Виды авария – «Виды аварий и катастроф Техногенные ЧС. Основные виды аварий катастроф Транспортные аварии и катастрофы Пожары, взрывы, угрозы взрывов Пожары, взрывы,». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Авиационные аварии и катастрофы: виды и причины

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно. Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями. Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете Действия при пожаре в самолете Действия при пожаре в самолете

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах». Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолетаДействия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей. При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры. Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла. Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспортеПравила поведения на воздушном транспорте Правила поведения на воздушном транспорте

Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду
Что делать при аварийной посаде на воду Что делать при аварийной посаде на воду

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

fireman.club

определение понятия и что не считается дорожно-транспортным происшествием

Сегодня статистика происшествий на дороге не утешительна. От аварии не застрахован никто, даже очень опытный и внимательный шофёр. Не лишним будет знать, что означает аббревиатура ДТП, ознакомиться с характеристикой разных видов автомобильных происшествий и понять, какие случаи к ним не относятся и кто является участником дорожного движения (УДД).

Определение понятия ДТП

ДТП — дорожно-транспортное происшествие, которое случается на проезжей части и в нём участвует автотранспорт, находящийся в движении, что приводит к последствиям, а именно:

  • есть раненые или погибшие;
  • транспорт или его содержимое были повреждены;
  • пострадали здания или конструкции;
  • были испорчены другие материальные ценности.

Дорожно-транспортное проишествие

При установлении факта ДТП должны соблюдаться некоторые условия. А именно:

  1. Инцидент произошёл с участием пешехода и движущегося ТС (ДТП — если автомобиль сбил человека на обочине. Ситуация, когда пешеход ударился о припаркованное авто, не является ДТП).
  2. ТС является непосредственным участником происшествия (не будет считаться ДТП, если из окна проезжающего авто было брошено мороженое, окурок и т. п., которые случайно угодили в пешехода и испачкали его, т. е. был причинён ущерб.
  3. Нанесён ущерб здоровью, имуществу либо возникла угроза жизни (при незначительном столкновении автомобилей, если нет трещин, потёртостей и прочих повреждений — не является ДТП. Поэтому нет необходимости вызывать ГИБДД и составлять протокол).

Понятие ДТП применяют, если присутствует один или несколько перечисленных факторов.

Важно! Согласно статистике ГИБДД, если авто двигалось со скоростью 32 км/ч и наехало на пешехода, вероятность летального исхода 5%, при 48 км/ч — 45%, 64 км/ч — 85%. Поэтому в городе ограничена скорость движения до 60 км/ч.

Виды и причины ДТП

Почти все аварии имеют свою классификацию, которая регулируется законом. Существуют следующие виды:

  • при столкновении;
  • вследствие опрокидывания;
  • в случае наездов на препятствие, пешехода, велосипедиста, стоящее ТС, животное;
  • во время падения пассажира;
  • прочие ДТП.

Классификация ДТП

Причины бывают:

Часто причиной автомобильной аварии бывают оба фактора.

Столкновение

Это инцидент, при котором несколько автомобилей при движении сталкиваются между собой или с рельсовыми видами транспорта. Произойти такая ситуация может по разным причинам, к примеру неожиданное торможение из-за преграды или на красный сигнал светофора. Столкновение бывает попутным, боковым или встречным.

Знаете ли вы? Первое зафиксированное в истории автопроисшествие случилось в мае 1891 г. в Огайо, США.

Опрокидывание

Опрокидывание — это авария, при которой ТС перевернулось во время движения из-за плохой погоды, транспорт занесло на повороте, по причине поломки автомобиля, при неправильно размещённом или закреплённом грузе, нарушении ПДД. Например, если авто занесло на повороте и оно перевернулось — это относится к данной категории. А при опрокидывании в результате столкновения, классификация происшествия будет другая, относящаяся к предыдущей категории аварии.

ДТП с опрокидываниемЕсли вы стали участником автомобильного происшествия, постарайтесь зафиксировать с помощью фото- или видеосъёмки место ДТП и повреждений автомобилей всех участников инцидента. Это может понадобиться, когда дело дойдёт до суда, а протокол составили не верно

Наезд на препятствие

Это инцидент, произошедший вследствие столкновения или удара о стационарный объект ТС во время движения. Например, транспортное средство ударилось о кронштейн моста, опору ЛЭП, дерево, кучу песка или прочих строй.материалов и т. д. Если транспорт, который перевозит пассажиров, напоролся на бордюр, вследствие чего в салоне упал и поранился человек, — это тоже рассматривается как данный вид происшествия.

Наезд на пешехода

Наезд на пешехода — ситуация, при которой едущее ТС сбило пешехода вне зависимости где он находился (на проезжей части, обочине, бордюре), т. е. если потерпевший является УДД. Сюда включены случаи, когда пешеход сам травмировался о передвигающийся автомобиль (вследствие нарушений ПДД, невнимательности пешехода и пр.). Также, в случае травматизма от неправильно перевозимого груза (человек пострадал вследствие падения плохо закреплённого груза из проезжающего по дороге авто). Сюда же входят аварии с людьми, которые используют для езды спортивный инвентарь (роликовые коньки, самокат, лыжи, санки и пр.), инвалидную коляску с механическим управлением, катающихся на трёхколёсном велосипеде детей.

Рекомендуем для прочтения:

Наезд на велосипедиста

Инцидент произошёл путём столкновения движущегося авто и субъекта, передвигающегося на велотранспорте, в т. ч. если велосипедист сам совершил столкновение с движущимся ТС.

Иные виды ДТП

В эту категорию включены случаи удара автомобиля о неожиданно возникнувший барьер. Например, упавший на дорогу груз, отлетевшее колесо, выбежавший зверь и т. п. Также сюда относятся травмы, полученные человеком находящимся на улице в результате падения груза или отпавшего колеса, или если шофёр потерял контроль при управлении авто и сбил особу, шедшую по тротуару или находившуюся на автобусной остановке. Такой вид будет иметь классификацию «Иной вид ДТП», т. к. пострадавший не является УДД.

Иные виды ДТП

Что не считается ДТП

Не все автопроисшествия можно назвать ДТП. Например, два ТС не смогли разъехаться в чистом поле, — это не ДТП, т. к. поле не является проезжей частью. Также сюда не относятся случаи, повредившие стоящий более 5 минут после остановки автомобиль, — упавшее на него дерево или часть фасада, хулиганские действия (будь-то царапина или разбитое стекло).

Знаете ли вы? Согласно рейтингу журнала Forbes, составленного на основании множества краш-тестов, самым безопасным автомобилем является Audi А6.

Основные причины ДТП

Несоблюдение ПДД одна из основных причин аварий. Как правило, это:

  • вождение после употребления спиртного или наркосодержащих веществ;
  • не соблюдение скоростного режима;
  • езда без ремней безопасности;
  • езда без детских кресел или других фиксирующих элементов, предназначенных для безопасной перевозки детей;
  • управление неисправным ТС;
  • нарушение пересечения ЖД переезда;
  • проезд на красный сигнал светофора и т. д.

Водитель уснул за рулёмТакже авария может произойти, когда водитель устал и уснул за рулём, если на улице плохая погода (гололёд, снегопад, ливень)

Немаловажными являются и отвлекающие водителя факторы:

  • беседы по мобильному и с пассажирами;
  • громкая музыка в салоне, настройка радио или навигатора;
  • курение и еда за рулём;
  • вождение на высоких каблуках и т. д.

Но не только по вине автовладельца может произойти авария. К ДТП приводят:

  • плохое дорожное покрытие;
  • не работающий светофор;
  • неправильно припаркованный автомобиль, который ограничивает возможность видеть дорожное полотно водителю;
  • растения, закрывающие знаки;
  • плохая освещённость участка дороги и т. д.

Важно! С 28 июня в России ужесточили наказание за совершение аварии в пьяном виде: при нанесении тяжкого вреда здоровью — лишение свободы до 7 лет, при гибели одного человека — до 12 лет, два и более погибших — до 15 лет тюремного заключения.

Как действовать во время ДТП

Если случилась авария, самое главное не паниковать и трезво оценить ситуацию. Далее необходимо включить аварийные огни и установить предупреждающие об аварии знаки во избежание возникновения новых ДТП. Категорически запрещено трогать предметы, которые остались в результате происшествия: отпавшие детали, куски стекла или обломки бампера и др.

При необходимости нужно помочь раненым и вызвать помощь: полицию, скорую, спасателей. Стоит обязательно дождаться приезда сотрудников дорожной полиции и не покидать место ДТП, иначе вам будет грозить наказание за оставление места происшествия согласно статье 264 УК России.

Нельзя до приезда работников ГИБДД перемещать транспорт. Не стоит общаться с другими участниками аварии до приезда сотрудников транспортной полиции, иначе всё сказанное будет использовано против вас в суде. Нужно записать данные всех свидетелей и очевидцев, их показания могут понадобиться при судебных разбирательствах.

Действия при ДТП

При составлении протокола, следите за правильностью его оформления и правдивостью записываемых данных. Если вы с чем-то не согласны, можете его не подписывать. Для этого нужно написать в протоколе, что вы не подтверждаете написанное и изложить свою версию произошедшего.

Будьте внимательны за рулём, не нарушайте ПДД, а особенно, не управляйте автомобилем после употребления спиртного, и это увеличит ваши шансы не стать участником ДТП. От непредвиденных ситуаций рекомендуется оформить дополнительную страховку. А если всё-же избежать аварии не удалось, вызывайте сотрудников ДПС и принимайте участие в оформлении всех необходимых документов.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

auto.today

1.3. Классификация производственных аварий и катастроф

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности (рис 15)

Рис. 1.5. Классификация ЧС по классам и группам (по источникам происхождения)

По объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

  1. транспортные аварии и катастрофы;

  2. пожары, взрывы, угрозы взрывов;

  3. аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;

  4. аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

  5. аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

  6. внезапное обрушение зданий, сооружений;

  7. аварии в электроэнергетических системах;

  8. аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

  9. аварии на очистных сооружениях;

  10. гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Таблица 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения по масштабу распространения и тяжести последствий

Вид ЧС

Численность пострадавших

Нарушены условия жизнедеятельности

Размер материального ущерба

Размеры зоны ЧС (пределы территории)

Выделение сил и средств для ликвидации ЧС

локальная

Не более 10

Не более 100

Не более 1

Объект прозводственного или социального назначения

объект

местная

10-50

100-300

1-5

Населенный пункт, город, район

Органы местного самоуправления

территориальная

50-500

300-500

5-500

Субъект РФ

Субъект РФ*

региональная

50-500

500-1000

500-5000

2 субъекта РФ

Субъекты РФ

федеральная

Свыше 500

Свыше 1000

Свыше 5000

Более двух субъектов РФ

Субъекты РФ

трансграничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом, но затрагивает территорию РФ

Правительство РФ

*Субъекты РФ — республика, край, область, города Москва, Санкт-Петербург, автономная область и автономный округ.

Причин аварий и катастроф множество, но основными являются следующие:

  • нарушение трудовой и технологической дисциплины,

  • ошибки при проектировании,

  • ошибки при строительстве,

  • износ оборудования, зданий, сооружений,

  • результат стихийных бедствий

По ведомственной принадлежности ЧС можно классифицировать следующим образом (рис. 1 6)

Скорость распространения ЧС. Чрезвычайная ситуация может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный и плавный характер («ползучие катастрофы»).

Рис. 1.6. Классификация ЧС по ведомственной принадлежности

К стремительным и взрывным ситуациям следует отнести большинство военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Относительно умеренно и плавно развиваются ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды.

В развитии чрезвычайной ситуации любого вида можно выделить следующие 4 характерные стадии:

  1. Накопление факторов риска. Происходит в самом источнике риска. Это стадия зарождения чрезвычайной ситуации. Она может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

  2. Инициирование чрезвычайного события. Это своего рода толчок, пусковой механизм чрезвычайного события. В этой стадии факторы риска достигают состояния, когда уже в силу различных причин невозможно сдержать их внешнее проявление.

  3. Процесс самого чрезвычайного события.В этой стадии происходит высвобождение факторов риска — энергии или вещества — и начинается их воздействие на людей и окружающую среду. Продолжительность этого процесса и его последствия, особенно в начальный период, трудно прогнозируемы. Это происходит в силу сложности ситуации и не всегда правильной оценки обстановки.

  4. Стадия затухания. Эта стадия хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности, то есть локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Эта стадия может начаться практически в момент возникновения процесса чрезвычайного события или несколько позднее и длиться от нескольких часов, дней, месяцев до нескольких лет и десятилетий.

При географическомразделении территории, подвергшейся воздействию чрезвычайного события, выделяют три зоны: зона удара, зона «фильтрации», зона оказания общественной помощи.

Зона удара— это место, в котором находятся жертвы чрезвычайной ситуации.

Зона «фильтрации»расположена вокруг зоны удара. В ней сразу становится известно о происшедшем, отсюда сразу же поступает помощь без какого-либо формального оповещения.

В более поздние сроки к ликвидации ЧС подключаются силы и средства из зоны оказания общественной помощи.

studfile.net

понятие, классификация, примеры. Причины техногенных аварий и катастроф. Личная безопасность при техногенных авариях

На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.

техногенные аварииС каждым годом число таких событий только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии – это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками.

Основные сведения

Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.

Стадии формирования

Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:

  • Первичное накопление отклонений.
  • Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
  • Непосредственно авария.
  • Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
  • Меры по ликвидации произошедшей аварии.

Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:

  • Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
  • Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
  • Износ оборудования, устаревшие средства производства.
  • Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
  • Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.
техногенные аварии и катастрофыВот каковы основные причины техногенных аварий. Нужно сказать, что еще 100-150 лет назад их разновидностей было крайне мало: кораблекрушение, авария на фабрике и т. д. К сегодняшнему же дню многообразие производственных и технических средств таково, что потребовалась отдельная классификация техногенных аварий. Ее мы и разберем.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.
техногенные аварии в россииА сейчас поговорим о том, какие техногенные аварии и катастрофы могут угрожать каждому: как-никак, шанс погибнуть в авиакатастрофе чрезвычайно мал, чего не скажешь, к примеру, о пожарах.

Пожары и взрывы

Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.

Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:

  • 3 июня 1989 — страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них – 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
  • 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.

Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.

Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов

В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше – остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

техногенные аварии примерыОдним из наиболее ужасных примеров такого рода аварий является случай, как-то раз произошедший в филиале американской компании «Юнион Карбайд». С тех пор индийский город Бхопал по праву считается синонимом ада на земле. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной по своей глупости халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Под утро трупами были завалены целые квартиры и улицы: яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?

Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ

Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.

Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ядерное топливо ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.

классификация техногенных аварийЗа десять лет до этого, в 1947 году, стало окончательно понятно, что стране срочно требуется огромное количество оружейного урана-235. Для решения этого вопроса в закрытом городе Озерске было построено крупное предприятие по производству компонентов ядерного оружия. В процессе образовывалось грандиозное количество радиоактивных отходов. Они сливались в специальные «банки», расположенные в полостях, вырубленных в скальной породе. Охлаждение их производилось при помощи стального змеевика. К концу 1956 года одна из трубок прохудилась, емкости охлаждаться перестали. Через год объем активных отходов достиг критической массы и все это взорвалось…

Другой пример

Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…

В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны – просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.

Выброс биологически опасных веществ

Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.

Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».

основные причины техногенных аварий

Внезапное обрушивание зданий

Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа – грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.

В качестве идеального примера можно привести «Трансвааль Парк». Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них – дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых – 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.

Коллапс энергетических систем

Эти происшествия можно поделить на две категории:

  • Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
  • Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.

К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.

Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы

А сейчас нами будет рассмотрена личная безопасность при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы банально это ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!

какие техногенные аварии и катастрофыНе пытайтесь изображать из себя героя, выходя из эпицентра бедствия самостоятельно: следует скооперироваться с прочими пострадавшими и ждать подхода спасательных групп. В случае, когда аварий произошла в холодное время года, необходимо стараться сохранять энергию, собрав все доступные продукты питания и теплую одежду. Если вы находитесь на открытой местности, привлекайте внимание спасателей, зажигая сигнальные костры или пользуясь специальными ракетницами (если они есть).

fb.ru

Что такое промышленная авария на производственных объектах: что к ним относится

Количество промышленных аварий в последнее время растет. Крупные катастрофы становятся причиной серьезного ущерба для окружающей среды и человека. Промышленные предприятия отличаются сложными инженерными и техническими комплексами. Потому важно разобраться, какие аварии относятся к промышленным, как их избежать и что делать, если ЧП все же произошло.

Что такое промышленная авария

Для начала стоит разобраться в терминах и определить, что именно стоит относить к указанному понятию. В классе школьники на уроках ОБЖА проходят данную тему.  Промышленные аварииэто катастрофы, произошедшие на промышленном объекте, которые могли причинить ущерб жизни и здоровью людей, повлечь негативные последствия для окружающей среды и нанести материальный ущерб. К подобным ситуациям относятся различные разрушения и повреждения, пожары, частичное или полное уничтожение технического оборудования.

Промышленная авария

К аварии на производстве относят и последствия подобных катастроф, включая взрывы, затопления, выход из строя коммунальных сетей и энергетики, утрата связи.

Наиболее опасными считаются предприятия, на которых происходит изготовление, хранение или использование веществ высокого ядовитого воздействия.

Справка! Запроектная авария промышленного характера называется исходным состоянием, которое не было учтено для проектных катастроф. Часто сопровождается дополнительными проблемами, включая ошибочные решения персонала, отказ системы безопасности. Проектная катастрофа не является синонимом предыдущему понятию. Для нее характерно определение исходных и конечных данных при помощи проекта, а также предусмотрено наличие рычагов системы безопасности для устранения инцидента.

Промышленная авария с пожаром

Виды промышленных аварий и опасности

Промышленные аварии подразделяются на несколько категорий. Каждый вид имеет определенные особенности.

К катастрофам промышленного масштаба относятся химические аварии. Происходят они из-за нарушения технического процесса на предприятии, повреждений емкостей, хранилищ и прочего, где размещаются вещества, что провоцирует их выброс в атмосферу. Большое количество химикатов опасно для здоровья и жизненных показателей окружающих людей. Химические вещества препятствуют нормальному развитию и существованию живого организма. В некоторых ситуациях, катастрофа заканчивается летальным исходом.

Следующим видом является радиационная катастрофа. Характеризуется выходом радиоактивных веществ или излучения за безопасные пределы на производстве. В результате население, находящееся рядом, подвергается излучению, а окружающая среда загрязняется. Главной опасностью является именно воздействие радиации. Такое чрезвычайное происшествие может сопровождаться взрывами и возгораниями. При воздействии на организм радиации поражаются внутренние органы, развивается лучевая болезнь. В итоге это провоцирует наступление у пострадавшего смерти.

Важно! Опасны также предметы, которые были подвержены излучению.

Следующий вид гидродинамический. Характеризуется разрушением или поломкой гидротехнического объекта полностью или частично. Вода становится неуправляемой. Она в большом количестве начинает перемещаться по территории производства, затопляя и разрушая всю территорию. Спровоцировать полную аварию может не только человек, но и силы природы.

Транспортный вид также относится к аварии на производстве. Последствиями являются травмы различной степени и ожоги. Опасность представляет любой вид транспорта, включая воздушные судна, железнодорожный, автомобильный и водный. На производстве происходят подобного вида аварии не при передвижении, а перемещении транспорта.

Утечка газа также отличается высокой степенью опасности. Многие природные газы не безопасны для окружающей среды и человека. Наибольшую опасность представляют метан и сжиженный нефтяной газ. Последний часто применяется в бытовых колониях, используется в виде баллонов. В ходе утечки у пострадавшего начинаются признаки удушья и отравления.

Важно! Газ может спровоцировать взрыв. Он весьма опасен, потому при работе с ним важно соблюдать все правила и рекомендации по безопасности.

Ликвидация ЧС

Основные причины промышленных аварий

Аварии на производственных объектах случаются по разным причинам. Объекты, на территории которых находятся вещества или оборудование, представляющие угрозу для окружающей среды и человека, признаны опасными. Потому, стоит разобраться, что провоцирует ЧС, чтобы сократить риск ее возникновения. Причинами, вызывающими аварии, являются:

  • Нарушения в технологии производства;
  • Пренебрежение правилами использования машин и оборудования;
  • Нарушение правил безопасности, установленных на конкретном предприятии;
  • Ошибки в регламенте проведения работ по ремонту;
  • Ошибки в организации производственного процесса;
  • Природные явления и стихийные бедствия.

Последние также часто провоцируют катастрофы. Что приводит к серьезному загрязнению атмосферы, человеческим жертвам.

Последствия промышленной аварии

Что делать в случае промышленной аварии

Если предотвратить происшествие не получилось, важно знать, как действовать в сложной ситуации. От действий каждого человека зависит масштаб трагедии, количество пострадавших. На выбор конкретной схемы действий влияет вид аварии. Но есть ряд общих рекомендаций, которых необходимо придерживаться. Если авария маленькая и сводится к поломке оборудования, работнику следует отключить его от питания, сообщить о происшествии начальнику. Дальнейшие действия должны соответствовать инструкциям и планам по безопасности, утвержденным на производстве.

При более масштабных происшествиях, вроде утечки газа, взрыва, необходимо действовать следующим образом:

  1. Постараться устранить угрозу для здоровья и жизни окружающих. При необходимости пострадавшим оказывают первую помощь, вызывают бригаду медиков;
  2. Дополнительно вызывают пожарных, МЧС. Лучше, если заниматься этим будут несколько лиц, что ускорит процесс. Объединять звонки и поручать их одному человеку не стоит;
  3. Когда опасность для окружающих снижена, создается специальная комиссия для расследования всех нюансов произошедшего. В ее состав входит руководитель организации, его заместитель, инженер и человек, ответственный за безопасность на предприятии. Дополнительно может быть вызван эксперт для независимой оценки;
  4. На завершающем этапе комиссия проводит осмотр места, где все произошло. По результатам этого составляется протокол, обязательно нужно зафиксировать место случившегося при помощи фото или видео.

Затем составляется акт. Форма его зависит от многих нюансов, например, были ли в результате ЧП пострадавшие.

При попытках ликвидировать очаг аварии, важно четко понимать, насколько опасной является ситуация. Не рекомендуется рискуя жизнью и здоровьем устранять катастрофу. Лучше вывести людей из опасной зоны и позволить специальным службам ликвидировать ЧС.

Справка! Примером одной из серьезных аварий является техногенная катастрофа на химкомбинате «Маяк». Это произошло в 1957 году. Последствия произошедшего оцениваются как тяжелые. Занимает 3 место среди всех катастроф подобного характера по всему миру. Ликвидация последствий была массовой и комплексной. Но избежать кризиса не удалось.

На территории Российской Федерации множество опасных промышленных предприятий. Только в Волгоградской области их можно насчитать десятки. По всей России это число довольно большое. Халатное отношение к безопасности приводит к смертельным исходам. Потому должны проводиться регулярные инструктажи на предприятии, обучение технике безопасности.

ohranatryda.ru

Крупнейшие радиационные аварии и катастрофы в мире. Справка

3 марта 1949 года в Челябинской области в результате массового сброса комбинатом «Маяк» в реку Теча высокоактивных жидких радиоактивных отходов облучению подверглись около 124 тысяч человек в 41 населенном пункте. Наибольшую дозу облучения получили 28 100 человек, проживавших в прибрежных населенных пунктах по реке Теча (средняя индивидуальная доза – 210 мЗв). У части из них были зарегистрированы случаи хронической лучевой болезни.

12 декабря 1952 года в Канаде произошла первая в мире серьезная авария на атомной электростанции. Техническая ошибка персонала АЭС Чолк-Ривер (штат Онтарио) привела к перегреву и частичному расплавлению активной зоны. Тысячи кюри продуктов деления попали во внешнюю среду, а около 3800 кубических метров радиоактивно загрязненной воды было сброшено прямо на землю, в мелкие траншеи неподалеку от реки Оттавы.

29 ноября 1955 года «человеческий фактор» привел к аварии американский экспериментальный реактор EBR-1 (штат Айдахо, США). В процессе эксперимента с плутонием, в результате неверных действий оператора, реактор саморазрушился, выгорело 40% его активной зоны.

29 сентября 1957 года произошла авария, получившая название «Кыштымская». В хранилище радиоактивных отходов ПО «Маяк» в Челябинской области взорвалась емкость, содержавшая 20 миллионов кюри радиоактивности. Специалисты оценили мощность взрыва в 70-100 тонн в тротиловом эквиваленте. Радиоактивное облако от взрыва прошло над Челябинской, Свердловской и Тюменской областями, образовав так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след площадью свыше 20 тысяч кв. км. По оценкам специалистов, в первые часы после взрыва, до эвакуации с промплощадки комбината, подверглись разовому облучению до 100 рентген более пяти тысяч человек. В ликвидации последствий аварии в период с 1957 по 1959 год участвовали от 25 тысяч до 30 тысяч военнослужащих. В советское время катастрофа была засекречена.

10 октября 1957 года в Великобритании в Виндскейле произошла крупная авария на одном из двух реакторов по наработке оружейного плутония. Вследствие ошибки, допущенной при эксплуатации, температура топлива в реакторе резко возросла, и в активной зоне возник пожар, продолжавшийся в течение 4 суток. Получили повреждения 150 технологических каналов, что повлекло за собой выброс радионуклидов. Всего сгорело около 11 тонн урана. Радиоактивные осадки загрязнили обширные области Англии и Ирландии; радиоактивное облако достигло Бельгии, Дании, Германии, Норвегии.

В апреле 1967 года произошел очередной радиационный инцидент в ПО «Маяк». Озеро Карачай, которое ПО «Маяк» использовало для сброса жидких радиоактивных отходов, сильно обмелело; при этом оголилось 2-3 гектара прибрежной полосы и 2-3 гектара дна озера. В результате ветрового подъема донных отложений с оголившихся участков дна водоема была вынесена радиоактивная пыль около 600 Ku активности. Была загрязнена территория в 1 тысячу 800 квадратных километров, на которой проживало около 40 тысяч человек.

В 1969 году произошла авария подземного ядерного реактора в Люценсе (Швейцария). Пещеру, где находился реактор, зараженную радиоактивными выбросами, пришлось навсегда замуровать. В том же году произошла авария во Франции: на АЭС «Святой Лаврентий» взорвался запущенный реактор мощностью 500 мВт. Оказалось, что во время ночной смены оператор по невнимательности неправильно загрузил топливный канал. В результате часть элементов перегрелась и расплавилась, вытекло около 50 кг жидкого ядерного топлива.

18 января 1970 года произошла радиационная катастрофа на заводе «Красное Сормово» (Нижний Новгород). При строительстве атомной подводной лодки К 320 произошел неразрешенный запуск реактора, который отработал на запредельной мощности около 15 секунд. При этом произошло радиоактивное заражение зоны цеха, в котором строилось судно.

В цехе находилось около 1000 рабочих. Радиоактивного заражения местности удалось избежать из-за закрытости цеха. В тот день многие ушли домой, не получив необходимой дезактивационной обработки и медицинской помощи. Шестерых пострадавших доставили в московскую больницу , трое из них скончались через неделю с диагнозом острая лучевая болезнь, с остальных взяли подписку о неразглашении произошедшего на 25 лет.

Основные работы по ликвидации аварии продолжались до 24 апреля 1970 года. В них приняло участие более тысячи человек. К январю 2005 года в живых из них осталось 380 человек.

Семичасовой пожар 22 марта 1975 года на реакторе АЭС «Браунс Ферри» в США (штат Алабама) обошелся в 10 млн долларов. Все случилось после того, как рабочий с зажженной свечой в руке полез заделать протечку воздуха в бетонной стене. Огонь был подхвачен сквозняком и распространился через кабельный канал. АЭС на год была выведена из строя.

Самым серьезным инцидентом в атомной энергетике США стала авария на АЭС Тримайл-Айленд в штате Пенсильвания, произошедшая 28 марта 1979 года. В результате серии сбоев в работе оборудования и грубых ошибок операторов на втором энергоблоке АЭС произошло расплавление 53% активной зоны реактора. Произошел выброс в атмосферу инертных радиоактивных газов – ксенона и йода Кроме того, в реку Сукуахана было сброшено 185 кубических метров слаборадиоактивной воды. Из района, подвергшегося радиационному воздействию, было эвакуировано 200 тысяч человек.

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской АЭС (Украина) произошла крупнейшая ядерная авария в мире, с частичным разрушением активной зоны реактора и выходом осколков деления за пределы зоны. По свидетельству специалистов, авария произошла из-за попытки проделать эксперимент по снятию дополнительной энергии во время работы основного атомного реактора. В атмосферу было выброшено 190 тонн радиоактивных веществ. 8 из 140 тонн радиоактивного топлива реактора оказались в воздухе. Другие опасные вещества продолжали покидать реактор в результате пожара, длившегося почти две недели. Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. В результате аварии произошло радиоактивное заражение в радиусе 30 км. Загрязнена территория площадью 160 тысяч квадратных километров. Пострадали северная часть Украины, Беларусь и запад России. Радиационному загрязнению подверглись 19 российских регионов с территорией почти 60 тысяч квадратных километров и с населением 2,6 миллиона человек.

30 сентября 1999 года произошла крупнейшая авария в истории атомной энергетики Японии. На заводе по изготовлению топлива для АЭС в научном городке Токаймура (префектура Ибараки) из-за ошибки персонала началась неуправляемая цепная реакция, которая продолжалась в течение 17 часов. Облучению подверглись 439 человек, 119 из них получили дозу, превышающую ежегодно допустимый уровень. Трое рабочих получили критические дозы облучения. Двое из них скончались.

9 августа 2004 года произошла авария на АЭС «Михама», расположенной в 320 километрах к западу от Токио на о.Хонсю. В турбине третьего реактора произошел мощный выброс пара температурой около 200 градусов по Цельсию. Находившиеся рядом сотрудники АЭС получили серьезные ожоги. В момент аварии в здании, где расположен третий реактор, находились около 200 человек. Утечки радиоактивных материалов в результате аварии не обнаружено. Четыре человека погибли, 18 – серьезно пострадали. Авария стала самой серьезной по числу жертв на АЭС в Японии.

ria.ru

Самые распространенные виды ДТП


  • Наезд на пешеходов – это почти половина общего количества видов ДТП. (48-49,5%)
  • Столкновения автомобилей и других транспортных средств – чуть более трети (около 35-36%)
  • Наезды на определенные препятствия – 5%.
  • Опрокидывание транспортного средства – 4,7%.

Интересный факт — вопреки общему мнению, в ДТП часто попадают вовсе не новички, а опытные водители (опыт – от 3-х лет).

Рассмотрим опасные виды ДТП.

Лобовое столкновение

Самый опасный вид ДТП. Как правило, это случается при выезде одного из автомобилей на встречную полосу. От всего количества происшествий занимает около 15%. Как известно, при лобовом ударе сила столкновения в два раза больше, чем при другом ударе в стационарный объект. Естественно, деформация кузова куда больше, и шансы выжить в такой ситуации сравнительно невысоки. Обычно вопрос виноватости тут не стоит – кто выехал на «встречку», тот и виновен. Но не нужно все пускать на самотек, даже если вы невиновны. Активно участвуйте в замерах, проводимых сотрудником ГИБДД или аварийным комиссаром, ведь они могут ошибиться. Если вы подпишите неверно составленную схему происшествия, то можете, как минимум, получить признание вины обоюдным.

Если вы все же подпишете неправильный протокол, то потом исправить ситуацию будет проблематично. Да и со стороны выглядит некрасиво – вы подписали документ, а потом отвергаете его, когда это могло грозить признанием вашей виноватости. Сомнительно, особенно с точки зрения свидетелей. Стоит отметить, что сейчас замеры проводят не рулеткой (хотя и она присутствует), а лазерной указкой по постоянным ориентирам. Зимой нужно учитывать еще одно обстоятельство — мерять нужно по ширине дороги, а не по бордюрам (они могут утопать в снегу после работы снегоуборочных машин).

Наезд на пешехода

Наиболее частый случай ДТП. Примечателен тем, что пешеход беззащитный и почти гарантированно получит тяжелые травмы после удара снаряда массой в тонну. В данной ситуации нужно знать несколько вещей. Автомобиль – источник опасности, и контроль над ним можно потерять в любую секунду. Например, внезапный отказ тормозов. Это может привести к тяжелым последствиям, но водитель не в состоянии проконтролировать ситуацию.

Пешеходу на заметку. Проезжая часть – территория водителя. Вторгаться на нее можно лишь в определенных местах, при соблюдении требуемых условий и в определенное время. Если, допустим, пешеход перебегает или не спеша переходит проезжую часть в неположенном месте, он подвергает себя риску, и если он попадает под колеса транспортного средства, то в данном случае его вина очевидна. Мало того, ему придется оплатить ущерб автомобиля.

Но если автомобилист не применил мер во избежание возможного столкновения (скажем, торможения или отруливания), то согласно пункту 10.1 ПДД доля вины есть и на водителе. Стоит отметить, что часто пешеходы выбегают на проезжую часть неожиданно, и у водителя остается минимум времени на реакцию. В таком случае остается надеяться, что нога ударит по тормозам, но удастся избежать заноса (иначе количество участников ДТП может возрасти во много раз). Если после данной ситуации пешеход не имеет видимых повреждений, то не нужно покидать место происшествия. Может быть, у пострадавшего болевой шок. Известны случаи, когда пешеход приходил домой со сломанными ногами, руками и ребрами, а потом обращался в медицинские учреждения. Доктора следуют инструкции и сообщают о травмированных в органы внутренних дел. В таком случае водитель фактически становится преступником, который, к тому же, скрылся с места происшествия. И автовладельцу при неблагоприятных обстоятельствах может грозить наказание по уголовной статье.

Удар в стационарную машину

Самым забавным (если конечно вообще можно применять это слово) видом ДТП можно считать ситуацию, когда в мирно стоящую на обочине или перекрестке машину врезается иная. Но забавно это скорее многочисленными анекдотами по этому поводу. Реальные же последствия могут быть совсем невеселыми. Большинство водителей ставят подголовники на низкий уровень (мол, лучше вид). В случае удара в заднюю часть машины голова также по инерции двигается назад. И если подголовник не выставлен нормально, то это чревато травмами шеи и головы. Вроде очевидно, что виноват тот, кто сзади.

Но если удачно выставить осколки стекла и обломки кузова, провинившийся водитель может сказать, что потерпевший сам включил задний ход. В таком случае остается надеяться на свидетелей и профессионализм сотрудников ГИБДД.

ДТП на перекрестках

Такие происшествия наиболее сложны с точки зрения определения степени виноватости того или иного участника движения. Водители начинают размахивать руками и активно доказывать свою правоту. Не нужно заниматься выяснением и доказательством казалось бы очевидных (на ваш взгляд) фактов. Лучше сразу искать свидетелей. Они помогут доказать вашу невиновность.

Не всегда ДТП на перекрестке – это банальная ситуация, когда один маневр начинает, а другой его заканчивает. Пример. Водитель со второстепенной дороги вылетает на главную и врезается в другой автомобиль, которым управляет нетрезвый человек. Не нужно думать, что обязательно виноват пьяный, вовсе нет. Он виновен, что сел в таком состоянии за руль, и только за это его накажут, лишат прав на управление транспортным средством.

Напоследок

Нужно отметить, что все перечисленные виды происшествий не есть исчерпывающими, а названные ситуации – единственно возможные. Существуют и другие. В статье была затронута так называемая классика жизни на дороге. Вспоминаем поговорку: «тише едешь – дальше будешь».

 

Источник

zabarankoi.mirtesen.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о