсным управлением.

Первые традиционно устанавливаются на корпусе дроссельной заслонки, вторые из-за больших габаритов устанавливаются отдельным узлом. Исключение – ряд японских автомобилей, где ШИМ-регуляторы компактны для установки на дросселе.

Регулятор холостого хода с шаговым управлением – это клапан, установленный на резьбовом валу шагового электродвигателя малой мощности. Так как шаговый мотор может чисто конструктивно совершать поворот только на определенный угол, то каждый управляющий импульс превращается в перемещение штока клапана на строго определенное расстояние. Этот тип РХХ широко распространен, а благодаря ВАЗовским автомобилям всем известен.

устройство (схема) регулятора холостого хода автомобилей ВАЗ

Главный недостаток таких регуляторов в необходимости установки нуля. ЭБУ не имеет возможности точно узнать, насколько открыт клапан регулятора, поэтому при включении зажигания вынужден пытаться полностью закрыть РХХ и считать это положение нулевым, рассчитывая перемещения клапана от него.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Второй тип регуляторов с широтно-импульсным управлением из отечественных автомобилей знаком по «Газелям» и «Волгам» (его принято называть РДВ – регулятор дополнительного воздуха). Здесь, пока на его обмотки не подается напряжение, секторная заслонка открывается автоматически, пропуская полный поток воздуха. При работе РХХ же на его обмотки приходят импульсы с постоянной частотой, но с изменяющейся длительностью – чем она выше, тем меньше угол открытия заслонки РХХ и меньше объем проходящего сквозь регулятор воздуха. Но может быть и наоборот (импульсы будут пытаться открыть нормально закрытую заслонку).

регулятор дополнительного воздуха (схема) автомобилей ГАЗ и Волга

Достоинство таких регуляторов холостого хода – в гарантированной самоустановке нуля: в момент включения зажигания клапан РХХ точно открыт или закрыт. К тому же он меньше покрывается нагаром за счет высокочастотной вибрации ротора (за промежуток между импульсами возвратная пружина успевает сдвинуть заслонку назад), даже если мотор работает на установившемся режиме. В то же время шаговые РХХ на постоянном режиме работы двигателя неподвижны и нагар собирают активнее.

Неисправности РХХ

Так как работает РХХ, исходя из названия, в первую очередь на холостом ходу, то и его неисправности заметны на этом режиме. Как и у любого электромеханического узла, у регулятора холостого хода выше вероятность отказа механики.  Подвижные части покрываются отложениями от картерных газов, если же на моторе установлена система УПК (рециркуляция выхлопных газов), то РХХ «коптится» еще быстрее.

Поскольку ЭБУ впрыска не может отслеживать реальное изменение проходного сечения регулятора холостого хода, то малейшие подклинивания штока или ротора заслонки моментально выдадут себя. Плавание, зависание оборотов холостого хода, невозможность запуска без педали газа указывают на то, что регулятор холостого хода подклинивает или не движется вовсе. Такие неисправности РХХ не вызывают появления каких-либо кодов ошибок в памяти ЭБУ впрыска.

Проблемы с электрической частью встречаются реже, причем обычно не в самом регуляторе, а в разъеме и проводке: обрывы, короткие замыкания, окисление контактов. Здесь уже будет установлена ошибка со стандартным кодом по OBD-II:

  1. P1513 – короткое замыкание на массу.
  2. P1514 – обрыв цепи.

Самостоятельная диагностика регулятора

Признаки неисправности регулятора холостого хода – повод провести хотя бы базовую проверку. Извлеките регулятор и проверьте состояние: обильные отложения углерода станут прямым поводом выполнить чистку, чтобы исключить их влияние на РХХ.

В этом плане клапана с ШИМ-управлением удобнее: в них можно залить очиститель карбюратора и оставить регулятор холостого хода «отмокать», шаговые РХХ же моют под давлением струи из баллона, расход средства при этом выше.

Когда РХХ извлечен, сразу проверьте его уплотнение (прокладку или резиновое кольцо), если на автомобиле РХХ установлен на патрубок или дроссель. Внешние РХХ соединяются со впускным коллектором резиновыми патрубками – внимательно осмотрите их в поисках трещин или разрывов. Дефектную прокладку или патрубок потребуется заменить.

Гораздо проще проверить РХХ при наличии хотя бы простейшего диагностического оборудования, например – адаптера ELM327 с соответствующим программным обеспечением. Рассмотрим проверку регулятора холостого хода на примере программы OpenDiag (которая есть и в бесплатной, и в платной версии, в том числе и для смартфонов).

самостоятельная проверка РХХ

Как проверить РХХ на работающем моторе? Запустите программу и обратите внимание на две строки: желаемое и текущее положение регулятора. Цифры изменяются синхронно с изменением оборотов (снижение по мере прогрева). При включении фар или кондиционера Вы увидите изменение степени открытия РХХ, но обороты мотора при этом не должны падать. Причем первой меняется строка «желаемое положение» (этот параметр рассчитывается ЭБУ впрыска каждый цикл), а за ней – «текущее положение» (для шаговых РХХ – после передачи каждой серии импульсов на регулятор смещение составит один шаг, вплоть до совпадения «текущего» и «желаемого»). Если же данные меняются, а обороты нет – то у нас или серьезный подсос воздуха, компенсировать который закрытие РХХ не может, или сам регулятор не движется.

Можно проверить РХХ еще быстрее. Перейдем в меню управления исполнительными механизмами, вызываемое из верхнего левого угла. Здесь нас интересуют параметры «Желаемое положение регулятора ХХ» и «Желаемые обороты ХХ»: нажимая кнопки «вправо-влево» при работе мотора, можно либо изменять текущее положение клапана РХХ, либо устанавливать по желанию обороты, точно так же управляя клапаном. Любое вмешательство должно сразу отражаться на работе двигателя. Если же в каком-то участке хода команда на его изменение не вызывает реакции, то становится видно, что в этом месте регулятор холостого хода подклинивает.

topmekhanik.ru

Как проверить датчик холостого хода. Неисправности, замена, проверка РХХ мультиметром, каллибровка; где находится регулятор

Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ ЭБУ, который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.

Перед прочтением статьи рекомендуем ознакомиться с устройством и принципом работы РХХ.

Признаки поломки

  • Нестабильный холостой ход (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, вентилятора системы охлаждения либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

  • Загрязнение механических элементов, препятствующее нормальному движению штока. Проникающие через воздушный фильтр пылинки смешиваются с парами масла, выхлопными газами из системы вентиляции картерных газов, что со временем приводит к загрязнению элементов дроссельной заслонки. Нагар не только засоряет байпасный канал, уменьшая его сечение, но и попадает внутрь датчика холостого хода. В таком случае шток начинает двигаться с подклиниванием, что приводит к нестабильной работе двигателя.
  • Износ привода червячно-анкерного механизма. Для превращения вращательного движения ротора электродвигателя в поступательное перемещение конусного штока используется червячно-анкерная передача. Износ резьбы червячного механизма сделает невозможным нормальное перемещение штока датчика холостого хода.
  • Неисправность цепи управления. Речь идет об обрывах в электропроводке, коротком замыкании вследствие перетирания изоляции, образовании на клеммах колодок проводов окислов.
  • Поломка электродвигателя. Сам по себе шаговый электродвигатель – крайне надежный механизм, но вследствие неполадок в цепи питания возможно перегорание обмотки. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить обмотку на обрыв можно с помощью универсального измерителя.
  • Разрушение уплотнительного кольца, вследствие чего происходит подсос неучтенного ДМРВ воздуха.

Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.

Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Проверка РХХ мультиметром

Как проверить датчик холостого хода мультиметром:

  • в режиме измерения постоянного тока измерьте напряжение на разъеме регулятора (зажигание должно быть включено). Отсутствие питание будет свидетельствовать об обрыве в цепи управления;
  • проверьте сопротивление обмоток статора в режиме измерения сопротивления (диапазон – до 200 Ом). ШД имеет две обмотки, поэтому нужно следить за правильностью подключения клемм тестера. В технической документации к датчику, установленном на вашем автомобиле, вы можете найти номинальное сопротивление обмоток. К примеру, для РХХ 2112-1148300-02 нормальное сопротивление – 51±2 Ом, а для РХХ 2112-1148300-01 – 53±5 Ом (оба устройства устанавливаются на многие модели ВАЗ). Если показания мультиметра говорят о приближающемся к бесконечности сопротивлении, значит, в цепи обмотки присутствует обрыв.

    Схема подключения РХХ ВАЗ 2110

Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.

Помните, что после замены, промывки РХХ необходимо провести программную адаптацию датчика.

 

autolirika.ru

Регулятор холостого хода – устройство, неполадки, ремонт + видео » АвтоНоватор

Почему важно знать, как проверить регулятор холостого хода (РХХ)? Все дело в том, что к его функциям относится повышение стабильности оборотов холостого хода, а от этого процесса зависит и расход топлива, и работа двигателя без нагрузки. Нарушение работы приведет к проблемам с самыми значимыми узлами автомобиля, поэтому давайте разберемся, в чем суть диагностики.

Проверка регулятора холостого хода – устройство узла

Данное устройство состоит из шагового электродвигателя и подпружиненной конусной иглы. Таким образом, в то время, когда двигатель работает на холостых оборотах, количество воздуха, нужное для его полноценной работы поступает за счет изменения сечения проходного канала, игнорируя закрытую заслонку дросселя. Датчик регулятора холостого хода учитывает это количество воздуха, и контроллер, осуществляющий подачу топлива, регулирует воздушный напор.

Как только температура движка достигает рабочей отметки, контроллер отвечает за поддержание оборотов холостого хода. В случае, когда движок не прогрет до нужной температуры, количество оборотов увеличивается за счет РХХ, таким образом, осуществляется достаточный прогрев двигателя, что позволяет начать движение немедленно. Согласитесь, роль этого узла тяжело переоценить, но что случается, когда он ломается?

Как определить, что нужен ремонт регулятора холостого хода?

Неисправности регулятора холостого хода довольно легко обнаружить, в этом случае на панели приборов обязательно загорится лампа «CHECK ENGINE». Произойти это может по ряду причин, самая простая из них – это обрыв провода, однако, чаще всего, причиной может послужить выработка привода конусной иглы или же ее направляющих. Что же относительно симптомов, указывающих на то, что срочно нужен ремонт регулятора холостого хода, так они будут следующими:

  • во время включения передачи двигатель перестает работать;
  • обороты движка во время работы холостого хода достаточно неустойчивы, возможно даже их непроизвольное снижение или же повышение, иногда вибрация;
  • во время запуска не прогретого двигателя будут отсутствовать повышенные обороты;
  • как только включается дополнительная нагрузка, сразу же наступает снижение оборотов.

Как проверить регулятор холостого хода – приспособления

Проверка регулятора холостого хода – это не какой-то сложный технологический процесс, так что сделать это самостоятельно не составит никакого труда. Предложить мы можем как минимум два подхода, для первого понадобится специальный прибор – мультиметр. Предварительно следует выключить зажигание и отсоединить жгут от РХХ. После этого осуществляется проверка сопротивления на всех обмотках регулятора с помощью мультиметра.

Сопротивление должно быть следующим: между обмотками С и В, а также A и D – обрыв цепи, а между С и D, А и В – 40-80 Ом.

Также можно сделать прибор для проверки сопротивления и самостоятельно, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Проверяем ходы РХХ, переменно используя включатели. Яркий свет свидетельствует о том, что должна делаться чистка регулятора холостого хода. Для этой процедуры понадобится только лишь очиститель карбюратора и ВД-40.

Чистка регулятора холостого хода – как это делать?

Сначала отсоединяется колодка проводов от самого датчика, и с помощью ватной палочки, смоченной в специальном средстве, производим зачистку контактов. Затем с помощью крестовой отвертки снимаем датчик, чтобы оценить его состояние. Но для этого мы должны знать, где находится регулятор холостого хода, найти же его можно на корпусе дроссельной заслонки. Иногда датчик посажен на лак, тогда не обойтись без снятия всего дроссельного узла.

В случае, когда весь датчик покрыт маслом, прочистить следует и дроссельную заслонку, также с помощью ВД-40 очищается конусная игла с пружиной. Если после очистки никаких изменений в работе двигателя нет, значит, мог произойти обрыв проводов, или же в негодность пришли направляющие конусной иглы. В первом случае провода можно запаять, место пайки обезжирить спиртом и покрыть лаком (таким образом можно предотвратить коррозию контакта). Во втором же случае неотвратима замена регулятора холостого хода.

carnovato.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о